Занемонская Е. Ю.ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАБОТЕ С МАТЕРИАЛАМИ NUMICON

УДК 51 – 8

Занемонская Е. Ю.

студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Чекина Е. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Янки Купалы)

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАБОТЕ С МАТЕРИАЛАМИ NUMICON

Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования проблемы использования материалов  NUMICON в формировании математических представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.

 Проблема формирования математических представлений является одной из наиболее актуальных в развитии детей дошкольного возраста. Наглядность выступает основным принципом математического обучения детей в УДО. Данному принципу соответствует мультисенсорная методика Numicon.

Содержание программы дошкольного обучения включает в себя наряду с физическим, социально-коммуникативным, речевым, художественно-эстетическим развитием и познавательное развитие, которое предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и его отношениях, т.е. «форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.» [2].

Анализируя тему «Величина», раздел «Элементарные математические представления», в Учебной программе дошкольного образования РБ,  можно заметить связь между старшим дошкольным и средним дошкольным возрастом в овладении представлением о понятии «величина», а именно: формирование у дошкольников представлений о данном понятии создает основу для овладения в последующем величиной как базовым математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.

С философской точки зрения величина рассматривается как «одно из основных математических понятий, возникшее как абстракция от числовых характеристик физических свойств» [1, с. 61].

В «Теории и методике математического развития дошкольников» величина определяется Е.И. Щербаковой как размер предметов. Почти во всех классических руководствах по арифметике мы находим следующее определение понятия величины: «Величина есть все то, что может быть больше или меньше» [3, с. 85].

Можно сделать вывод, что по своей сути эти определения идентичны. В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой дается определение понятию величины, как «одной из основных математических понятий, отражающей идею измерения меняющихся объектов, а также как протяженность, объем, размер чего – либо» [1].

Представления о величине обогащаются, когда ребенок сопоставляет предмет с другими предметами, т.е. задействует аналитический первичный процесс. Кроме общих эталонов величины у детей среднего дошкольного возраста складываются представления об отдельных ее измерениях – тяжелее, легче, длиннее, шире. Всё это дети усваивают в процессе практической деятельности, повседневной ориентировки в окружающем и далеко не всегда могут выразить словесно. А.М. Леушина и Е.Б. Роговская полагают, что первоначальному выделению величины, образованию элементарных представлений о ней способствуют предметные действия, включающие разные виды непосредственного сопоставления предметов между собой по их величине (накладывание, прикладывание, приставление), а затем уже опосредованного —  путем измерения.

Таким образом, овладение сущностью и особенностями процесса формирования понятий о величине предметов имеет большое значение в развитии детей среднего дошкольного возраста: расширяются и углубляются знания об окружающей действительности, происходит развитие умственных операций (сериация, классификация, сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Numicon – это уникальная игра и набор наглядного материала для работы с детьми, испытывающими трудности при изучении математики. Она развивает способность обучаться в практической деятельности, запоминать и узнавать при следующих предъявлениях образцов. В пособии числа от 1 до 10 представлены формами-шаблонами. Каждое число представлено в виде цветной, пластмассовой пластинки соответствующего размера и с нужным количеством отверстий, диаметр которых чуть больше толщины пальца ребенка. Формы построены по единому принципу и воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные вразброс. В набор входят элементы: формы–шаблоны, разноцветные штырьки, белые доски с круглыми выступами, «волшебный мешочек», числовая прямая и другие материалы. Использование элементов Numicon способствует развитию мышления, воображения, мелкой моторики, что положительно сказывается на его речевом и умственном развитии. Занятия с Numicon подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка – слух, зрение, осязание, движение и речь. Ребенок становится более усидчивым, сосредоточенным, развивается фантазия и творческие способности.

Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счётный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглыми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Numicon картинки, например, кораблик, бабочку, машинку. Это даёт возможность развивать речь детей (например, составлять предложения, рассказы по картинкам). К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети наощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.

При формировании представлений и понятий о размерах можно показывать разницу между большими и маленькими формами, сравнивая их по размеру. Для развития пространственных представлений есть возможность использовать белую доску для конструирования и ориентирования в пространстве (например, предложить выложить определённую форму Numiconа сверху, снизу, слева, справа от заданной точки или формы на доске). Готовых инструкций к пособию немного, что даёт педагогу определённую свободу в варьировании материалами и позволяет достигать результатов у каждого ребёнка, исходя из его образовательных потребностей.

Таким образом, Numicon является хорошим дополнением к традиционным методам и средствам, которые используются педагогами для формирования элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями. Numicon – это дополнительный ресурс, который не заменяет, а успешно и эффективно дополняет известные традиционные материалы

Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №55 г. Гродно» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

Опытно-поисковая работа была организована поэтапно: в ходе организационно-методического,  констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.

В процессе организационно-методического этапа исследования была поставлена цель и отобраны диагностические методики.

В ходе констатирующего этапа исследования была проведена диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольников.

Анализ результатов исследования констатировал, что основная часть воспитанников характеризуются средним уровнем сформированности представлений по теме — 90%, дети  различают, называют, обобщают предметы по выделенным свойствам, умеют выполнять действия по группировке, обобщают группы предметов по числу (количеству).

В результате проведённой диагностики можно предположить, что процесс развития математических представлений у детей дошкольного возраста будет осуществляться успешно при условии использования в работе материалов Numicon. На формирующем этапе исследования проводились работа с материалами Numicon, направленная на формирование представлений о величине предметов.

На контрольном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика математических представлений у дошкольников с целью определения эффективности реализованной нами педагогической работы в УДО с материалами Numicon. В результате полученных данных, 65% воспитанников показали средний уровень и 35% детей — высокий уровень сформированности представлений о величине предметов.

Таким образом, проведенный комплекс занятий с активным включением материалов Numicon в процессе воспитательно-образовательной работы по формированию математических представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством в практике работы в УДО.

 

Список литературы

 

  1. Логика и математика для детей дошкольного возраста / Сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 2002. – 348 с.
  2. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс] : постановление М–ва образованияРесп. Беларусь, 29 дек. 2012 г. № 146 // Нац. правовой Интернет–портал Респ. Беларусь. URL: http://www.pravo.by/ main.aspx?guid=3871&p0=W21326737p&p1=1&p5=0 – дата доступа: 08.03.2020
  3. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – Воронеж, 2012. – 228 с.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Занемонская Е. Ю.ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАБОТЕ С МАТЕРИАЛАМИ NUMICON»

  1. ВИКТОРИЯ ШАМРИЛО говорит:

    Елизавета, можно ли пособие Нумикон самостоятельно родителям сделать дома?

    • Елизавета Занемонская говорит:

      Спасибо за вопрос. Да, конечно! Данное пособие у нас в Беларуси преобрести сложно, но немного времени, фантазии и оно окажется у вас. Я при изготовлении форм нумикон, использовала цветной картон и дыракол. Так же можно использовать другие материалы плотный фоамиран, картонные коробки, когда есть возможность можно воплотить задумку из деревянных досок.

  2. Любовь Гришук говорит:

    Елизавета, скажите пожалуйста, когда работа с данным пособием эффективнее: во время специально-организованной деятельности( когда все дети одновременно работают с данным пособием), или же лучше применять его в индивидуальной работе воспитанниками?

    • Елизавета Занемонская говорит:

      Спасибо за вопрос! В любой деятельности Нумикон эффективен, проведя групповое занятие, решая поставленные задачи Учебной программы Дошкольного образования, мы замечаем проблемы, с которыми столкнулся ребёнок и потом в индивидуальной работе мы сможем помочь ребёнку достигнуть результатов.

Обсуждение закрыто.