УДК 37.02
Кулешова В.Д.
Студентка 3 курса специальности 5В010200 –ПМНО Казахского Национального педагогического университета им.Абая
(научный руководитель- Кдырбаева А.А., к.ф-м.н, профессор КазНПУ им.Абая; Рябова Е.В., магистр педагогики, старший преподаватель кафедры ПМНО КазНПУ им.Абая)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации групповой формы обучения младших школьников для формирования межличностных отношений, которые играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка в разнообразной совместной деятельности.
Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию межличностных отношений и мотива деятельности учащихся.
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с педагогами и сверстниками, с включением в новый коллектив, в новый вид деятельности. Именно межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью. Для развития межличностных отношений младших школьников необходима разнообразная совместная деятельность и определённое время.
Анализ психолого – педагогической и методической литературы последних лет позволяет утверждать, что этот вопрос находится под пристальным вниманием учителей, ученых, родительской общественности. Л.В. Гикал, упоминал в своей статье про групповую форму работы, как форме организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются малые рабочие группы для того, что бы вместе выполнять учебные работы[1,с.31].
Е.И. Пассов дает следующее определение: «группа — это определенное количество учеников от 3-х до 5-ти, временно объединенных преподавателем или по собственной воле, в целях выполнения учебного задания»[2,с.12].
А.Н.Касенова описывает проведение групповых работ на уроках в начальной школе, объясняя это высокой эффективностью, которая поможет усвоению материала и информации, её запоминанию и применению в дальнейшей жизни[3,с.70].
Курс «Познание мира» предоставляет немалые возможности для формирования межличностных отношений и учебных навыков учащихся через соответствующую организацию познавательной деятельности..
Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что организация групповой работы может быть представлена различными способами. Один из них приводим в таблице 1:
Таблица 1. Приемы и организация групповой работы.
| Название приёма | Характеристика |
| Мозговой штурм. | Проводится для развития идей, правильного распределения ролей в группе, данный приём способствует развитию нестандартного решения проблем, раскрытому мышлению, развитию аналитических качеств ума, приобретению умений в коллективной работе. |
| Игра «Продолжи». | Данный приём проводится для развития логического мышления путём составлений предложений по данной тематике, способствует развитию творческого мышления. |
| Поймай ошибку | Данный приём способствует внимательности и нахождению правильной информации, умению применять свои знания в нестандартных ситуациях на уроках, критическому мышлению, через доказательства и приведения аргументов. |
| Снежный ком. | Данный приём способствует развитию самостоятельности, сосредоточенности, умению слушать, развитию речи, связи между словами.
|
| Карусель | Данный приём способствует налаживанию контактов между одноклассниками, умению планировать, оговариваться, задавать правильно вопросы. |
| Прием «Зигзаг». (Метод пилы) | Данный приём организации группы по 5 человек способствует созданию благоприятной обстановки и решению большего количества вопросов за кротчайшее время методом обмена информации между учениками. |
Используя данные приёмы в работе, мы смогли научить детей работать вместе на уроках познания мира.Так же мы совместно с детьми на уроке познания мира сформулировали правила работы групп, что способствовало формированию отношений между детьми:
- Слушать, думать, говорить;
- Говори в полголоса, ясно, по теме;
- Запиши свои идеи;
- Уважай мнения других, не перебивай, не критикуй;
- Помоги, если тебя просят, не жди подсказок;
- Успех работы зависит от каждого;
- Выполняй свои обязанности.
Данные правила помогли ученикам легче воспринять новый вид деятельности, учиться на своих ошибках, они смогли комфортно оценивать ситуацию и знать, что будут услышаны. С самого начала осуществлять данную работу стали через фронтальную работу, но когда у учеников класса возникали затруднения, то они могли позвать помощника для оценивания свой деятельности; но помощника назначал учитель.
Следующим этапом проведения групповых работ на уроке является разделение учащихся на группы. На уроках Познания мира мы организовывали группы детей различными способами(см.Таблица 2).
Таблица 2.Способы организации групп.
| Способ | Описание |
| По желанию | Дети разбиваются по 5 человек по своему желанию |
| По выбору лидера | Учитель назначает лидера, который распределяет детей по группам |
| По выбору учителя | Учитель самостоятельно распределяет детей по группам |
| По определённому признаку | Учитель выбирает определённый фактор на пример: предлагает разделиться детям по любимому времени года. |
| По жеребьёвке | Учитель раздаёт заранее заготовленный материал, вытянув карточки, ученики рассаживаются по своим группам. |
Далее с детьми была проанализирована важность объединения в группы для достижения результата с использованием опыта детей по применению поговорок, пословиц, сказок, которые показывают, что успех совместной деятельности будет зависеть от общих усилий.
Перед выполнением групповой работы необходимо с детьми обговорить или сформулировать критерии успешности. Например:
- Все участники группы принимали участие;
- Соблюдение дисциплины; Аккуратность
- Выполнять задания в определённое время;
- Творческий подход;
- Оценивание самого себя и группы;
Свои работы, выполненные в группе, дети могли представить в виде:
- Защита «проекта»;
- Кластер;
- План выступления рассказа;
- Вопросы к тексту;
- Таблица сравнительная;
- Сочинение;
- Сказка;
- Стихотворения;
- Рисунок, коллаж, иллюстрация;
- Инсценировка.
После организационных моментов постепенно переходим к самой организации оценивания[4,с.45]. Тут необходимо учитывать принцип систематизации:
- Дифференциация заданий
- Постепенное нарастание сложности
- Увеличение самостоятельных работ
- Умение детей выполнять роли
При защите работ учеников учителю необходимо давать обратную связь, проговаривая положительные и отрицательные моменты, которые могут произойти во время работы в группе. В ходе работы групп учащиеся могли меняться ролями. Роли в группе описаны в таблице 4.
Таблица 3. Роли в группе.
| Роли | Функции |
| Планировщик | Изучает поставленные задачи, планирует варианты решений. |
| Секретарь | Применяет все варианты решения задач, записывает, фиксирует все варианты группы. |
| Критик | Анализирует всю выполненную работу, проверяет, оценивает, аргументирует. |
| Тайм менеджер | Ведёт контроль над выполненной работой, соблюдает все критерии и напоминает группе, а так же контролирует время работы. |
| Спикер | Назначает роли в группе, осуществляет презентацию выполненную рауту группы |
Работа по организации групповых форм взаимодействия направлена на, то чтобы побуждать в учениках постоянное любопытство, а, значит, познавательный интерес и активность. Задания, выполняемые на всех этапах урока, показывают, что групповая форма работы тесно связана с формированием межличностных отношений у младших школьников. Предложенные в данной статье приемы и результаты апробированы автором.
Список литературы
- Гикал, Л.В., Групповая работа как эффективная форма организации урока / Л.В. Гикал // Начальное образование. — 2009. — № 6. — С. 31-32.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 1991. — 174 с.
3.Касенова, А.Н. Основы групповой организации обучения учащихся младших классов: Методическое пособие/ Касенева А.Н., Ковалёв С.Э..- Усть- Каменогорскhttp://www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Pedagogica/3_129988.doc.htm к,2015.- 6 с.
4.Корбакова, И.Н. Деятельностный метод обучения: описание. — М.,2004. — 304 с.