Коваль Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 373.24

Коваль Е.В.

студентка 2 курса

педагогического факультета

УО ”Гродненский государственный университет имени Я. Купалы”, г. Гродно.

(Научный руководитель – Е. А. Ковалева, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства

ГрГУ им. Янки Купалы)

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности в учреждении дошкольного образования. 

 На сегодняшний день проблема формирования самостоятельности, активности, инициативности, как наиболее значимых качеств в развитии личности современного ребёнка дошкольного возраста, особенно актуальна. Значительную роль в формировании самостоятельности детей играют родители, и считается неправильным, когда взрослый старается выполнить всю работу за ребенка, опираясь на то, что так будет быстрее, лучше и надежней. И для того, чтобы сформировать самостоятельность ребенка, предлагается поддерживать развитие инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Актуальной проблеме формирования самостоятельности дошкольников в процессе трудовой деятельности посвящены исследования известных психологов, педагогов, а также представителей других наук. Я.А. Коменский занимался рядом вопросов о развитии детской самостоятельности в процессе трудовой деятельности. Труды К.Д. Ушинского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович., А.Л. Венгера и другие вносят огромный вклад в исследования самостоятельности у детей дошкольного возраста. В настоящее время учеными Л.И. Анцыферовой, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской, Н.В. Елизаровым изучаются психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности.

К.Д. Ушинский отмечал, что важное место в формировании самостоятельности занимает трудовая деятельность. Во многих своих работах он определил теоретический и методологический взгляд на трудовую деятельность детей. Он писал: «Самостоятельность не только должна развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду трудиться, без помощи взрослых» [1, с. 74 ].

Д.И. Писарев писал, «чтобы воспитать в ребенке это качество, не следует мешать ему быть самостоятельным в процессе трудовой деятельности, не следует ограничивать эту самостоятельность» [2, с. 248]. В этом и есть суть утверждения: самостоятельность ребенка как личностное качество можно сформировать через трудовую деятельность, которая выступает как фактор воспитания дошкольника. Стать самостоятельным –  главная необходимость и естественная потребность ребенка.

Самостоятельность определяется как одно из главных качеств личности ребенка, социальная ценность которого обусловлена ее направленностью,  высоким уровнем активности человека как субъекта деятельности, поэтому воспитатели дошкольных учреждений должны выполнять нормы формирования самостоятельности в процессе трудовой деятельности, разрабатывая при этом консультации для родителей и максимальное вовлечение детей  в труд [3, с. 210].

Каждый день жизнь ребенка в детских дошкольных учреждениях наполнена трудовой деятельностью: чтобы провести какое-либо занятие, необходимо подготовить рабочее место; закончив игру,  самостоятельно убрать за собой игрушки; каждый день подготавливаться к тихому часу (сну), застилать постель после сна, аккуратно вешать одежду на стульчик, привести в порядок свой внешний вид.  При выполнении всех этих правил ребенок выполняет трудовые усилия, от воспитателя  требуется постоянное внимание к тому, насколько хорошо и быстро все эти действия выполняются ребенком.

Так педагог создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезным делам. Большое значение в помощи воспитателя помогают принятые в детском саду формы организации труда дошкольников – поручения, дежурства, коллективный труд.

В дошкольном возрасте ребенок принимает участие в процессе трудовой деятельности, учится выполнять те несложные обязанности, которые предъявляются ему в детском саду и в семье. Только при условии повседневного участия в трудовой деятельности происходит формирование самостоятельности ребенка, как определенное воздействие и подготовка его к осознанию нравственной стороны труда.

При организации труда задачей педагога является обеспечение развития самостоятельности детей, помощь и приобретение уверенности в своих силах, формирование умений и навыков, которые им пригодятся в дальнейшем, воспитание ответственности за выполнение трудовой деятельности.

В учреждении дошкольного образования воспитатель формирует основные аспекты самостоятельности ребёнка в трудовой деятельности:

— уделяет особое внимание значению трудовой деятельности в обществе;

— следит, чтобы трудовая деятельность детей соответствовала возрастным параметрам;

— следит за соблюдением норм нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

— формирует навыки самостоятельности детей в процессе трудовой деятельности;

— создаёт благоприятную психологическую атмосферу;

— направляет внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Учитывая особую актуальность проблемы формирования самостоятельности дошкольников в процессе трудовой деятельности нами была проведено исследование на базе ГУО «ДЦРР № 89 г.Гродно» с детьми старшего дошкольного возраста. В исследовании были использованы диагностические методики: беседа “Самостоятельность: что это значит?” А.Н. Атаровой, и модификация методики “Лесенка” Д.Г. Щур, направленные на выявление уровня сформированной самостоятельности дошкольников.

Как показывают результаты проведённой беседы “Самостоятельность: что это значит?” (А.Н. Атаровой), 20% детей демонстрируют высокий уровень значимости самостоятельности, ребенок понимает ее значение и необходимость. 55% дошкольников показали средний уровень значимости самостоятельности. Дети описывают самостоятельность одним-двумя действиями, однозначно положительно оценивают самостоятельные и ответственные действия, понимают значимость и нужность самостоятельности, но затрудняются при их объяснении. 25% детей дошкольного возраста демонстрируют низкий уровень значимости самостоятельности. Дети ничего не знают о самостоятельности и ее проявлениях, недостаточно понимают ее значимость

Результаты методики №2  “Лесенка” (Д.Г. Щур), где 45% детей демонстрируют низкий уровень самооценки собственной самостоятельности. Дети обращались за помощью к воспитателю или своим сверстникам. Средний уровень, где дети самостоятельно выполняют задания и поручения, часто обращаются за помощью к сверстникам, или к воспитателю  показали 30% дошкольников, 25% детей из группы показали высокий уровень самооценки собственной самостоятельности. Задания выполнялись самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых.

Исходя из полученных результатов, проведенные нами методики с детьми старшего дошкольного возраста показали не вполне удовлетворительный результат. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются в большинстве своём низким и средним уровнем сформированной самостоятельности.

Для формирования самостоятельности детей дошкольного возраста следует организовывать различные игровые ситуации и задания, направленные на самостоятельную деятельность дошкольников. Целесообразно организовывать такие формы, как рассматривание иллюстраций, на которых дети самостоятельно умываются, одеваются, накрывают на стол, поливают комнатные растения, кормят домашних животных, помогают сверстникам и родителям и т.д. Совместная деятельность педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Особое внимание необходимо уделять организации трудовой деятельности – дежурства по группе, полив растений и др. Проводить с детьми беседы на разные темы: “Быть самостоятельным хорошо или плохо?”, “Я проявляю самостоятельность”, “ Мы делаем сами” и т.п. Читать детям рассказы, например Ю. Сотникова “Как я был самостоятельным”, в котором автор описывает свое детство и жизненные ситуации, в которые он попадал.

Таким образом, формы и методы организации по формированию самостоятельности позволяют взрослому направлять инициативу ребенка выполнять задания самостоятельно. У ребенка происходит полное удовлетворение потребностей в момент самостоятельности. Интересный и увлекательный труд доставляет им положительные эмоции, а это — основа для формирования в дальнейшем желания делать что-либо самому, устойчивого интереса к самостоятельности.

Список литературы

 

  1. Буре, Р.С.Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С.Буре, Г.Н.Година – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 248 с.
  2. Година, Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г. Н. Година; под. ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1987. – 74 с.
  3. Саморукова, П.Г.Дошкольная педагогика / П.Г. Саморукова, В.И. Логинова. – М.: Просвещение, 1983. – 210 с.

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Коваль Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  1. Елизавета Занемонская говорит:

    Приобщение детей к труду очень полезно. Проявление самостоятельности так же приветствуется в дошкольное возрасте. Скажите, вот Вы приводите некоторые рекомендации по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста, применяли ли Вы их на практике?

Обсуждение закрыто.