XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Гутор С.Н.,
учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 38 имени Кирилла Туровского г. Гродно»
ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи очевидна, так как эта категория детей имеет тенденцию к росту. Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к занятиям – яркий показатель значимости использования ЛЕГО – технологий в коррекционной работе. В статье говорится о применении учителем-дефектологом на коррекционных занятиях ЛЕГО-игр, способствующих автоматизации и дифференциации сонорных звуков.
Ключевые слова: ЛЕГО-технологии, звукопроизношение, коррекция, лего-игры.
S.N. Gutor
LEGO-TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING PRONUNCIATION SKILLS AMONG JUNIOR PUPILS
Abstract. Nowadays the need of improving the organization of correctional assistance to children with speech disorders is obvious, as this category of children is growing. Creating a situation of success, minimizing fatigue, increasing interest in classes is a vivid indicator of the importance of using LEGO-technologies in correctional work. The article describes the use of LEGO-games, which promote the automation and differentiation of sonorant sounds, by a teacher-defectologist at the classes of correctional work.
Keywords: LEGO-technologies, sound pronunciation, correction, lego-games.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с нарушениями речи. В настоящее время около 40% детей, нуждающихся в коррекционной помощи, со стёртой дизартрией [1]. Первичное обследование состояния звукопроизношения у детей показывает, что нарушения отмечаются у 100% учащихся. Самыми распространёнными являются нарушения сонорных звуков (70%), 23% - свистящих, 17% - шипящих. При обследовании состояния фонематического слуха выявлены затруднения в дифференциации сонорных звуков, свистящих и шипящих звуков. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры. Также в последнее время затруднён период автоматизации, поставленные звуки не употребляются в полном объёме (особенно при эффекте «кабинетной речи»).
Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь предусматривает использование дополнительных средств обучения, поскольку учащиеся с нарушениями речи имеют особые образовательные потребности, обусловленные особенностями психофизического развития [4, с. 6].
В качестве вспомогательных средств, облегчающих процесс усвоения детьми знаний при формировании произносительных навыков, целесообразно использовать лего-конструирование.
Научно-теоретической основой выстраиваемого по-новому коррекционного процесса выступают следующие принципы:
деятельностного подхода - учёт ведущего вида деятельности детей при организации коррекционной работы;
комплексности- коррекция не только звукопроизношения, но и моторной сферы, фонематических процессов, развитие психических процессов;
доступности – материал излагается в доступной для детей форме, учитывая возраст, возможности и познавательные интересы;
индивидуальный подход и вырабатывание положительной мотивации к занятиям;
регулярность и систематичность коррекционной работы.
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире, как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками [5].
При использовании ЛЕГО-технологий в работе можно отметить преимущества их перед другими инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
- При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха [2].
- Конструктор ЛЕГО не вызывает у детей негативного отношения и всё коррекционное занятие воспринимается ими как игра.
- Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу.
- Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации [3].
Специально подобранные ЛЕГО - игры позволяют решать проблему автоматизации звуков в естественных для ребёнка условиях – в игре.
Использование игр зависит от этапа коррекционного воздействия и предполагает отбор соответствующего речевого материала с учётом того звука, который исправляется у ребёнка.
При коррекции нарушений произношения сонорных звуков рекомендуется использовать приведённые ниже игры, которые будут способствовать автоматизации звука [р], дифференциации [р - л].
Игра «Чей путь длиннее»
Каждый учащийся строит свою дорогу. Учитель-дефектолог предлагает поехать по дороге на машине. Ребёнок едет по дороге, длительно произнося звук [Р]. Когда он закончит произносить звук [р], машина останавливается. Так узнаём, чей путь был длиннее.
Игра «Ступеньки»
На пластине ребёнок строит ступеньки из конструктора. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук [Р]. На этапе автоматизации ребёнок на каждую ступеньку называет слоги: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Слоги можно соотнести с цветом ступенек (красная - РА, синяя – РЫ). При автоматизации звука в словах можно на каждую ступеньку называть слово (например, со звуком [р] в начале слова: рак, ракета, радуга, роза). При дифференциации звуков [р -л] можно предложить ребёнку назвать на первую ступеньку слово со звуком [р], на вторую со звуком [л] и т.д. (Например, РОВ, ЛОВ, РОЗА, ЛОЗА, РАК, ЛАК).
Игра «Строим дом»
Предлагаем учащимся помочь тигру построить дом и объясняем, что строить будем, напевая песенки тигра: РА, РУ, РО. Слоги соотносим с цветом кирпичиков: красная деталь – это слог «РА», синий – слог «РО», зелёная – слог «РУ». Далее просим выложить пять красных кирпичиков, пять синих, пять зелёных, проговаривая при этом слоги, соотнесенные с цветом кирпичиков. На этапе автоматизации звука на уровне слова ребёнок, прикрепляя кирпичики, произносит слова со звуком [р] (РАБОТА, РАКЕТА, РУЧЕЙ, АРБУЗ, ПАР). При дифференциации звуков можно предложить один ряд выложить из кирпичиков, проговаривая слова со звуком [р] (РАД, РАК, РАМА, РАМКА), другой, проговаривая слова со звуком [л] (ЛАД, ЛАК, ЛАМА, ЛАВКА).
Игра «Помощь другу»
При дифференциации звуков [р - л] просим ребёнка помочь собрать косточки на ужин щенку Рою и Лунтику. Сначала учащийся собирает кости для Роя, затем ему нужно подобрать такую косточку для Лунтика, которая будет чем – то подходить к косточке Роя (Например, РУКА-ЛОКОТЬ, САХАР-ЛОЖКА, КОРОВА-МОЛОКО, РЫБА-ПОПЛАВОК). Далее оставляем косточки Роя и предлагаем ребёнку вспомнить, какие косточки съел Лунтик и наоборот.
Игра «Аквариум»
Предварительно ребята конструируют на пластине 3 аквариума. Учитель-дефектолог напоминает учащимся, что у каждого слова есть начало, конец и середина. Затем произносит слова со звуком [р] и просит ребят, если они услышат звук в начале слова, запустить рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в третий аквариум.
Слова: рак, ворона, горы, ракета, мир, рыба, зефир, парус, кефир, корона.
Использование конструктора упрощает работу по слоговому анализу и синтезу, делает её интересной и привлекательной. ЛЕГО – конструкции позволяют обозначить слоговой состав слова, выделить ударный слог.
Для развития навыков слогового анализа и синтеза проводятся следующие игры:
Игра «Слог потерялся»
На пластине выкладываем один слог (РА -, РУ-, РО -) и просим ребят закончить начатое слово. Можно разделить учащихся на 2 команды и проводить игру в виде соревнования. Ребята выкладывают из ЛЕГО-конструктора потерявшийся слог, а затем читают слово, которое получилось. Например, РА – (РАМА, РАНА), РУ- (РУКА, РУЧЕЙ).
Игра «Ласковое слово»
На пластине выкладываем слово из одного слога (РОТ, ТОРТ). Далее просим ребят назвать слово ласково так, чтобы в каждом слове стало 2 слога. Учащиеся выкладывают из ЛЕГО- конструктора второй слог, а затем читают слова парами. Например, РОТ – РОТИК, ТОРТ – ТОРТИК.
Игра «Заколдованные слова»
На пластине выкладываем «заколдованные» слова и предлагаем ребятам «расколдовать» слово. Учащийся убирает лишние слоги, находит буквы в зеркальном отражении, узнает зашумленные буквы, строит слово правильно и читает его. ( ɔАПОХАР - САХАР, БАР БА- РЫБА).
Игра «Весёлый счёт»
Раздаём учащимся предметные картинки (поросёнок, помидор, рысь), плато и детали конструктора (квадратики). Далее предлагаем ребятам посчитать предмет, изображённый на картинке до 5(7), выкладывая на плато соответствующее количество деталей конструктора. Например, один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.
Игра «Расшифруй предложение»
На ковре (столе) выложено деформированное предложение, состоящее из слов, предметных картинок и цветных квадратиков ЛЕГО (оранжевый, розовый, красный, серый). Просим ребят расшифровать предложение. При автоматизации звука [р] предлагаем такие предложения:
У носорога один рог, а у барана два рога. В оранжевой коробке лежали розовый барабан, красная ракета, серое радио. Подарок квадратный, а арбуз круглый.
При дифференциации звуков [р]-[л] предлагаем такие предложения:
В голубой коробке лежали жёлтая рыбка, розовый карандаш, белая ракетка, оранжевый робот.
Указанные выше приёмы работы значительно повышают уровень сформированности произносительных навыков у детей, а также сокращают число ошибок на определение места звука в слове, при дифференциации звуков.
Применение ЛЕГО на коррекционных занятиях позитивно отражается на качестве коррекции, так как способствует:
формированию и развитию правильного длительного выдоха;
постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
формированию графического образа букв, а также развитию тактильных ощущений;
формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
формированию грамматической составляющей речи (отрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);
овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов;
развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Работа по формированию произносительных навыков с применением ЛЕГО — технологий делает коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает их к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
Чем разнообразнее будут приёмы коррекционного воздействия на детей в процессе использования ЛЕГО-технологий, тем более успешным будет формирование речи.
В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи очевидна, так как эта категория детей имеет тенденцию к росту. Анализ процесса и результатов проведённой работы позволяет сделать вывод о том, что данная система доступна и результативна. С применением ЛЕГО – игр занятия становятся более интересными и нестандартными. Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к занятиям – яркий показатель значимости использования ЛЕГО – технологий в коррекционной работе.
Список использованной литературы
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 198 c.
2. Барауля, С. П. Лего ум наш развивает и учиться помогает / С. П. Барауля // Пачатковая школа. – 2016. - № 1. – С. 57–
3. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – Москва: Линка-Пресс, 2001. – 88 с.
4. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. – Минск, 2015. – 17 с.
5. Крагель, Л. В. Образовательные возможности конструктора LEGO / Л. В. Крагель // Пачатковая школа. – 2015. - № 8. – С. 61–63.
Комментарии