Скиба Е.А. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОБЩЕВОЙСКОВОЙ КАФЕДРЕ ВОЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА

УДК 373.31

Скиба Е.А.

студент 1 курса ІІ ступени высшего образования педагогического факультета

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Лапковская Е.Н., доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГу имени Яни Купалы, кандидат филологических наук, доцент)

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОБЩЕВОЙСКОВОЙ КАФЕДРЕ ВОЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА

 Аннотация. В данной статье приведён анализ технологии гражданско-патриотического воспитания обучающихся, которая была применена на общевосковой кафедре военного факультета для повышения уровня патриотизма молодых людей.

Большими возможностями в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся, формировании их готовности к гражданско-патриотической работе с подрастающим поколением и населением в целом располагает учебный процесс. Изучение учебных программ свидетельствует, что практически все дисциплины, представленные в учебных планах общевойсковой кафедры, содержат в себе определённый потенциал для осуществления гражданско-патриотического воспитания.

Разрабатывая методику экспериментальной работы, мы поставили задачу: определить, какие педагогические средства управления позволят обеспечить активное влияние на патриотическое воспитание. Преподавателям кафедры, было предложено организовать различные по форме занятия, применяя выше рассмотренные подходы и принципы с обучающимися из экспериментальной группы, максимально используя гражданско-патриотический потенциал данных занятий, обращая особое внимание на формирование у них умения последовательно раскрывать патриотическое содержание учебного материала, связывать научные выводы с современными проблемами. Одновременно рекомендовалось широко использовать в работе индивидуальные беседы, опираясь на принцип субъективности воспитания деятельностного подхода.

При подведении итогов проведения данного цикла занятий использовался принцип рефлексии, позволивший обучающимся высказать свое мнение о наиболее результативных формах учебной работы в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических наук в плане овладения ими знаниями, умениями и навыками гражданско-патриотического характера.

Изучению эффективности влияния воспитательных мероприятий на гражданско-патриотическое воспитание молодежи посвящены диссертации С.В. Домбровского, С.С. Овчинникова, Д.Д. Ситлового, материалы многих научно-практических конференций по проблеме гражданско-патриотического воспитания молодежи. В них подробно раскрываются основные формы и методы проведения воспитательных мероприятий, излагается большой фактический материал по подготовке гражданско-патриотических мероприятий. Учитывая это, мы сосредоточили своё внимание на тех вопросах, которые, на наш взгляд, ещё не получили достаточного освещения в вышеперечисленных работах.

В процессе организации эксперимента на военном факультете в учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» мы обратили внимание на узость диапазона воспитательных мероприятий гражданско-патриотического содержания, на пассивное отношение значительной части обучающихся к проведению воспитательных мероприятий гражданско-патриотического содержания.

Данное положение дел подтолкнуло нас к анализу содержания и форм воспитательной работы в целом и гражданско-патриотической в частности. В ходе анализа использовались индивидуальные беседы с обучающимися экспериментальной, а при необходимости, и контрольной групп. Нами был предложен на их рассмотрение перечень различных мероприятий, которые, на наш взгляд, могли оказать существенное влияние на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на военном факультете. Эти мероприятия касались трех основных направлений воспитательной работы гражданско-патриотического содержания: воспитание чувства ответственности за исторические судьбы Родины; воспитание на боевых и трудовых традициях белорусского народа и Вооруженных Сил Республики Беларусь, на примерах героизма соотечественников в годы Великой Отечественной войны, в ходе боевых действий в Афганистане и героических поступков в мирное время; формирование моральной готовности к защите Родины.

Данная работа принесла положительный результат. Поднялась активность и заинтересованность обучающихся экспериментальной группы в подготовке и проведении запланированных мероприятий. Но самое главное, в процессе практической деятельности и бесед, которые стали традиционными в течение всего периода исследования, обучающиеся сами стали предлагать новые направления воспитательной работы гражданско-патриотического содержания. Каждое из них постепенно наполнялось соответствующими формами и методами. В целом уровень гражданско-патриотических мероприятий, проводимых в экспериментальной группе, поднялся значительно выше.

На основе полученных данных четко виден неуклонный процесс возрастания активности обучающихся в воспитательной работе гражданско-патриотического содержания. Причем показатели обучающихся экспериментальной группы за время эксперимента поднялось на 20 – 30% выше, чем у их товарищей из контрольной группы. Определились и основные направления этой работы.

Вместе с тем, анализируя достигнутые результаты, мы убедились в том, что имеется ещё немало возможностей дальнейшего повышения эффективности воспитательных мероприятий. Так, например, в настоящее время ряд теоретических и практических вопросов воспитательной работы гражданско-патриотического содержания требует новых подходов к их разъяснению, а некоторые проблемы – утверждения их среди обучающихся на общевойсковой кафедре военного факультета. Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают следующие проблемные положения.

Во-первых, формирование у обучающихся такого качества, как чувство личной ответственности за судьбу Родины, требует значительного времени и больших усилий. Судя по позиции некоторых обучающихся, особенно контрольной группы, и сегодня среди них имеются такие, которые, к сожалению, до сих пор не понимают меру своей ответственности за будущее нашего государства.

Во-вторых, за послевоенные годы фактически выросло несколько новых поколений людей, не знающих по собственному опыту, что такое война. Для них мир является обычным состоянием. Несмотря на гражданско-политические проблемы последнего десятилетия, понимание проблемы соотношения войны и мира упрощенное: любой мир хорош, любая война плоха. На этой основе появляется определенная недооценка функции защиты Отечества, а соответственно и легковесное отношение к сфере гражданско-патриотического воспитания.

В-третьих, на современном этапе все более дает о себе знать необходимость аксиологического подхода к воспитанию обучающихся на патриотических традициях белорусского народа. Сегодня в воспитательной работе гражданско-патриотического содержания уже недостаточно ограничиваться лишь проекцией на опыт Великой Отечественной войны. Жизнь настойчиво показывает, что необходимо обращаться также к примерам, связанным с событиями в Афганистане и героических подвигов наших современников.

Анализ основных направлений воспитательной работы, изучение проблемных вопросов, влияющих на состояние гражданско-патриотического воспитания обучающихся, позволили выявить наиболее активные формы и методы воспитательных мероприятий гражданско-патриотического содержания. Нами были подготовлены и проведены в экспериментальной группе различные мероприятия воспитательного характера.

Беседы за «круглым» столом, где активно применялись такие принципы, как принцип равенства людей аксиологического подхода, который представлял собой разговор между равноправными членами коллектива, принцип субъективности воспитания деятельностного подхода, который придавал беседе характер диалога.

В ходе проведения диспутов вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для обучающихся проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому, искреннему диалогу в контексте принципов равенство людей и культуросообразности. Тему диспута подсказывали сами обучающиеся. Используя принципы деятельностного и личностно-ориентированного подходов, вопросы, выносившиеся на обсуждение, готовились заранее, причем привлекались сами обучающиеся к их разработке и составлению.

Вечер «Вопросов и ответов» проводился по вопросам обучения на общевойсковой кафедре военного факультета. Данное мероприятие планировалось заблаговременно. В ходе проведения вечера «Вопросов и ответов» применялись следующие принципы гражданско-патриотического воспитания: принцип цели, который позволяет выявить цель проведения данного вечера; принцип субъективности воспитания, который подразумевает придание воспитанию характера диалога; принцип мотивации, в ходе которого мы должны заинтересовать обучающихся к работе над вопросами; принцип обязательной результативности, которая заключался в достижении определенных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами; принцип рефлексии; принцип равенства людей, диалог вместо безразличия или отрицания друг друга; принцип выбора, основанный на целесообразности и возможности постоянного выбора студентом, его субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе. Таким образом, на все вопросы были даны четкие и обстоятельные ответы, никто не остался без внимания.

Урок мужества, представлял собой внеаудиторное мероприятие, интегрирующее в своей идее когнитивную, эмоционально-чувственную, поведенческую стороны личностного опыта. В ходе данного урока осуществлялся просмотр художественного гражданско-патриотического фильма «Горячий снег» с последующим обсуждением подвигов его героев. При подготовке и проведении урока мужества ставились следующие задачи: расширение и углубление представлений обучающихся об историческом значении Сталинградской битвы; гражданско-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа в Сталинградской битве, примеров выполнения священного долга по защите Родины, образов героизма и самоотверженности; обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил; формирование социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее страны.

Проведенный «урок мужества» способствовал раскрытию понятия «патриотизм», «подвиг», «героизм», «самоотверженность», «честь» и «долг», включил обучающихся в дискуссию о неразрывной связи героической истории нашего государства и активного участия молодежи в решении проблем ближайшего социального окружения.

Уникальную возможность молодому поколению узнать о событиях войны в Афганистане из первых уст, дала встреча с воинами-интернационалистами. Данное мероприятие проводилось в преддверии празднования Дня вывода войск из Афганистана. Во время встречи, с воинами-интернационалистами обучающиеся прониклись великой сутью того, что сделали эти мужественные люди. Встреча с воинами-интернационалистами была построена на принципах цели и историзма системного похода, принципах субъективности воспитания и сотрудничества деятельностного подхода, принципе равенства людей аксиологического подхода, принципах субъектности и выбора личностно-ориентированного подхода.

Выше перечисленные мероприятия вызвали подъём активности обучающихся, инициировали их самостоятельность, были качественно подготовлены, прошли интересно, содержательно.

Сравнительный анализ рассмотренных форм гражданско-патриотического воспитания позволил нам заключить, что в настоящее время более актуальными являются такие формы, как диспуты, дискуссии, беседы за «круглым» столом, пресс-конференции, вечера вопросов и ответов, уроки мужества, тематические мероприятия, конкурсы и викторины.

Их эффективность можно оценить, прежде всего, по внешним признакам — активности, самостоятельности, инициативности обучающихся в процессе подготовки мероприятия, по количеству выступлений обучающихся и задаваемых ими вопросов.

Результаты исследования показали, что активность обучающихся на указанных мероприятиях в 2 –- 3 раза выше, чем на лекциях и беседах. Это, безусловно, не означает, что сложившиеся формы воспитания должны быть отвергнуты, а лишь свидетельствует о необходимости органичной интеграции традиционных и нетрадиционных форм гражданско-патриотического воспитания обучающихся и оптимальном подходе к их выбору.

В процессе исследования выявлены возможности повышения эффективности воспитательной работы гражданско-патриотического содержания в университете посредством более широкого использования таких форм, как викторины, конкурсы, турниры, различные соревновательные мероприятия. Данные мероприятия в наибольшей степени соответствуют индивидуально-психологическим особенностям данного возрастного периода и активно содействуют выработке у обучающихся гражданских и патриотических убеждений, а также практических умений и навыков в данной сфере.

Повышенный интерес обучающихся вызывают культурно-массовые мероприятия соревновательного характера. Они охотно участвуют в воинских праздниках и ритуалах. Значительную роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся общевойсковой кафедры военного факультета играют гражданско-спортивные игры.

Среди методов гражданско-патриотического воспитания наиболее популярными являются методы: убеждения, примера, опоры на жизненный опыт, индивидуального подхода, сочетания индивидуального и эмоционального воздействия. Используя метод убеждения, немалое влияние оказывают специально организованные встречи с военнослужащими, например, с курсантами военного факультета. Нами установлено, что в обстановке решения общих задач гражданско-патриотического содержания, принципиального обсуждения молодёжных проблем, критического подхода к недостаткам успешно формируются такие качества, как коллективизм, товарищество, взаимопонимание. Встречи студентов и курсантов способствуют воспитанию у молодёжи чувства уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь, воинской профессии, понимания социальной необходимости и значимости функций защиты Отечества.

Важным методом воспитания и обучения военнослужащих является воспитание на воинских традициях Вооруженных Сил Республики Беларусь и нашего учебного заведения.

За время эксперимента обучающиеся принимали участие в различных конкурсах, открытых уроках и др. мероприятиях. Активно изучали, готовили и проводили мероприятия воспитательного характера, способствующие повышению интереса к истории Вооруженных Сил Республики Беларусь, к подвигам белорусского народа, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма и причастности к его Вооруженным Силам.

На кафедре большой вклад в гражданско-патриотическое воспитание молодежи вносит гражданско-научный кружок. В ходе работы, которого обучающиеся участвовали в различных гражданско-научных конференциях, посвященных военной истории нашего государства, актуальным вопросам ведения боевых действий и вопросам военного образования.

Значительный вклад в гражданско-патриотическое воспитание обучающихся вносит наглядная агитация. Постоянная выставка «О соотечественниках, участвовавших в Великой Отечественной войне и в ходе боевых действий в Афганистане» необходима факультету. На ней, кроме портретов соотечественников, необходимо экспонировать краткие сведения об их боевом пути, боевых заслугах. Выставку необходимо разместить в месте, активно посещаемом студентами – фойе, холле.

В коридорах и холлах общевойсковой кафедры также могут разместиться выставки (постоянные и сменные): «Беларусы – Герои Советского Союза и Беларуси», «Они сражались за Родину», «Они учились и работали в нашем вузе» и т.п., стенды с фотографиями лучших спортсменов кафедры, фотогазеты и фотомонтажи, посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы, принятию военной присяги студентами и вручение им офицерских погон.

Целям и задачам гражданско-патриотического воспитания также могут быть подчинены выставки творческих работ студентов, смотры стенных газет, походы и экскурсии по местам боевой славы, участие студентов в мероприятиях, посвящённых памяти воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в ходе войны в Афганистане и при выполнении служебных обязанностей в мирное время.

Уровень образовательной подготовки обучающихся позволяет им выступать с лекциями, беседами и докладами, посвящёнными Дню Победы, в школах, среди молодёжи. Тематика выступлений может учитывать специфику общевойсковой кафедры.

Агитпоходы по местам боёв в годы Великой Отечественной войны также играют существенную роль в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи. Подготовка к каждому такому походу должна стать делом всей кафедры. Начало похода может быть ознаменовано митингом у Вечного огня, у могил героев Великой Отечественной войны. В каждом населённом пункте, через который проляжет маршрут похода, — снова митинг, встречи с сельской молодёжью, ветеранами войны и труда.

Активнее следует привлекать обучающихся к благоустройству воинских кладбищ и братских могил, захоронений героев нашей страны, реставрации памятников архитектуры.

Все вышеперечисленные мероприятия с успехом могут быть включены в систему гражданско-патриотического воспитания обучающихся на общевойсковой кафедре.

Проведение сравнительного анализа различных форм воспитательных мероприятий гражданско-патриотического характера позволило выявить наиболее активные из них — беседы за «круглым столом», диспуты, дискуссии, пресс-конференции, вечера вопросов и ответов, уроки мужества, тематические вечера, конкурсы и викторины. Активность обучающихся на указанных мероприятиях в 2 — 3 раза выше, чем, например, на лекциях и беседах.

Таким образом, перенос акцентов в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся от традиционного и единообразного к инновационному и многоплановому создаст возможность улучшения качественных характеристик современной молодежи, что благотворно отразится на обществе в целом.

Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.