Олизарович Ю.А. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 373.31

Олизарович Ю.А.

заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 27 г.Гродно»
студентка 1 курса ІІ ступени высшего образования педагогического факультета

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Лапковская Е.Н., доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГу имени Яни Купалы, кандидат филологических наук, доцент)

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ

 Аннотация. В статье рассматривается система мониторинга образования с точки зрения необходимости создания модели мониторинга образования учащихся на ІІІ ступени общего среднего образования. Раскрываются основные функции и этапы мониторинга в образовании.

Национальная доктрина образования в Республике Беларусь ориентирует все образовательное сообщество на разносторонне и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Целью Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы является повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность [1].

Проблема организации системы объективной оценки уровня знаний учащихся сегодня особенно актуальна. Одним из компонентов данной системы является мониторинг.

В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его основные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.

На сегодняшний день существуют следующие виды оценочных мероприятий, проводимых в большинстве образовательных систем мира и соответствующих основным целям, и информационным потребностям [2, c. 55]:

  1. Оценивание на уровне класса или образовательного учреждения (внутриклассное / внутришкольное оценивание).

Наиболее эффективной для организации обучения детей является система оценки, которая приближена к ученику, обеспечивает его постоянное взаимодействие с учителем, служит обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения. Поэтому его часто называют формирующее оценивание.

В учреждениях образования этот подход также хорошо известен как текущая аттестация учащихся и используется учителями в своей повседневной работе. Данный вид оценивания помогает помочь учителям и учащимся в совершенствовании образовательного процесса, поддержать динамику успеваемости учащегося. Для этого используются следующие способы/методы оценки знаний учащихся – учебные задания, тесты, вопросы, наблюдения, индивидуальные занятия с учителем, самооценка / самоконтроль деятельности учащегося, взаимооценка учащихся и т.п. Текущая аттестация обеспечивает педагогических работников обратной связью, которая даёт им актуальные данные о том, насколько они эффективны как учителя, а детям показывает, насколько они успешны как учащиеся.

  1. Экзамены. Государственные экзамены или итоговая аттестация являются оценочной процедурой, которая позволяет определить, освоили ли учащиеся образовательную программу второй или третьей ступени и/или может ли он продолжать обучение на следующем уровне образования. Итоговая аттестация за курс базовой/средней школы позволяет построить рейтинг среди выпускников школы, будущих абитуриентов с точки зрения наибольшей готовности продолжить обучение в УВО, УССО, УПТО. Вступительный же экзамен (централизованное тестирование) позволяет определить претендентов для обучения в высших учебных заведениях.
  2. Крупномасштабные исследования. Крупномасштабные исследования качества образования или мониторинги учебных достижений учащихся можно поделить на две группы – это международные и национальные мониторинги. Международные мониторинги сравнивают достижений учащихся на уровне стран мира, где проводятся данные исследования. Они позволяют сравнить уровень учебных достижений в конкретных предметных областях, преимущества той или иной школьной системы, а также позволяют проследить динамику результатов с течением времени. Национальный мониторинг качества образования (республиканский мониторинг и региональные исследования качества общего среднего образования) позволяет установить насколько состояние и результативность образовательного процесса соответствует требованиям нормативных правовых документов и запросам учащихся, а также обобщать и систематизировать полученные данные в целях коррекции и регулирования образовательного процесса [2, c. 58].

Данный вид оценочных процедур является основанием/доказательством необходимости корректировки / пересмотра учебного плана, разработки новых стандартов, трансформации / модернизации программ подготовки педагогов, включая курсы повышения квалификации для педагогических работников. Также результаты международных / национальных мониторингов показывают необходимость анализировать эффективность финансирования в сфере образования, сокращения или перераспределения ресурсов для развития образования.

Республика Беларусь также принимает участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Это мониторинговое исследование качества образования, которое отвечает на вопрос: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получающие общее базовое образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Результаты исследований публикуются каждые три года вместе с показателями, характеризующими системы образования разных стран. Эта информация позволяет странам-участницам сравнивать свои достижения с достижениями других стран и использовать результаты сравнения при определении политики в области школьного образования.

Это мониторинговое исследование показывает, что вместе с формированием предметных знаний и умений учреждение образования должно научить учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях, что является свидетельством готовности выпускника ко «взрослой» жизни.

Эти виды мониторинга имеют существенные различия не только в технологии организации и проведения, но и с точки зрения представления и распространения результатов, способов принятия и реализации управленческих решений по их результатам.

Ведущими функциями мониторинга в образовании являются:

  • информационная функция. Суть данной функции заключается в получении ответа на широкий круг вопросов относительно хода и эффективности образовательного процесса, наличия побочных явлений и их характера. Основными видами деятельности при реализации этой функции являются сбор и распространение достоверной информации;
  • аналитико-оценочная функция. Анализ собранной информации позволяет вскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. Анализ результатов тесно связан с оценкой — отношением к фактическому результату, осуществление которой возможно благодаря сравнению достигнутых результатов с установленными нормативами. Эффективность осуществления аналитико-оценочной функции зависит от качества собранной информации, ее корректности, достоверности, необходимости и достаточности;
  • стимулирующе-мотивационная функция. Данная функция заключается в воздействии собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы информация попала к пользователю в доступной для его восприятия и мотивирующей форме.
  • контролирующая функция. Эта функция заключается в постоянном отслеживании образовательных результатов и сравнении их с исходными, а также в контроле за исполнением запланированных мероприятий: соответствием сроков проведения мероприятий запланированным датам, соответствием действий педагогов рекомендованным корректирующим мероприятиям и т.д.; контролирующее воздействие распространяется также и на ход образовательного процесса.
  • прогностическая функция мониторинга связана с возможностью на основе качественной мониторинговой информации достоверно представить общую картину развития наблюдаемого явления в перспективе и, таким образом, научно обоснованно разработать ближайшие и более отдаленные по исполнению планы преобразования педагогического процесса. Содержанием прогностической функции является педагогическое прогнозирование.
  • корректирующая функция заключается в незамедлительном реагировании на вскрытые проблемы и ошибки. Основным ее содержанием можно считать разработку в случае неблагоприятного прогноза корректирующих мер по устранению вскрытых негативных фактов и их профилактике. Разработанные рекомендации являются своего рода средством обратной связи, без них использование в управлении полученной мониторинговой информации может быть проблематичным [3, c. 53].

Функции мониторинга связаны между собой тесной и логической связью и направлены на обеспечение всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы её конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня (презентация).

Только в единстве выполняемых им функций мониторинг может в полной мере реализовать свое назначение.

Информационный мониторинг нацелен на сбор, накопление, анализ, структуризацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. В рамках информационного мониторинга анализ направлен на выявление степени согласованности данных с некоторыми нормами и стандартами. Например, анализ данных мониторинга результатов централизованного тестирования выпускников школ нацелен на установление соответствия учебных достижений выпускников требованиям государственных стандартов.

Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как учащиеся справляются с различными темами или разделами учебного плана. Диагностический мониторинг может проводиться на различных уровнях. Например, на уровне класса педагог может провести диагностический мониторинг и выявить проблемы усвоения учебного материала учащимися.

Сбор данных для диагностического мониторинга обычно проводится с помощью педагогических измерений. В диагностическом мониторинге не учитываются входные характеристики учащихся, поскольку главная его цель состоит в том, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны в учебных достижениях и образовательной деятельности независимо от ха­рактеристик учащихся и их возможностей усвоения материала.

Сравнительный мониторинг. Сравнительный мониторинг отли­чается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности. Сравнения проводятся либо по вертикали (республика, область, район, учреждения образования), либо по горизонтали (рейтинг учащихся, классов, параллели и т.д.) на основе анализа количественных оценок по одинаковым показателям и с учетом различных факторов, смещающих оценки. Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, поскольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные достижения учащихся. По результатам сравнительного мониторинга обычно принимаются административные решения.

Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Данный вид мониторинга важен для решения управленческих задач в образовании, связанных с формированием социального заказа и соответствующих потенциалу системы образования.

Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в практике образования в чистом виде. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные выше виды.

При этом выделяют общие для всех видов мониторинга образовательного процесса принципы: объективность; точность; полнота; достаточность; систематизированность; оптимальность обобщения; оперативность (своевременность); технологичность.

К числу основных методов, которые можно эффективно использовать в процессе разработки технологий мониторинга, относят следующие эмпирические и теоретические методы: наблюдение; опрос; беседа; естественный эксперимент; диагностический эксперимент; моделирование.

Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления образованием; администрация и педагогические работники учреждения образования; учащиеся и их законные представители; представители общественности и др. Мониторинговые исследования проводятся в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный – предполагает постановку цели, определение объекта, установку сроков проведения, изучение соответствующей литературы и имеющегося педагогического опыта; разработку инструментария для проведения мониторинга.

Второй этап – основной – предполагает сбор информации, а именно проведение наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирования, посещение уроков.

Третий этап – аналитический. Данный этап посвящен систематизации полученных результатов; анализу имеющихся данных; разработке рекомендации и решений на последующий период.

Таким образом, представленные функции, классификация, методология и технология проведения мониторинга в системе образования являются теоретической основой разработки конкретных мониторинговых исследований. Анализ и обобщение теоретических источников предоставляют общую логическую схему формирования мониторинга и имеет принципиальную значимость при создании модели мониторинга качества обучения учащихся Х-ХI классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Гродно», обоснованию, разработке и апробации которой посвящена следующая глава исследования.

 

Список литературы

  1. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 20.12.2019.
  2. Вальдман, И.А. Подходы к управлению качеством образования на основе использования процедур оценки образовательных достижений учащихся / И.А.Вальдман // Управление образованием: теория и практика. –2013. – № 4. – С. 53– 66
  3. Бардовский, Г.Л. Управление качеством образовательного процесса / Г.Л. Бардовский, А.А.Нестеров, С.Ю.Тряпицын. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001. – 359 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.