XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Свирид Е.В.,

учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 32 имени Т.Г. Ларионовой г. Гродно»,

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В статье освещены различные виды заданий и упражнений по развитию пространственных и временных представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (4 уровень речевого развития) на коррекционных занятиях в пункте коррекционно-педагогической помощи.

Ключевые слова: пространственные представления, временные представления, коррекционная работа, младшие школьники.

 

Sviryd Y.V.

THE DEVELOPMENT OF SPATIAL AND TEMPORAL
REPRESENTATIONS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH
UNDERDEVELOPMENT IN REMEDIAL CLASSES

Abstract. The article highlights various types of tasks and exercises for the development of spatial and temporal representations of primary school children with general speech underdevelopment (level 4 of speech development) in correctional classes at the correctional and pedagogical assistance point.

Keywords: spatial representations, temporal representations? correctional work, junior schoolchildren.

Развитие пространственных и временных представлений является важным аспектом общего развития младших школьников, особенно тех, кто испытывает трудности в речевом развитии. У детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные затруднения в восприятии и использовании пространственных и временных понятий. Коррекционно-педагогическая помощь в данном контексте играет важную роль в формировании этих представлений, что способствует улучшению их социальной адаптации и учебной деятельности. При планировании коррекционной работы с детьми, зачисленными в пункт коррекционно-педагогической помощи, обязательно учитывается развитие пространственных и временных представлений, как важное и необходимое условия для развития устной и письменной речи.

Пространственные представления связаны с восприятием объектов и их расположением в пространстве. Это включает в себя такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «далеко» и т.д. Временные представления охватывают понимание последовательности событий, длительности времени и временных интервалов. Эти навыки необходимы для успешного усвоения учебного материала и взаимодействия с окружающим миром. Дети с общим недоразвитием речи (4 уровень речевого развития) часто сталкиваются с трудностями в понимании и использовании пространственных и временных понятий. При обследовании это проявляется в: невозможности правильно ориентироваться в пространстве; затруднениях в описании последовательности событий; проблемах с выполнением заданий, требующих понимания временных интервалов (например, «Что было сначала?»); затруднениях понимания последовательности дней недели, месяцев (например, «Какой вчера был день недели?»). Исследованием важности развития пространственных и временных представлений у детей с общим недоразвитием речи занимались различные авторы и специалисты в области психологии и дефектологии, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.А. Крылова, Е.А. Климова и другие. Эти авторы внесли значительный вклад в понимание того, как развиваются пространственные и временные представления у детей, а также в методы их коррекции при речевых нарушениях.

Развитие пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (4 уровень речевого развития) требует комплексного подхода, включающего различные методы и техники. Перечислим несколько эффективных способов, применяемых в коррекционной работе учителем-дефектологом. Игровые методы, а именно использование тренажёров, которые включают в себя в том числе приёмы конструирования, в которых дети должны ориентироваться в пространстве (например, «повтори такой же узор», «сделай квадрат в правом нижнем углу»), что помогает развивать навыки ориентировки и понимания пространственных отношений. Конструирование и моделирование на коррекционных занятиях применяется в виде выкладывания изучаемых букв из различных материалов, что помогает младшим школьникам осваивать понятия о форме, размере и расположении объектов. Выполнение различных графических заданий, а именно рисование графических рисунков по клеточкам в тетради, начертание схем слов и предложений, которые способствуют развитию графических навыков. Использование геометрических фигур в выкладывании на поверхности, конструировании на тренажёрах способствует развитию понимания пространственных отношений. Физическая активность младших школьников во время проведения физкультурных минуток, пальчиковой и зрительной гимнастики, которые помогают детям осваивать пространство в реальном времени, развивают координацию и восприятие пространства. Изучение и применение сказок и историй, в которых персонажи перемещаются по различным пространствам, помогает детям осваивать концепции направления, расстояния и расположения. Использование на коррекционных занятиях игр с различными текстурами, формами и размерами предметов помогают развивать тактильные ощущения и восприятие пространства. Эти методы могут быть адаптированы в зависимости от индивидуальных потребностей детей и их уровня развития. Все выше перечисленные методы и приёмы способствуют улучшению понимания пространственных отношений, расширению словарного запаса, связанного с пространственными понятиями. Коррекционная работа учителя-дефектолога по развитию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи требует гибкости, креативности и индивидуального подхода.

Развитие временных представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (4 уровень речевого развития) на коррекционных занятиях включает в себя методы, направленные на улучшение как речевых, так и временных навыков. Здесь также широко используются игровых методы, а именно игры с временными элементами (например, игры с часами) помогают детям учиться определять время и понимать последовательность событий. Использование настенного календаря, где младшие школьники называют дни недели, месяцы и важные события. Работа с речевым материалом, а именно использование карточек с изображениями различных временных периодов (утро, день, вечер, ночь) для развития словарного запаса. Немаловажным элементом является изучение расписания коррекционных занятий каждым ребенком («В какие дни групповые занятия?» «Когда у тебя индивидуальное занятие?» «Когда следующее занятие?»), которое способствует развитию понимания временного состава рабочей недели для детей. Чтение сказок, рассказов, историй, где акцентируется внимание на временных рамках событий (например, «сначала произошло это, потом – то»), создание собственных рассказов младшими школьниками, способствует развитию умения выстраивать события в логической последовательности, развитию связной речи, развитию коммуникативных навыков. Комбинирование различных методов и техник помогает создать поддерживающую среду, где дети могут развиваться и учиться через игру и взаимодействие.

Коррекционные занятия направлены на создание условий для формирования и укрепления пространственных и временных представлений, развитие которых, в свою очередь, способствует пониманию и применению предложено-падежных конструкций в устной речи младших школьников. Здесь важно отметить, что развитие умения определения, называния и употребления предлогов младшими школьниками влияет на развитие устной речи в целом, а также на формирование письменной речи в частности. Рассмотрим несколько видов заданий и упражнений в данной области. Например, игровые задания «Кто где?», с использованием картинок с изображением различных объектов и персонажей, в ходе которых задаются вопросы, например: «Где мяч?» (Ответ: «Мяч на столе»), в ходе которых младшие школьники развивают умение формулировать предложения с использованием предлогов и падежей. Задания на составление предложений (как устно, на слух, так и по схеме), а именно заполнение пропусков в предложениях недостающими предлогами (например, «Кот сидит ___ стола»). Составление предложений по картинкам, карточкам, где младшим школьникам необходимо составить предложения с использованием предлогов (например, «Собака под столом»). Задания на классификацию, группировку предметов, где дети могут группировать предметы по местоположению (например, «Что находится на столе?», «Что в коробке?»). Затем они формулируют предложения о каждом объекте. Также разделение слов на группы в зависимости от предлогов (например, «под», «на», «в»). Упражнения по изучению антонимов и синонимов, в ходе которых происходит обсуждение слов с противоположным или близким значением, что способствует лучшему пониманию контекста использования предлогов младшими школьниками. Упражнения по сравнению объектов с использованием предлогов (например, «Книга больше, чем тетрадь, но тетрадь лежит на столе») также способствуют развитию пространственных представлений, временных представлений и связной речи в целом. Использование этих и других заданий и упражнений, а также их комбинации, поможет младшим школьникам развивать навыки формирования предложно-падежных конструкций, расширения словарного запаса и умения строить коммуникации.

Развитие пространственных и временных представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи требует системного подхода и использования разнообразных методов коррекции. Коррекционно-педагогическая помощь играет важную роль в этом процессе, создавая условия для успешного освоения детьми этих понятий. Эффективная работа в данном направлении не только улучшает речевое развитие, но и способствует общей социализации и адаптации детей в окружающем мире. Уже к концу первого года обучения младшие школьники с общим недоразвитием речи (4 уровень речевого развития) легко ориентируются в пространстве и времени, что помогает им лучше понимать окружающий мир, способствует качественному обучению, что укрепляет их уверенность в себе и в своих действиях, развивает воображение, ответственность и самостоятельность.

Список использованной литературы

1. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец – Москва.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
2. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. /Под ред. Н.Ф.Четверухина. - М.: Просвещение, 1964.

 

Комментарии  

# RE: Свирид Е.В.Малмыго Ольга 15.11.2024 13:39
Мне понравилась данная статья, так как в ней рассмотрены игры и упражнения, которые способствуют пониманию и применению предложено-падежных конструкций в устной речи младших школьников. Употребление предлогов вызывает все большие трудности у учащихся в последнее время.