Курьян С. Ю. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

УДК 159.9

Курьян С. Ю.

студентка 5 курса психологического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(Научный руководитель – Комарова Т.К., доцент кафедры общей и социальной психологии УО ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат психологических наук, доцент)

 СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

 Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования направленного на изучение особенностей совладающего поведения подростков с разной самооценкой. На основе методов статистического анализа и психологической интерпретации данных доказано наличие статистических различий совладающего поведения у подростков с разным уровнем самооценки

В современных социально-экономических условиях жизнь каждого человека изобилует сложными ситуациями, вынуждающими его преодолевать разного рода затруднения и препятствия или приспосабливаться к ним. Сложность, динамичность и противоречивость жизни ставят личность перед необходимостью поиска наиболее выгодных выходов из трудностей и конфликтов, а также всевозможных кризисов — от личностных до экономических. Проблема преодоления жизненных трудностей носит название совладающего поведения и на сегодняшний день является одной из актуальных, активно разрабатываемых в современной психологии.

Подросток с целью преодоления дискомфортов, проблем и стрессов, наполняющих его жизнь, использует самые разные совладающие стратегии. Как и у взрослых, они проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности. Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей. Так, Лебединский В.В. указывает, что возрастной нормой для подростка является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Вместе с тем, специалисты, отмечают, что не столько эмоциональные, сколько проблемно-ориентированные, конструктивные способы совладания позволяют преодолевать различные школьные и жизненные трудности, обеспечивая успешность подростков [3, с. 72].

Такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, а так же имеет зависимость от оценок родителей, учителей, одноклассников и близких друзей. В этом возрасте самосознание концентрирует в себе изменения, которые происходят в развитии личности [4, c. 19].

Выбор самооценки и механизмов совладания в качестве предмета исследования обусловлен особой значимостью этих психологических феноменов и их ролью в процессе психологической адаптации. Самооценка является одним из важнейших психологических образований, отражающим уровень развития самосознания, и непосредственно участвует в регуляции поведения и деятельности. По мнению ряда исследователей [1-3], выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации подростком своего поведения, деятельности, отношений, в том числе и поведения, направленного на разрешение проблем. Другими словами, самооценка играет важную роль в регуляции использования тех или иных стратегий совладания с жизненными трудностями подростков.

Эти теоретические положения легли в основу нашего эмпирического исследования, целью которого было изучение особенностей совладающего поведения подростков с разной самооценкой.

Эмпирическая гипотеза — существуют различия совладающего поведения у подростков с разной самооценкой. Проверка выдвинутых гипотез осуществлялась в эмпирическом исследовании на выборке из 101 респондента, в возрасте от 13 до 15лет, в том числе 50 мальчиков и 51 девочка. Сбор данных осуществлялся с помощью следующих методик: для определения самооценки  – методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси); для исследования совладающего поведения — копинг-тест Лазаруса.

Результаты эмпирического исследования. С целью дифференциации выборки, нами был изучен уровень самооценки у подростков, также нами были просчитан процент распределения подростков на три группы: подростки с заниженной самооценкой, подростки с завышенной самооценкой и подростки с адекватной самооценкой. Результаты представлены в  таблице 1.

Табл.1 – Результаты диагностики уровня самооценки  подростков

Самооценка Заниженная самооценка Адекватная самооценка Завышенная самооценка
%

(число респондентов)

46,5%

(47)

37,5%

(38)

16%

(16)

Как видно из таблицы 1, большинство подростков имеют заниженную самооценку (46,5%), в то же время завышенную самооценку имеют всего 16 % подростков, а адекватную 37,5% подростков. Из чего мы можем заключить, что большинство подростков с низкой самооценкой склонны думать о себе плохо, проявлять нерешительность и трусость, они не верят в себя и свои возможности.

Так же можно отметить, что с адекватной самооценкой 1/3 подростков они равно признают как свои достоинства, так и недостатки, уверенны в себе, что позволяет им регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности.

В то же время меньшая часть подростков 1/6 имеют завышенную самооценку, они высоко оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

Таким образом, в нашем исследовании респонденты были поделены на три группы: подростки с заниженной самооценкой – 47 респондентов, подростки с адекватной самооценкой – 38 респондентов, а так же подростки с завышенной самооценкой – 16 респондентов.

Затем с целью проверки эмпирической состоятельности гипотезы  о существовании различий совладающего поведения подростков с разной самооценкой  для обработки полученных данных был использован U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2 (подростки с заниженной и адекватной самооценкой) и 3 (подростки с адекватной и завышенной самооценкой).

В начале обсуждения результатов сравнительного анализа различий совладающего поведения подростков с разной самооценкой, хотелось бы обратить внимание на то что, в группах подростков с адекватной и завышенной самооценкой нет статистически значимых различий. Данный факт позволяет нам заключить, что подростки с завышенной и адекватной самооценкой обладают схожим совладающим поведением, особенности совладающего поведения данных групп подростков представлены выше.

Табл. 2 – Результаты сравнительного анализа различий совладающего поведения подростков с заниженной и адекватной самооценкой

Переменные Среднее значение U p
Заниженная

Самооценка

Адекватная самооценка
Конфронтационный копинг 6,47 9,77 195,5 0,000
Дистанцирование 10,78 8,16 207,5 0,001
Самоконтроль 11,30 9,08 234 0,005
Поиск социальной поддержки 12,13 8,66 161 0,000

Продолжение Табл.2

Принятие ответственности 11,69 8,02 191,5 0,000
Бегство-избегание 11,08 9,38 275,5 0,031
Планирование решение проблемы 7,13 11,63 82,5 0,000
Положительная переоценка 6,52 9,19 261,5 0,017

Исходя из полученных данных, представленных в таблице 2, можно увидеть, что есть значимые различия между совладающим поведением подростков с заниженной и с адекватной самооценкой. Подростки с заниженной самооценкой чаще преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в данную проблему. То есть подростки с заниженной самооценкой чаще пытаются дистанцироваться, эмоционально не вовлекаться в сложившуюся проблему, которая вызывает негативные переживания чаще, нежели подростки, имеющие адекватный уровень самооценки. Так же именно подростки с заниженной самооценкой имеют более  высокий контроль поведения, стремление к самообладанию при решении проблем, которые вызывают негативное переживания. То есть подростки с заниженной самооценкой чаще, нежели подростки с адекватной самооценкой, боятся совершить ошибку в поведении или субъективно эмоционально либо неадекватно реагировать на сложившеюся негативную ситуацию.

Подростки с заниженной самооценкой чаще, нежели подростки с адекватной самооценкой, прибегают при разрешении проблемы к привлечению внешних ресурсов, поиска эмоциональной и действенной поддержки. Подростки с заниженной самооценкой из-за неуверенности в себе и в своих силах справиться со сложившейся проблемной ситуацией чаще, нежели подростки с адекватной самооценкой, ожидают поддержки, сочувствия, совета, внимания, а так же конкретной действенной помощи.

Также стоит обратить внимание на то, что подростки с заниженной самооценкой чаще, нежели подростки с адекватной самооценкой, признают свою роль в возникновении проблемы и возлагают на себя ответственность за ее решение. Подростки с заниженной самооценкой чаще прибегают при решении проблем, которые вызывают негативные переживания, к самокритике и самообвинению.

В то же время подростки с заниженной самооценкой, преодолевают негативные переживания в связи с трудностями за счет отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения, нежели подростки с адекватным уровнем самооценки.

Подростки с адекватной самооценкой чаще разрешают проблемы за счет конфронтации, поведенческой активности, нежели подростки с заниженной самооценкой, при умеренном использовании она обеспечивает способность подростков к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций. В то же при частом использовании данная стратегия является неадаптивной, так как она приводит к частым конфликтным ситуация, ссорам и применению агрессивного поведения с целью уйти от сложившейся негативной ситуации.

Также стоит отметить, что подростки, имеющие адекватную  самооценку, чаще преодолевают проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, нежели подростки с заниженной самооценкой. Подростки с адекватной самооценкой планируют собственные действия с учетом объективно сложившихся условий, а так же прошлого опыта и имеющихся у них ресурсов.

Подростки, имеющие адекватную уровень самооценки, чаще преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Можно отметить, что данной стратегии характерно ориентированность на философское осмысление проблемной ситуации. Подростки с адекватной самооценкой в большей степени, нежели подростки с заниженной самооценкой, стремятся к саморазвитию, через позитивное переосмысление сложившейся ситуации и нахождения в ней своих субъективных плюсов и ресурсов.

Табл. 3 – Результаты сравнительного анализа различий совладающего поведения подростков с заниженной и завышенной самооценкой

Переменные Среднее значение U P
Заниженная

Самооценка

Завышенная самооценка
Конфронтационный копинг 6,47 10,47 157 0,000
Дистанцирование 10,78 7,97 254,5 0,001
Самоконтроль 11,30 8,50 227,5 0,000
Поиск социальной поддержки 12,13 9,21 239,5 0,000
Принятие ответственности 11,69 9,33 267 0,003
Бегство-избегание 11,08 8,88 273 0,003
Планирование решение проблемы 7,13 10,50 175,5 0,000
Положительная переоценка 6,52 10,30 199,5 0,000

Исходя из полученных данных, представленных в таблице 3, можно увидеть, что есть значимые различия между совладающим поведением подростков с заниженной и завышенной самооценкой. Также хотелось бы отметить, что при сравнении данных групп подростков наблюдается схожая картина различий совладающего поведения как при сравнении подростков с заниженной и адекватной самооценками. Данное предположение подтверждается помимо полученных данных отсутствием различий совладающего поведения между подростками с адекватной и завышенной самооценкой. Из этого мы можем сделать вывод, что у подростков с завышенной и с адекватной самооценкой относительно одинаковый набор стратегий решения проблем, вызывающих негативное переживание.

Заключение. В заключение сформулируем основные выводы эмпирического исследования:

  1. Самооценка как значимое образование самосознания личности в исследуемой выборке представлена как адекватным, так и неадекватным отношением подростков к себе, сформировавшимся у респондентов на момент исследования. Выявлено, что преобладающей самооценкой подростков в целом по выборке являются  заниженная (46,5%) и конкурирующая с ней адекватная самооценка (37,5%). Значительно меньше представлена в исследуемой выборке завышенная самооценка (16%).
  2. Подростки с заниженной самооценкой чаще, чем подростки с адекватной и завышенной самооценкой, преодолевают проблемы за счет таких копинг–стратегий как дистанцирование, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности, бегство-избегание и самоконтроль.
  3. Подростки с адекватной и завышенной самооценкой по сравнению с подростками с заниженной самооценкой более склонны к таким стратегиям как конфронтационный копинг, планирование решения проблемы, положительная переоценка.

 

Список литературы

 

  1. Айман, К. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте / К. Айман // МНКО. – 2018. – № 2 (69). – С. 70–72.
  2. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – №4.– С. 99–100.
  3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 144 с.

4.Сафаев, Н. С. Взаимосвязь самооценки личности с использованием защитных механизмов в подростковом возрасте / Н. С. Сафаев, Е. Г. Алимова // Современное образование. – 2018. – № 10. – С. 18–23.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 5. Социализация личности на разных этапах возрастного развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Курьян С. Ю. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ»

  1. Евгения говорит:

    Актуальная статья.

  2. Марина Косицкая говорит:

    Спасибо. Интересный материал.

  3. Светлана Курьян говорит:

    Спасибо!

Обсуждение закрыто.