Запасник Е. Ч. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АНИМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА

 УДК 37.013.2

Запасник Е. Ч.

Студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имения Янки Купалы»

(Научный руководитель — Е.А. Ковалёва, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АНИМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА

 Аннотация: Данная статья посвящена анализу проблемы влияния современной анимации на дошкольника. Представлены рекомендации педагогам и родителям по выбору современной мультипликации для ребёнка дошкольного возраста. Рассмотрена роль и влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. 

Вопрос о том, полезны ли ребенку мультфильмы или могут прочинить ему немалый вред, возник уже достаточно давно. Сторонники обеих версий приводят веские аргументы в пользу своей точки зрения, и решить, кто из них прав, не так и просто. Однако и те, и другие сходятся в одном: мультфильмы оказывают огромное влияние на психику детей и формирование их отношения к окружающему миру. И влияние это не стоит недооценивать.

Известный детский писатель и педагог двадцатого века В. А. Сухомлинский писал, что «от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [1, с.45].

Детство –  это не только период познания мира, но и время формирования характера и развития души.

В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. С одной стороны, необычайная скованность, недоразвитие речи. С другой – повышенная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность.  О недоразвитии речи и вообще о затормаживании психического развития детей-потребителей кинопродукции были проведены исследования ряда английских и американских психологов, которые занимаются проблемными детьми, появившимися в связи с новой плеядой анимации, детям с задержкой психического развития. Такие дети не смогут в учреждении дошкольного образования, а далее и в школе усваивать на слух информацию, они страдают недоразвитием речи и эмоций. Западные ученые установили, что это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Великобритания) говорит, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В образовательном учреждении также «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. И вдобавок они должны общаться с другими детьми, а для них это недоступно [2, с.51].

Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. В первую очередь, речь идет о кинопродукции и компьютерных играх. Очень сильно воздействуя на детскую фантазию, они дают новые установки и модели поведения.

При просмотре кинопродукции ребёнок идентифицирует себя с его героями. Таковы законы восприятия художественного произведения. А идентифицируя себя с существом, которое успешно поражает других существ, ребенок постепенно усваивает агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. В его психике как бы вырабатывается своеобразная канавка агрессивности. Бедняги просто повторяют то, что видят на экране. Это тоже следствие идентификации. Дело в том, что ребенок идентифицируется не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Когда мы посмотрим внимательно на маму с младенцем, то заметим между ними какое-то мимическое сходство. Поэтому дети учатся по подражанию, в том числе подражают мимике близких людей и, конечно,  любимых телегероев. А ведь поведение современных киногероев весьма злобные или безумные. Когда ребенок идентифицируется с такими персонажами, его внутреннее самоощущение соотносится с выражением их лиц. И малыш начинает вести себя соответствующим образом. Нужно помнить, что у детей ещё нет градации, где вымысел, а где реальность. Они верят всему, что происходит на экране. Для ребенка действительно существует все, что он видит и слышит. Поэтому дети так легко могут копировать персонажей мультсериалов.

Если рассмотреть современные кинопродукцию, то можно обнаружить анимацию, которая деформирует поведение ребёнка, его психику. Несколько лет назад были популярны «Телепузики» и «Покемоны», которые с английского означают «карманные чудовища». В Японии после демонстрации одной из серий этого мультсериала, более шестисот человек попали в больницу с эпилептическими припадками. На сегодняшний день стало очевидным, что многие западные мультфильмы и сказки представляют опасность для духовного мира ребенка. Некоторые из них, как «Телепузики», вполне могут повредить хрупкую психику малыша, привести к отклонениям от нормального умственного развития. В «Телепузиках», например, показывая детям яблоко, сообщают, что «это виноград», о красной краске говорят «зеленая». Все это делается специально для того, чтобы блокировать усвоение правильной информации о мире. После этого уже нетрудно научить ребенка любой лжи в качестве правды. В некоторых американских мультиках образ добра вообще отсутствует. Там есть лишь присутствие отрицательных героев. Как, например, в одном из них, с названием «Вампиреныш», где одного из героев так и зовут Жертва. Истории про добрые привидения и вампиров продемонстрируют, что зло может быть хорошим. Многосерийные же мультики о спасении всех вокруг наглядно покажут, что победить зло нельзя – его можно остановить на время, а в следующей серии все начнётся сначала. Таким образом, у ребёнка смещаются понятия о добре и зле, меняется картина мира [2, с.2-12]. Кстати, если рассмотреть слово «мультипликация», то оно восходит еще к латыни, где multiplex обозначает «состоящий из многих частей», а также «многосторонний, непостоянный, таинственный, скрытный».

А ведь детей испокон века учили на положительных примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать, и главное, всегда сопровождали моралью. А здесь – просто показ, без оценочных комментариев. Поэтому родителям стоит обратить внимание на это. Ещё старец Иаков Эвбейский пишет о телевизоре, как о «коробке дьявола», которая особенно опасна для детей. Однако, выбросить телевизор и полностью исключить мультипликационные фильмы вряд ли получится. Поэтому главная задача родителей – с раннего возраста приучить ребёнка к качественной мультипликации, сделать своеобразную «прививку» против безвкусия и жестокости. Дети часто отказываются смотреть отечественную анимацию, говоря, что им неинтересно. Просто содержание мультфильмов ускользало от их понимания, потому и неинтересно. Дело в том, что современная кинопродукция не дает ребенку времени на обдумывание происходящего на экране. Поэтому рекомендуется совместный просмотр взрослых и детей.  Нужно так же открыто говорить, что этот персонаж неправильно себя ведёт, поступает нехорошо, а вот эти поступки того или иного героя хорошие и правильные, с него можно брать пример.

Не все современные анимационные фильмы  травмируют психику ребёнка, и в них тоже можно найти что-то доброе. Проблема в том, что  родители не хотят этого делать, а включают мультипликацию и идут заниматься своими делами. Ребёнок остаётся предоставленным сам себе. Этого делать нельзя ни в коем случае. Нужно хотя бы во время просмотра анимации провести время вместе с ним и обратить внимание на то положительное, что все-таки там есть, либо, увидев что-то плохое, предложить просмотр другой картины.

Можно также смотреть истории в режиме онлайн можно также на видеохостинге YouTube, в социальных сетях. А также можно скачать особо понравившийся мультипродукт или фильм – к услугам родителей различные торренты.

Есть несколько критериев, которые помогут родителям скачать действительно качественные продукты мультипликации. Рассмотрим их:

  • качественная, красивая анимация, чёткая картинка, спокойные цвета, приятные голоса;
  • в анимации не должно быть слишком много агрессии, персонажей, которые несут зло, утраивают погромы, наносят вред людям и животным;
  • зло должно наказываться, добро – вознаграждаться, так как дети нуждаются в чёткой сюжетной линии; неоднозначные герои, ситуации, в которых непонятно, как правильно поступить, больше подходят для подросткового возраста;
  • после просмотра анимации у малыша не должно появляться страха или чувства безысходности;
  • на первый план должны выступать идеи милосердия, любви к людям и окружающему миру, вера в чудо, добро.

Такие мульти проекты обладают богатыми педагогическими возможностями:

  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;
  • помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;
  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
  • формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  • анимация помогает реализовать эмоциональные потребности.

Хороший мульти продукция является для ребенка незаменимым источником знаний, и, несомненно, может оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Наглядны и доступные для понимания уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносит малышу современная анимация, легко запоминаются. Разумеется, воспитывает ребенка не экран, а тот взрослый, кто больше остальных проводит время с малышом. Поэтому, роль анимации в процессе воспитания лишь вспомогательная. Мультипликационные фильмы выступает в качестве средства воспитания, так же как и книги, пособия, игрушки и т.д. Но, несмотря на это, анимация  – средство очень сильное, так как предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышления, стиль речи. Для детей герои мультипликационных фильмов являются неким примером для подражания, с которого они копируют жесты, мимику, манеру общения, а главное поведение.  «Мульти продукция  даёт модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа» [3, с.54]. Через сравнение себя с любимыми героями у ребенка появляется возможность воспринимать себя с позитивной стороны, раскрывать в себе положительные качества, справляться с трудностями и своими страхами, а также уважительно относиться к окружающим. События, которые происходят в анимации, позволяют повысить осведомленность дошкольника, развить его мышление и воображение, сформировать его мироощущение. Воздействуя на фантазию детей, мультфильмы дают и новые представления, и примеры для подражания, и эти методы порой становятся более действенными, чем наставления и убеждения родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Именно по этой причине детям нужна качественная экранная продукция: как в художественном, так и в нравственном плане. Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека. Речь идет, конечно же, не обо всей современной кинопродукции, поэтому к выбору мультфильмов стоит отнестись со всем вниманием. Польза от просмотра возрастет в несколько раз, если с ребенком обсудить просмотренную анимационную картину.

Анимационные мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с окружающим миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Анимация – наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультипликационные проекты обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядных материалом [4, с.89].

На основе проведённого нами анализа, мы выделили кинопродукцию, которая будет способствовать развитию воображению ребёнка:

  • мультфильмы, которые обучают детей морали («Поляна льва Кингсли», «Овощные истории»);
  • аллегорические мультипликационные фильмы («Остров Папапахау», истории по книгам Макса Лукадо «Ты особенный», «Ты мой», «Зелёный нос», «Самый лучший подарок», фильм «Хроники Нарнии»);
  • советская анимация, которые по своей сути являются притчами о добре, милосердии и будущем воздаянии за поступки («Снежная королева», «Летучий корабль», «Каникулы Бонифация», «По дороге с облаками», «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик» и т. д.);
  • лучшие мультипликационные проекты современной России для малых детей – «Гора самоцветов» и «Лунтик», для детей постарше – «Смешарики»;
  • также наши отечественная анимация – «Беларусьфильм»: «Приключения реактивного поросёнка. Приключение пятое. Как сделать открытие» (2007г.), «Про дружбу, Шарика и летающую тарелку» (2009г.), «Рыбка по имени Нельзя» (2011г.), «Ясный сокол» (2012г).

Так же следует упомянуть о дозировке по времени просмотр анимационных мультсериалов. Психологи, а также и по всем медицинским нормам говорится, что детям до пяти лет мультиков положено не больше 30 минут в день.

Таким образом, главная ошибка родителей — использовать современную анимацию как способ занять неугомонного ребенка. При таком раскладе даже качественная анимация принесет мало пользы. Каким бы хорошим ни был мультипликационный фильм, лучше посмотреть его вместе с малышом, потом обсудить героев и их поступки, а после быть уверенным, что ребенок понял все правильно, именно так считают психологи.

И как высказывался А. С. Макаренко, что «наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» [5, с.3].

Список литературы

  1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – «Радянська школа», 1973.– 145с.
  2. Раевский, Д. А. Детство под угрозой: вредные мультфильмы / А.Д. Раевский. – М., 2015.– 76 с.
  3. Ившина, Е., Кущ Н. В. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста // Вестник педагогического опыта. – 2013. – № 23.– С. 22-24.
  4. Рочева, Е. В. Мультфильмы как средство воспитания дошкольников / Е. В. Рогачёв. – ООО «Радуга-ПРЕСС», 2016.– 105с.
  5. Гумеров, П. Беседы о семейной жизни / П. Гумеров. – М., 2006.– 415с.

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Запасник Е. Ч. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АНИМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА»

  1. Елизавета Занемонская говорит:

    Проблема анимации актуально в современном мире. Когда родители дают в руки детям телефон чони редко задумываются, что ребёнок может увидеть мультфильмы, которые будут негативно влиять на психическое развитие. Можно ли с раннего возраста включать ребёнку мультфильмы? В каком возрасте ребёноку будет полезно смотреть мультфильмы?

Обсуждение закрыто.