Генечко М.В. К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.3

Генечко М.В.

студентка 3 курса 1 ступени высшего образования педагогического факультета

учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Михайлова Н.С., заместитель декана педагогического факультета УО ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук, доцент)

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Аннотация. В данной статье актуализируется вопрос об изменениях психолого-педагогических характеристик современных младших школьников. Представлены категории поколений. Раскрыты особенности современного поколения детей. Учет данных особенностей в практике начального образования будет способствовать повышению его качества.

В современном мире все большую актуальность представляет вопрос поколений. Над данной проблемой работали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус, которыми в 1991 году была создана «Теория поколений». Согласно данной теории, каждое новое поколение отличается от предыдущего не только возрастными особенностями, но и базовыми ценностями, сложившимися в определенной социокультурной среде.

По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это груп­па людей, рождённых в определённый возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. [1, с. 1].

С. И. Ожегов трактует понятие «ценность» как важность и то, что имеет значение [2, с. 873].

Ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталонов должного [3, с. 442].

Евгения Шамис и Алексей Антипов в своей работе «Теория поколений» [4] выделяют следующие категории поколений:

 

Табл 1. — Категории поколений

 

№ п/п Название поколений Период рождения Основные события, повлиявшие на формирование ценностей Ценности
1. Поколение GI (поколение Победителей) 1900-1923 гг. Революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация Трудолюбие, почти религиозная вера в светлое будущее, ответственность, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.
2. Молчаливое поколение («Книжные дети») 1923-1943 гг. Сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков. Преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.
3. Поколение беби-бумеров или бумеров (от слова «бум», которым характеризовали всплеск рождаемости в эти годы) 1943-1963 гг. Советская «оттепель», покорение космоса, СССР – мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. В результате появилось поколение с психологией победителей. Оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.
4. Поколение Х («Неизвестное поколение») 1963-1983 гг. Продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане Готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
5. Поколение Y

(«Поколением сети» «Поколением Миллениум»

1983-2000 гг. Распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет – их привычная действительность. Эпоха брендов. Гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.
6. Поколение Z («Цифровое поколение», «Сетевое поколение») 2000-2020 гг. Все доступности информации, гаджетов, wi-fi, геймификация, экономический кризис. Актуальными ценностями для нового поколения становятся: здоровье, социальные ценности – карьера и благосостояние. Семейные ценности  в глазах нового поколения обречены на постепенную девальвацию. Общество склонно к более острой конкуренции людей друг с другом, конкуренции не корпоративной, а персональной. Духовные ценности для значитель­ной массы молодёжи  обесцениваются.

 

Согласно данной теории, в настоящее время в младших классах обучается поколение Z или «цифровое поколение».

Цифровое поколение – обобщенное понятие, которое применяется к людям, рожденным примерно с 2000 года. Поколение людей, с рождения использующих цифровые технологии в быту. Это поколение характеризуется определенными преимуществами и недостатками в развитии и социализации [6, с. 62].

При этом учителя начальных классов относятся к поколениям X и Y. В связи с этим у них возникают такие актуальные вопросы: кого, чему, как и зачем мы учим?

В настоящее время в ряде работ подчёркивается тот факт, что в изменяющемся социокультурном мире изменяется и ребенок, что требует новых подходов к его обучению, воспитанию и развитию. Так, например, в работе Д. И. Фельдшейна показывается, что сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-исторической среды – среды, которая, как подчеркивал Л. С. Выготский, выступает «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств не как обстановка, а играет роль источника развития» [5, с. 6].

Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что каждое поколение детей качественно отличается друг от друга. Однако ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника несколькими десятелятиями ранее, он просто стал другим.

А. В. Сапа в своей статье [1] указывает на следующие особенности современного поколения:

– нетерпеливость, сосредоточение в основном на краткосрочных целях;

– феномен детской многозадачности: одновременно ребенок, сидя за компьютером, выполняет множество различных операций.

– быстрота взросления: согласно опросу десятилетних детей, 70%  считают, что уже вышли из детского возраста.

– отличительность в творчестве предыдущих поколений. Современному школьнику выполнение цифровых заданий  интереснее и проще, чем выполнение традиционных.

– мультимедийная грамотность. Ученик начальных классов на современном этапе обладает необходимыми знаниями для пользования техникой, а также использования в повседневной жизни Интернета.

– ориентированность на потребление и индивидуальность.

– мотивация в обучении. Современный школьник познает только то, что ему интересно, при этом идет сосредоточение на краткосрочный результат.

– иное функционирование памяти: запоминание не самой информации, а «путей» ее нахождения.

– уменьшение концентрации внимания в десятки раз.

– «клиповое мышление». Под данными терминами понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого, предельно артикулированного посыла, воплощенного в форме или видеоклипа, или теленовости, или в любом другом виде.

– увеличение феномена гиперактивности. Младшим школьником все сложнее сосредотачиваться на чем-то одном. В связи с этим возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости.

– склонность к аутизации – погружению в себя [7, с. 111].

Среди отрицательных черт современного поколения младших школьников Д.  И.  Фельдштейн [8] выделяет следующие:

  1. Снижение когнитивного развития учащихся.
  2. Снижение энергичности детей, их желания активно действовать.
  3. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень любознательности и воображения.
  4. Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношении со сверстниками.
  5. Приобщение детей к телеэкрану. По данным американских ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тысяч часов.
  6. Обеднение и ограничение общения детей со сверстниками. Наблюдается рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетенции.
  7. Увеличение детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности и постоянного чувства незащищенности.
  8. Регрессивное изменение познавательной деятельности: ухудшение механизмов произвольного регулирования, снижение возможности избирательной оценки значимой информации, уменьшение объема рабочей памяти.

Среди положительных сторон доктор психологических наук, профессор Д.  И.  Фельдштейн [8] выделяет следующие:

  1. Увеличение количества одаренных детей: детей с особо развитым мышлением, лидеров, детей с «золотыми руками», художественно одаренных, детей, обладающими двигательным талантом.
  2. Отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций.
  3. Всплеск индивидуализма, создание и утверждение своего уникального «Я».

Таким образом, учет психолого-педагогических характеристик современных младших школьников обуславливает необходимость изменения содержания, методов и форм обучения.

 

Список литературы

 

  1. Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Продуктивная педагогика. 2015. № 8 (56). С. 7–15.

2.                      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.

  1. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  2. Шамис Е. Теория поколений / Е. Шамис, А. Антипов. – Режим доступа: http://www. advertology.ru/article48762.htm. – Дата доступа: 25.04.2020.
  3. Фельдштейн, Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы / Д. И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. – – №2(4). –  С.6-11.
  4. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И.  С.  Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019. – 72 с.
  5. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – С. 110-112.
  6. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56243.shtml

. – Дата доступа: 25.04.2020.

Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Генечко М.В. К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

  1. Екатерина Козловская говорит:

    На мой взгляд, это актуальная и интересная статья, которая рассматривает особенности различных поколений детей, какими отличительными характеристиками они обладают. При учете этих особенностей, учителя могут четко и правильно выстроить образовательный процесс и разработать разнообразный дидактический материал.

Обсуждение закрыто.