ПОЛУКОШКО А.Б. ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «ТОСКА»)

УДК 821.161.1-31

ПОЛУКОШКО А.Б.

магистрантка филологического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – О.А. Иоскевич, доцент кафедры русской филологии УО ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат филологических наук)

ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА
(НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «ТОСКА»)

 Аннотация. В статье рассматривается специфика осмысления феномена одиночества в прозе А.П. Чехова, а именно в рассказе «Тоска» (1886) в широком философском и социальном контексте. Выявляется, что одиночество героев произведения обусловливается системой отношений, сложившихся в обществе, где индивидуальность человеческой личности и его психологическое состояние являются игнорируемыми.

Рубеж XIX–XX веков – время зарожденич и становления новых художественных систем, появление которых вызвано кардинальными сдвигами в мироощущении, радикальным переосмыслением взаимоотношений человека и мира Небольшой по протяжённости отрезок времени оказался насыщенным событияии эпохального масштаба (войны, революции), что нашло отражение в разных сферах культуры. Смещаются ориентиры и ценности, казавшиеся незыблемыми: социально-исторический оптимизм, вера в рациональное научное знание нередко подвергаются теперь сомнению, уступая место индивидуализму, тяготению к иррациональному. Происходит напряжённый поиск эстетических идеалов, соответствующих новому мироощущению. В это время смены культурных парадигм человек наиболее остро ощущает свою уязвимость, незащищенность перед лицом истории, пытается осмыслить свое место в мире в контексте новых жизненных условий. Поэтому на первый план выходят экзистенциальные проблемы, среди которых важное место занимает проблема одиночества.

Данная проблема относится к числу вечных философских вопросов, о чем свидетельствуют непрекращающиеся поиски философов разных эпох. Так, феномен одиночества стал объектом осмысления в трудах Б. Паскаля, Г.Д. Торо, Х.Ортеги-и-Гассета, Ж.-П.Сартра, М. Бубера и др.

Эту тему затрагивают в своём творчестве многие русские писатели рубежа XIX – XX вв. Одним из таких писателей был Антон Павлович Чехов. Его обращение к проблеме одиночества во многом связано с переломным моментом в его творческой жизни. По мнению М.П. Чехова – брата и биографа писателя, перелом в творческой жизни писателя начал назревать в 1886 году: «Под влиянием письма Григоровича, который первым приветствовал его талант, Антон Павлович стал серьезнее относиться к себе и своей литературной деятельности. В его творчестве и настроении назревал очевидный перелом. Он стал рассудительнее, все реже и реже шутил, весь отдался литературе» [1, c. 24], а Г.П. Бердников отмечает, что «…появление новых по тону произведений дало повод современникам говорить о рождении “нового Чехова”, сменившего беззаботную веселость на безотчётную тоску и уныние» [2, c. 97].

Тема одиночества является одной из важных тем для его творчества. Это чувство является общим состоянием для героев Чехова, оно присуще представителям разных социальных слоев. От одиночества страдает и старый извозчик («Тоска»), и молодая, красивая хозяйка завода («Бабье царство»), и известный художник («Дом с мезонином»).

В рассказе «Тоска» (1886) тема одиночества является центральной. В нем показывается весь трагизм существования одинокого человека, до которого никому нет дела. В основе рассказа лежит, казалось бы, простая и незамысловатая история. Однако это лишь на первый взгляд.

В центре рассказа – Иона Потапов, старый извозчик, недавно похоронивший сына. Несмотря на то, что смерть родного человека подкосила главного героя, он продолжал «жить», выполняя свою работу. В душе у Ионы лишь одно желание – выговориться, поэтому он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на равнодушие и холод.

«Кому повем печаль мою?..» [3, с. 48], – гласит эпиграф. Автор тем самым прямо указывает на проблему произведения.

Рассказ начинается с описания мира, который окружает главного героя. Были вечерние сумерки, и шёл крупный мокрый снег, который покрывал всё вокруг. Иона, окутанный снегом, выглядит как статуя. В нём словно нет жизни. Автор замечает, что «упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег…» [3, с. 48]. Тогда не случайно сравнение Ионы с привидением, так как привидение – это призрак умершего существа.

Оживает Иона Потапов лишь тогда, когда его окликает желающий воспользоваться услугами извозчика прохожий. В начале пути говорит лишь седок, точнее – бранится, а сам извозчик молчит, но после делает попытки заговорить. «А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер» [3, с. 50], – первое, что произносит он. Однако седок не собирается слушать его.

Высадив своего пассажира на нужной улице, Иона возвращается в своё безжизненное состояние. Снег снова покрывает его и лошадь. И вновь он оживает лишь тогда, когда к нему обращаются люди. Однако и здесь извозчик натыкается на стену равнодушия и нежелания слышать. Люди ему попадались мелочные, изворотливые, любящие выпить и поругаться. Весь трагизм ситуации заключается в том, что Иона рад даже таким седокам, так как «он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди» [3, с. 50].

Когда же Иона пытается в третий раз исполнить своё желание, обращаясь к молодому извозчику, который проснулся, чтобы попить воды, он вновь терпит поражение – тот остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства главного героя открываются всё глубже. С самого начала рассказа передаётся одиночество старого извозчика. Оно растёт с каждой неудачной попыткой выговориться, поделиться своей бедой, получить немного сочувствия, сожаления. И после второй попытки тоска, находящаяся внутри него, начала расти, стала ещё больше – «тоска громадная, не знающая границ» [3, c. 50].

Герой постоянно находится среди людей, однако среди них нет никого, способного выслушать, проявить сочувствие, поддержку. Люди стали чёрствыми, эгоистичными, равнодушными ко всему окружающему. Это приводит к тому, что и сам город, в котором они живут, стал «бездушным», «мёртвым».

Чувство одиночества достигает своего пика в конце произведения, когда последний потенциальный слушатель отворачивается от старого извозчика. Автор делает упор на том, что Ионе Потапову надо рассказать о болезни его сына, о похоронах, о дочери Анисье и ещё много о чём. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» [3, с. 52], – именно в этом предложении выявляется вся потребность героя в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть эти чувства не будут идти от самого сердца, даже малейшая их видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

От безысходности Иона идёт к своей лошади и рассказывает всё ей. Она молчит, но слушает. Это можно трактовать по-разному.

Возможно, автор показывает разницу между миром животных и людей. В этом случае животное гораздо участливее человека. И даже если лошадь не может ничего ответь, она не отвернётся, не упрекнёт, выслушает. Другой вероятной трактовкой, по нашему мнению, является то, что лошадь выступает как своеобразный двойник Ионы Потапова. Ведь с самого начала они словно близнецы; автор использует лексему «тоже», когда описывает неподвижность лошади – «его лошадёнка тоже бела и неподвижна» [3, с. 48], – когда упоминает, что герой и животное вытягивают свои шеи, или когда их вновь засыпает снегом. Исходя из этого, можем сделать вывод, что Иона делится своей бедой с самим собой. Желая получить такое важное для него сочувствие, герой находит слушателя в самом себе.

Имя героя не случайно: по происхождению оно является древнееврейским. В переводе этого слова есть разночтения: буквальное значение – «голубь», переносное – «имеющий терпение», «терпеливый». Автор выбирает это имя для своего персонажа, чтобы подчеркнуть его кротость, терпеливость и смирение.

В данном рассказе изображается трагический аспект одиночества – это одиночество страдающего человека, которому не с кем поделиться своим горем, т.е. социальное одиночество человека среди множества равнодушных людей. Рассказ «Тоска» – это своеобразный призыв автора к людям с просьбой не быть чёрствыми. Ужасно, когда единственным слушателем несчастного человека становится животное.

 

Список литературы

 

  1. Балабанович, Е. З. «Вокруг Чехова» и её автор / Е. З. Балабанович // Чехов, М. П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления / М. П. Чехов. – М.: Московский рабочий, 1960. – 352 с.
  2. Бердников, Г. А. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. А. Бердников. – 3-е изд., дораб. – М.: Худож. лит., 1984. – 511 с.
  3. Чехов, А. П. Тоска / А. П. Чехов // Собр. соч. : в 2 т. – М: Худож. лит., 1982. – Т. 2. – С. 48–52.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 6. Актуальные вопросы современного социогуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «ПОЛУКОШКО А.Б. ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «ТОСКА»)»

  1. Валерия Прокопович говорит:

    Статья получилась весьма интересной

Обсуждение закрыто.