Кулешова В.Д. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ

УДК 37.02

Кулешова В.Д.

Студентка 3 курса специальности 5В010200 –ПМНО Казахского Национального педагогического университета им.Абая

(научный руководитель- Кдырбаева А.А., к.ф-м.н, профессор КазНПУ им.Абая; Рябова Е.В., магистр педагогики, старший преподаватель кафедры ПМНО КазНПУ им.Абая)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ

 Аннотация. Статья посвящена вопросам организации групповой формы обучения младших школьников для формирования межличностных отношений, которые играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка в разнообразной совместной деятельности.

 

Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию межличностных отношений и мотива деятельности учащихся.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с педагогами и сверстниками, с включением в новый коллектив, в новый вид деятельности. Именно межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью. Для развития межличностных отношений младших школьников необходима разнообразная совместная деятельность и определённое время.

Анализ психолого – педагогической и методической литературы последних лет позволяет утверждать, что этот вопрос находится под пристальным вниманием учителей, ученых, родительской общественности. Л.В. Гикал, упоминал в своей статье про групповую форму работы, как форме организации деятельности учащихся, при которой в  классе создаются малые рабочие группы для того, что бы вместе выполнять учебные работы[1,с.31].

Е.И. Пассов дает следующее определение: «группа — это определенное количество учеников от 3-х до 5-ти, временно объединенных преподавателем или по собственной воле, в целях выполнения учебного задания»[2,с.12].

А.Н.Касенова описывает проведение групповых работ на уроках в начальной школе, объясняя это высокой эффективностью, которая поможет усвоению материала и информации, её запоминанию и применению в дальнейшей жизни[3,с.70].

Курс «Познание мира» предоставляет немалые возможности для формирования межличностных отношений и учебных навыков учащихся  через соответствующую  организацию познавательной деятельности..

Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что организация групповой работы может быть представлена различными способами. Один из них приводим в таблице 1:

Таблица 1. Приемы и организация групповой работы.

Название приёма Характеристика
Мозговой штурм. Проводится для развития идей, правильного распределения ролей в группе, данный приём способствует развитию нестандартного решения проблем, раскрытому мышлению, развитию аналитических качеств ума, приобретению умений в коллективной работе.
Игра «Продолжи». Данный приём проводится для развития логического мышления путём составлений предложений по данной тематике, способствует развитию творческого мышления.
Поймай ошибку Данный приём способствует внимательности и нахождению правильной информации, умению применять свои знания в нестандартных ситуациях на уроках, критическому мышлению, через доказательства и приведения аргументов.
Снежный ком. Данный приём способствует развитию самостоятельности, сосредоточенности, умению слушать, развитию речи, связи между словами.

 

Карусель Данный приём способствует налаживанию контактов между одноклассниками, умению планировать, оговариваться, задавать правильно вопросы.
Прием «Зигзаг». (Метод пилы) Данный приём организации группы по 5 человек способствует созданию благоприятной обстановки и решению большего количества вопросов за кротчайшее время методом обмена информации между учениками.

 

Используя данные приёмы в работе, мы смогли научить детей работать вместе на уроках познания мира.Так же мы совместно с детьми на уроке познания мира сформулировали правила работы  групп, что способствовало формированию отношений между детьми:

  • Слушать, думать, говорить;
  • Говори в полголоса, ясно, по теме;
  • Запиши свои идеи;
  • Уважай мнения других, не перебивай, не критикуй;
  • Помоги, если тебя просят, не жди подсказок;
  • Успех работы зависит от каждого;
  • Выполняй свои обязанности.

Данные правила помогли ученикам легче воспринять новый вид деятельности, учиться на своих ошибках, они смогли комфортно оценивать ситуацию и знать, что будут услышаны. С самого начала осуществлять данную работу стали через фронтальную работу, но когда у учеников   класса  возникали затруднения, то они  могли позвать помощника для оценивания свой деятельности; но помощника назначал учитель.

Следующим этапом проведения групповых работ на уроке является разделение учащихся на группы. На уроках Познания мира мы организовывали группы детей различными способами(см.Таблица 2).

Таблица 2.Способы организации групп.

Способ Описание
По желанию Дети разбиваются по 5 человек по своему желанию
По выбору лидера Учитель назначает лидера, который распределяет детей по группам
По выбору учителя Учитель самостоятельно распределяет детей по группам
По определённому признаку Учитель выбирает определённый фактор на пример: предлагает разделиться детям по любимому времени года.
По жеребьёвке Учитель раздаёт заранее заготовленный материал, вытянув карточки, ученики рассаживаются по своим группам.

 

Далее с детьми была проанализирована важность объединения в группы для достижения результата с использованием опыта детей по применению поговорок, пословиц, сказок,  которые показывают, что успех совместной деятельности  будет зависеть от общих усилий.

Перед выполнением групповой работы необходимо с детьми обговорить или сформулировать критерии успешности. Например:

  • Все участники группы принимали участие;
  • Соблюдение дисциплины; Аккуратность
  • Выполнять задания в определённое время;
  • Творческий подход;
  • Оценивание самого себя и группы;

Свои работы, выполненные в группе, дети могли представить в виде:

  1. Защита «проекта»;
  2. Кластер;
  3. План выступления рассказа;
  4. Вопросы к тексту;
  5. Таблица сравнительная;
  6. Сочинение;
  7. Сказка;
  8. Стихотворения;
  9. Рисунок, коллаж, иллюстрация;
  10. Инсценировка.

После организационных моментов постепенно переходим к самой организации оценивания[4,с.45]. Тут необходимо учитывать принцип систематизации:

  • Дифференциация заданий
  • Постепенное нарастание сложности
  • Увеличение самостоятельных работ
  • Умение детей выполнять роли

При защите работ учеников учителю необходимо давать обратную связь, проговаривая положительные и отрицательные моменты, которые могут произойти во время работы в группе.  В ходе работы групп учащиеся могли меняться ролями. Роли в группе описаны в таблице 4.

Таблица  3.  Роли в группе.

Роли Функции
Планировщик Изучает поставленные задачи, планирует варианты решений.
Секретарь Применяет все варианты решения задач, записывает, фиксирует все варианты группы.
Критик Анализирует всю выполненную работу, проверяет, оценивает, аргументирует.
Тайм менеджер Ведёт контроль над выполненной работой, соблюдает все критерии и напоминает группе, а так же контролирует время работы.
Спикер Назначает роли в группе, осуществляет презентацию выполненную рауту группы

 

Работа по организации групповых форм взаимодействия направлена на, то чтобы побуждать в учениках постоянное любопытство, а, значит, познавательный интерес и  активность. Задания, выполняемые на всех этапах урока, показывают, что групповая форма работы тесно связана с формированием межличностных отношений у младших школьников. Предложенные в данной статье приемы и результаты апробированы автором.

 

Список литературы

  1. Гикал, Л.В., Групповая работа как эффективная форма организации урока / Л.В. Гикал // Начальное образование. — 2009. — № 6. — С. 31-32.
  2. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 1991. — 174 с.

3.Касенова, А.Н. Основы групповой организации обучения учащихся младших классов: Методическое пособие/ Касенева А.Н., Ковалёв С.Э..- Усть- Каменогорскhttp://www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Pedagogica/3_129988.doc.htm к,2015.- 6 с.

4.Корбакова, И.Н. Деятельностный метод обучения: описание. — М.,2004. — 304 с.

Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.