Щербач Т.В. ОРАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

УДК 373.31

Щербач Т.В.

студентка 2 курса І ступени высшего образования педагогического факультета

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Лапковская Е.Н., доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГу имени Яни Купалы, кандидат филологических наук, доцент)

ОРАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

 Аннотация. В статье рассмотрена актуальность вопроса нравственного воспитания студентов в условиях современного развития системы образования и страны; представлен вариант решения данной проблемы посредством вовлечения студентов вуза в социальное проектирование. В качестве примера предложен проект коллектива авторов «РАС-свет» для детей-аутистов.

 В настоящее время в обществе наблюдается своего рода социальный нравственный кризис. Исследования ряда авторов акцентируют внимание на проблемах безнравственности и бездуховности современного общества [1; 3]. Отсутствие заботы о ближнем, пассивность и отстраненность от происходящего вокруг стало неотъемлемой частью поведения людей, в частности в молодежной среде. При этом образовательные организации, одним из направлений деятельности которых является решение воспитательных задач в среде школьников и студентов, сегодня в большей степени сосредоточены на требованиях к освоению учебных дисциплин. У преподавателей иногда не остается времени на целенаправленную работу по формированию нравственных позиций студентов, а современный мир не располагает к естественному освоению нравственных ценностей.

Одна из главных задач современного педагога – воспитать в каждом ребенке чувство гражданственности и патриотизма, побудить к совершению добрых дел и поступков. Именно поэтому проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения в современных условиях особенно актуальна среди студентов педагогических вузов – будущих педагогических кадров страны.

В этой связи у будущих педагогов возникает потребность в социальном проектировании, которое, по мнению А. Н. Коверковой, представляет собой реальную возможность принять участие в решении проблем города и общества в целом, формирующее важные социальные навыки, необходимые для дальнейшей педагогической деятельности [2, с. 18]. Перед каждым человеком стоит серьёзный моральный выбор: жить только для себя или же помнить об окружающих и помогать им по мере своих возможностей.

Для формирования навыков социального проектирования, приобщения студентов университета к решению социокультурных и образовательных задач в УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» ежегодно проводится конкурс студенческих инициатив, который позволяет каждому конкурсанту предложить экспертной комиссии свой проект. Фактически конкурс ставит одну из глобальных целей воспитательной работы вуза – формирование гуманного, творческого молодого педагога. Проект, осуществляемый по собственному выбору студентов позволяет получить реальный опыт работы в социальной сфере, проявить личную ответственность в процессе реализации представленных концепций.

В ходе предварительной работы над проектом нас заинтересовал вопрос о работе с детьми-аутистами. О таком заболевании как аутизм, нам приходится слышать все чаще и чаще. Аутизм – это особое расстройство психики, которое возникает из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Ребенок с расстройствами аутистического спектра социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.

Можно ли вылечить аутизм у детей? Еще несколько лет назад единственным решением проблемы было поместить этих детей в специнтернаты для умственно отсталых, что приносило больше вреда, чем пользы.

На сегодняшний день этот вопрос остается открытым не только для родителей, столкнувшихся с этим заболеванием у своего ребенка, но и для специалистов. От аутизма еще не найдено эффективного лекарства или метода лечения.

В прошлом году в государственное учреждение образования «Гродненская школа искусств имени Антония Тызенгауза» поступили дети с расстройствами аутистического спектра и руководство школы обратилось за помощью на педагогический факультет. Таким образом, назрела необходимость поиска путей наиболее эффективной помощи в адаптации и социализации этих учащихся.

Нами был разработан социальный проект «РАС-свет». Цель проекта – социальная реабилитация и адаптация детей, имеющих расстройства аутистического спектра посредством применения музыкальной терапии.

В процессе работы над проектом нам необходимо будет решить следующие задачи:

  1. Посредством музыкотерапии способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся (снятие нервно-психического напряжения, тревожности, негативизма) для их скорейшей адаптации и социализации.
  2. Расширить представления педагогов о коррекционных возможностях метода музыкотерапии.
  3. Оказать помощь родителям и педагогам в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
  4. Организовать досуг детей с расстройствами аутистического спектра через проведение концертов и традиционных праздников, мастер-классов с привлечением родителей, педагогов, детей и членов волонтёрского отряда «ВЕСТА».

Проект «РАС-свет» рассчитан на три этапа, которые будут реализовываться в течении учебного года.

Подготовительный этап:

  1. Формирование инициативной группы из числа преподавателей ГУО «Гродненская школа искусств имени А. Тызенгауза», специалистов в рамках коррекционной работы, ППС и студенческого актива педагогического факультета.
  2. Создание оргкомитета и сайта проекта.
  3. Разработка анкет для родителей с целью выявления особенностей детей с расстройствами аутистического спектра.
  4. Разработка комплекса упражнений музыкотерапии.
  5. Проведение тренинга с детьми с РАС с целью обозначения их нарушений.
  6. Подбор музыкальных произведений и разработка комплекса упражнений с использованием музыкотерапии.

Этап реализации проекта:

  1. Проведение анкетирования родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
  2. Анализ результатов анкетирования и построение алгоритма работы.
  3. Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием разработанного комплекса упражнений на основе музыкотерапии.
  4. Организация и проведение концертов, традиционных праздников, мастер-классов с привлечением родителей, педагогов, детей с нормальным развитием и членов волонтёрского отряда «ВЕСТА»:

– мастер-класс «Цвет настроения» (рисование крупами под «Времена года» П. И. Чайковского);

– музыкально-литературная композиция «Новогодний сон»;

– концертная программа «Для тебя, моя любимая мама!»;

– вечер отдыха «Под музыку Вивальди…» и т.д.

  1. Организация и проведение обучающего семинара «Особенности коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра и возможности метода музыкотерапии» для педагогов Гродненской школы искусств имени А. Тызенгауза.

Заключительный этап:

  1. Анализ влияния музыкотерапии на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
  2. Проведение конференции с участием педагогов и родителей по результатам, полученным в результате реализации мероприятий основного этапа проекта.
  3. Публикация материалов, освещающих реализацию проекта.
  4. Анализ результатов и подведение итогов проекта.

Все этапы реализации проекта освещаются на созданном на І этапе сайте.

Ожидаемые результаты от реализации проекта. Использование музыкотерапии в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС способствует: улучшению эмоционального фона ребенка; снижению тревожности, страха; усилению его активности; развитию подражательной деятельности и коммуникативных навыков.

Повышение профессионального уровня специалистов и компетенции родителей, воспитывающих детей с РАС.

Одним из главных критериев проекта «РАС-свет» является возможность его продолжения и после его окончания, путём усложнения мероприятий, добавления музыкальных произведений более широкого спектра и т.д. Критериями качественной и количественной оценки проекта станут изменения развития личности, т.е. динамика уровня развития несовершеннолетних с расстройствами аутистического спектра.

Осуществлять проект будут волонтёры отряда «ВЕСТА» педагогического факультета. В наше время необходимо развивать молодежное добровольческое движение. Волонтерская деятельность открывает не только значительные ресурсы рабочей силы, но и мощный педагогический, воспитательный ресурс. Участие в волонтерской деятельности способно вызвать позитивные изменения в личности, развивать духовно-нравственный потенциал человека.

В процессе работы над проектом студенты смогут:

  • создать условия для реализации собственной жизненной позиции;
  • повысить конкурентоспособность специалиста на рынке труда
  • развить готовность к самоопределению и самостановлению;
  • развить умения самостоятельного определения и решения проблем;
  • расширить кругозор, приобрести знания, умения и навыки через ознакомление с различными видами творческой и общественной деятельности;
  • привлечь других молодых людей к решению значимых проблем,
  • развить чувство ответственности и с пользой для себя и для общества проводить свой досуг, реализовывать студенческие инициативы;
  • развить свои коммуникативные навыки.

Молодой человек, включенный в социальное проектирование, автоматически оказывается внутри пространства, создающего условия для личностного самосовершенствования, способствующего социализации.

Таким образом, проект направлен на привлечение студентов к социально-значимой деятельности, а также на привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности детей и подростков с расстройствами акустического спектра.

 

Список литературы

  1. Доронина, Н. Н. Исследование нравственных качеств молодежи / Н.Н. Доронина, А.И. Король // Научные ведомости БелГУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2015. – № 6 (203). – С. 187–192.
  2. Коверкова, А. Н. Социальное проектирование / А.Н. Коверкова. – М.: Инфар-М, 2008. – 364 с.
  3. Курило, С. Н. Духовно-нравственный кризис человека как следствие переходного этапа общества: постановка проблемы / С.Н. Курило // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 2. – С. 137–140.
Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Щербач Т.В. ОРАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ»

  1. Светлана Сорокина говорит:

    Добрый день. Участие в волонтёрской деятельности, в социально значимых проектах действительно очень важно для духовно-нравственного развития молодёжи. Меня очень заинтересовал проект «РАС-свет». Разместите, пожалуйста, ссылку на сайт проекта. Можно ли ознакомиться с комплексом упражнений музыкотерапии? Благодарю.

    • Татьяна Щербач говорит:

      Здравствуйте! Спасибо за интерес, проявленный к нашей статье. Отвечая на Ваши вопросы, хотим отметить, что данный проект мы только разработали и планируем начать его осуществление в сентябре 2020 года. В связи с этим сайт нашего проекта пока находится в разработке.
      Что касается комплекса упражнений, то группа наших волонтёров уже начала разработку основных упражнений. В дальнейшем мы планируем подключить к этой работе преподавателей кафедры теории и методики специального образования.
      Спасибо!

Обсуждение закрыто.