УДК 159.9
Курьян С. Ю.
студентка 5 курса психологического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Комарова Т.К., доцент кафедры общей и социальной психологии УО ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат психологических наук, доцент)
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования направленного на изучение особенностей совладающего поведения подростков с разной самооценкой. На основе методов статистического анализа и психологической интерпретации данных доказано наличие статистических различий совладающего поведения у подростков с разным уровнем самооценки
В современных социально-экономических условиях жизнь каждого человека изобилует сложными ситуациями, вынуждающими его преодолевать разного рода затруднения и препятствия или приспосабливаться к ним. Сложность, динамичность и противоречивость жизни ставят личность перед необходимостью поиска наиболее выгодных выходов из трудностей и конфликтов, а также всевозможных кризисов — от личностных до экономических. Проблема преодоления жизненных трудностей носит название совладающего поведения и на сегодняшний день является одной из актуальных, активно разрабатываемых в современной психологии.
Подросток с целью преодоления дискомфортов, проблем и стрессов, наполняющих его жизнь, использует самые разные совладающие стратегии. Как и у взрослых, они проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности. Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей. Так, Лебединский В.В. указывает, что возрастной нормой для подростка является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Вместе с тем, специалисты, отмечают, что не столько эмоциональные, сколько проблемно-ориентированные, конструктивные способы совладания позволяют преодолевать различные школьные и жизненные трудности, обеспечивая успешность подростков [3, с. 72].
Такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, а так же имеет зависимость от оценок родителей, учителей, одноклассников и близких друзей. В этом возрасте самосознание концентрирует в себе изменения, которые происходят в развитии личности [4, c. 19].
Выбор самооценки и механизмов совладания в качестве предмета исследования обусловлен особой значимостью этих психологических феноменов и их ролью в процессе психологической адаптации. Самооценка является одним из важнейших психологических образований, отражающим уровень развития самосознания, и непосредственно участвует в регуляции поведения и деятельности. По мнению ряда исследователей [1-3], выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации подростком своего поведения, деятельности, отношений, в том числе и поведения, направленного на разрешение проблем. Другими словами, самооценка играет важную роль в регуляции использования тех или иных стратегий совладания с жизненными трудностями подростков.
Эти теоретические положения легли в основу нашего эмпирического исследования, целью которого было изучение особенностей совладающего поведения подростков с разной самооценкой.
Эмпирическая гипотеза — существуют различия совладающего поведения у подростков с разной самооценкой. Проверка выдвинутых гипотез осуществлялась в эмпирическом исследовании на выборке из 101 респондента, в возрасте от 13 до 15лет, в том числе 50 мальчиков и 51 девочка. Сбор данных осуществлялся с помощью следующих методик: для определения самооценки – методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси); для исследования совладающего поведения — копинг-тест Лазаруса.
Результаты эмпирического исследования. С целью дифференциации выборки, нами был изучен уровень самооценки у подростков, также нами были просчитан процент распределения подростков на три группы: подростки с заниженной самооценкой, подростки с завышенной самооценкой и подростки с адекватной самооценкой. Результаты представлены в таблице 1.
Табл.1 – Результаты диагностики уровня самооценки подростков
Самооценка | Заниженная самооценка | Адекватная самооценка | Завышенная самооценка |
%
(число респондентов) |
46,5%
(47) |
37,5%
(38) |
16%
(16) |
Как видно из таблицы 1, большинство подростков имеют заниженную самооценку (46,5%), в то же время завышенную самооценку имеют всего 16 % подростков, а адекватную 37,5% подростков. Из чего мы можем заключить, что большинство подростков с низкой самооценкой склонны думать о себе плохо, проявлять нерешительность и трусость, они не верят в себя и свои возможности.
Так же можно отметить, что с адекватной самооценкой 1/3 подростков они равно признают как свои достоинства, так и недостатки, уверенны в себе, что позволяет им регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности.
В то же время меньшая часть подростков 1/6 имеют завышенную самооценку, они высоко оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.
Таким образом, в нашем исследовании респонденты были поделены на три группы: подростки с заниженной самооценкой – 47 респондентов, подростки с адекватной самооценкой – 38 респондентов, а так же подростки с завышенной самооценкой – 16 респондентов.
Затем с целью проверки эмпирической состоятельности гипотезы о существовании различий совладающего поведения подростков с разной самооценкой для обработки полученных данных был использован U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2 (подростки с заниженной и адекватной самооценкой) и 3 (подростки с адекватной и завышенной самооценкой).
В начале обсуждения результатов сравнительного анализа различий совладающего поведения подростков с разной самооценкой, хотелось бы обратить внимание на то что, в группах подростков с адекватной и завышенной самооценкой нет статистически значимых различий. Данный факт позволяет нам заключить, что подростки с завышенной и адекватной самооценкой обладают схожим совладающим поведением, особенности совладающего поведения данных групп подростков представлены выше.
Табл. 2 – Результаты сравнительного анализа различий совладающего поведения подростков с заниженной и адекватной самооценкой
Переменные | Среднее значение | U | p | |
Заниженная
Самооценка |
Адекватная самооценка | |||
Конфронтационный копинг | 6,47 | 9,77 | 195,5 | 0,000 |
Дистанцирование | 10,78 | 8,16 | 207,5 | 0,001 |
Самоконтроль | 11,30 | 9,08 | 234 | 0,005 |
Поиск социальной поддержки | 12,13 | 8,66 | 161 | 0,000 |
Продолжение Табл.2
Принятие ответственности | 11,69 | 8,02 | 191,5 | 0,000 |
Бегство-избегание | 11,08 | 9,38 | 275,5 | 0,031 |
Планирование решение проблемы | 7,13 | 11,63 | 82,5 | 0,000 |
Положительная переоценка | 6,52 | 9,19 | 261,5 | 0,017 |
Исходя из полученных данных, представленных в таблице 2, можно увидеть, что есть значимые различия между совладающим поведением подростков с заниженной и с адекватной самооценкой. Подростки с заниженной самооценкой чаще преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в данную проблему. То есть подростки с заниженной самооценкой чаще пытаются дистанцироваться, эмоционально не вовлекаться в сложившуюся проблему, которая вызывает негативные переживания чаще, нежели подростки, имеющие адекватный уровень самооценки. Так же именно подростки с заниженной самооценкой имеют более высокий контроль поведения, стремление к самообладанию при решении проблем, которые вызывают негативное переживания. То есть подростки с заниженной самооценкой чаще, нежели подростки с адекватной самооценкой, боятся совершить ошибку в поведении или субъективно эмоционально либо неадекватно реагировать на сложившеюся негативную ситуацию.
Подростки с заниженной самооценкой чаще, нежели подростки с адекватной самооценкой, прибегают при разрешении проблемы к привлечению внешних ресурсов, поиска эмоциональной и действенной поддержки. Подростки с заниженной самооценкой из-за неуверенности в себе и в своих силах справиться со сложившейся проблемной ситуацией чаще, нежели подростки с адекватной самооценкой, ожидают поддержки, сочувствия, совета, внимания, а так же конкретной действенной помощи.
Также стоит обратить внимание на то, что подростки с заниженной самооценкой чаще, нежели подростки с адекватной самооценкой, признают свою роль в возникновении проблемы и возлагают на себя ответственность за ее решение. Подростки с заниженной самооценкой чаще прибегают при решении проблем, которые вызывают негативные переживания, к самокритике и самообвинению.
В то же время подростки с заниженной самооценкой, преодолевают негативные переживания в связи с трудностями за счет отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения, нежели подростки с адекватным уровнем самооценки.
Подростки с адекватной самооценкой чаще разрешают проблемы за счет конфронтации, поведенческой активности, нежели подростки с заниженной самооценкой, при умеренном использовании она обеспечивает способность подростков к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций. В то же при частом использовании данная стратегия является неадаптивной, так как она приводит к частым конфликтным ситуация, ссорам и применению агрессивного поведения с целью уйти от сложившейся негативной ситуации.
Также стоит отметить, что подростки, имеющие адекватную самооценку, чаще преодолевают проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, нежели подростки с заниженной самооценкой. Подростки с адекватной самооценкой планируют собственные действия с учетом объективно сложившихся условий, а так же прошлого опыта и имеющихся у них ресурсов.
Подростки, имеющие адекватную уровень самооценки, чаще преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Можно отметить, что данной стратегии характерно ориентированность на философское осмысление проблемной ситуации. Подростки с адекватной самооценкой в большей степени, нежели подростки с заниженной самооценкой, стремятся к саморазвитию, через позитивное переосмысление сложившейся ситуации и нахождения в ней своих субъективных плюсов и ресурсов.
Табл. 3 – Результаты сравнительного анализа различий совладающего поведения подростков с заниженной и завышенной самооценкой
Переменные | Среднее значение | U | P | |
Заниженная
Самооценка |
Завышенная самооценка | |||
Конфронтационный копинг | 6,47 | 10,47 | 157 | 0,000 |
Дистанцирование | 10,78 | 7,97 | 254,5 | 0,001 |
Самоконтроль | 11,30 | 8,50 | 227,5 | 0,000 |
Поиск социальной поддержки | 12,13 | 9,21 | 239,5 | 0,000 |
Принятие ответственности | 11,69 | 9,33 | 267 | 0,003 |
Бегство-избегание | 11,08 | 8,88 | 273 | 0,003 |
Планирование решение проблемы | 7,13 | 10,50 | 175,5 | 0,000 |
Положительная переоценка | 6,52 | 10,30 | 199,5 | 0,000 |
Исходя из полученных данных, представленных в таблице 3, можно увидеть, что есть значимые различия между совладающим поведением подростков с заниженной и завышенной самооценкой. Также хотелось бы отметить, что при сравнении данных групп подростков наблюдается схожая картина различий совладающего поведения как при сравнении подростков с заниженной и адекватной самооценками. Данное предположение подтверждается помимо полученных данных отсутствием различий совладающего поведения между подростками с адекватной и завышенной самооценкой. Из этого мы можем сделать вывод, что у подростков с завышенной и с адекватной самооценкой относительно одинаковый набор стратегий решения проблем, вызывающих негативное переживание.
Заключение. В заключение сформулируем основные выводы эмпирического исследования:
- Самооценка как значимое образование самосознания личности в исследуемой выборке представлена как адекватным, так и неадекватным отношением подростков к себе, сформировавшимся у респондентов на момент исследования. Выявлено, что преобладающей самооценкой подростков в целом по выборке являются заниженная (46,5%) и конкурирующая с ней адекватная самооценка (37,5%). Значительно меньше представлена в исследуемой выборке завышенная самооценка (16%).
- Подростки с заниженной самооценкой чаще, чем подростки с адекватной и завышенной самооценкой, преодолевают проблемы за счет таких копинг–стратегий как дистанцирование, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности, бегство-избегание и самоконтроль.
- Подростки с адекватной и завышенной самооценкой по сравнению с подростками с заниженной самооценкой более склонны к таким стратегиям как конфронтационный копинг, планирование решения проблемы, положительная переоценка.
Список литературы
- Айман, К. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте / К. Айман // МНКО. – 2018. – № 2 (69). – С. 70–72.
- Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – №4.– С. 99–100.
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 144 с.
4.Сафаев, Н. С. Взаимосвязь самооценки личности с использованием защитных механизмов в подростковом возрасте / Н. С. Сафаев, Е. Г. Алимова // Современное образование. – 2018. – № 10. – С. 18–23.
Актуальная статья.
Спасибо!
Спасибо. Интересный материал.
И Вам спасибо!
Спасибо!