XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Казань, Республика Татарстан

Ахметзянова А.И.,

заведующий кафедрой психологии и педагогики специального образования, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», кандидат психологических наук

Ибрагимова Ф.Р.,

студент Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Просветительская работа логопеда с родителями с использованием икт: обоснование актуальности

Аннотация. Статья посвящена изучению просветительской работы логопеда с родителями дошкольников с речевыми нарушениями. Обоснована необходимость и важность педагогического просвещения родителей и повышения их компетентности в вопросах речевого развития детей. Представлены результаты исследования запросов родителей. Речевые нарушения значительно влияют на социальную жизнь ребенка, его дальнейшую успешность в школе, поэтому логопеду важно вовлекать родителей в процесс коррекции речи и расширять их знания об особенностях речевых нарушений, их причинах, видах и способах коррекции. Благодаря этому повышается эффективность логопедических занятий.

Ключевые слова. просветительская работа логопеда, родители дошкольников, нарушения звукопроизношения, информационно-коммуникационные технологии.

Ibragimova F.R.

Akhmetzyanova A.I.

 

EDUCATIONAL WORK OF A SPEECH THERAPIST WITH PARENTS USING ICT: JUSTIFICATION OF RELEVANCE

Absrtact. The article is devoted to the study of the educational work of a speech therapist with parents of preschoolers with speech disorders. The necessity and importance of pedagogical education of parents and increasing their competence in the issues of children's speech development are substantiated. The results of a study of parents' requests are presented. Speech disorders significantly affect the social life of a child, his further success at school, therefore it is important for a speech therapist to involve parents in the process of speech correction and expand their knowledge about the features of speech disorders, their causes, types and methods of correction. This increases the effectiveness of speech therapy classes.

Keywords. educational work of a speech therapist, parents of preschoolers, violations of sound reproduction, information and communication technologies.

В настоящее время все больше родителей сталкивается с речевыми проблемами у своего ребенка. Часто, речевые нарушения комплексные, затрагивающие разные стороны речи и влияющие на социализацию малыша. Это требует долгой и кропотливой работы от специалиста и ребенка, ведь неисправленные вовремя дефекты влекут за собой серьезные проблемы в обучении в будущем. Поэтому, важным становится участие родителей в коррекционной работе.  Однако, родители часто не обладают достаточными знаниями и умениями в области речевых нарушений и их коррекции. Кроме того, нередко, у родителей снижена мотивация к выполнению рекомендаций специалистов, а некоторые родители и вовсе могут не осознавать серьезность речевых проблем у ребенка. Одним из средств решения данной проблемы может служить просветительское направление работы, которое нацелено на повышение компетенций родителей по теме речевых нарушений. Благодаря приобретению новых знаний и умений, родители осознают ценность занятий с ребенком, начинают понимать особенности его речевого нарушения и пути его исправления. Одним из эффективных средств реализации просветительского направления являются информационно-коммуникационные технологии, которые, благодаря своей доступности и удобству, помогают охватить широкий круг родителей и в простой форме донести логопедические знания. Исследованием роли родителей в коррекции речевых нарушений, уровня их компетентности занимались Е.М. Мастюкова [10], О.В. Бачина и Л.Н. Самородовой [4], В.А. Бородина и К.С. Васильева [5]. Изучением применения ИКТ в просвещении родителей занимаются В.С. Васильева [7], А.А. Алмазова [3]. Несмотря на то, что в настоящее время с вязи с активным развитием информационной среды, существует большое количество информации и источников по проблеме речевых нарушений, родители часто не знают, где искать систематизированную и проверенную информацию, а просветительской работе с родителями не всегда уделяется нужное внимание. Поэтому возникает необходимость в глубокой проработке проблемы просветительской работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с речевыми нарушениями и поиске путей ее решения, в том числе, с применением информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время приоритетная роль в воспитании и образовании ребенка, в формировании его личности отводится семье. Однако, как отмечают исследователи   Т.В. Кротова, Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова [9], в связи развитием информационной среды и широкой доступностью различной информации, у родителей появляется мнимая уверенность в собственных знаниях, а педагог уже не видится источником знаний. Поэтому, возникает необходимость выявить степень интереса родителей к теме коррекции нарушений речи и дальнейшей разработки просветительской программы для родителей.

На сегодняшний день одним из приоритетов государства в образовании и воспитании является поддержка семей, обеспечение сотрудничества между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей [1; 2]. Роль совместной работы логопеда и членов семьи велика. Благодаря такому сотрудничеству процесс преодоления речевых нарушений становится эффективнее.

В рамках нашей темы одним из ключевых является термин «педагогическое просвещение». Согласно Р.М. Эхаевой: «Педагогическое просвещение есть процесс передачи структурированной, тщательно подобранной информации по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношений с ребенком» [12]. Оно является одним из ключевых направлений в повышении педагогической культуры родителей, в частности, и воспитательного потенциала семьи в общем.

В своем исследовании В. А. Бородина, К. С. Васильева [5] освещают проблему коррекционно-педагогической компетентности родителей детей с нарушениями речи, которая состоит из их знаний о речевых нарушениях, причинах их возникновения, навыков их коррекции. По результатам проведенного исследования, ученые отмечают, что большинство родителей (80%) показали низкий уровень изучаемой компетентности. У них отсутствует инициатива, не хватает времени на полноценные занятия с ребенком и на получение необходимых для этого знаний. Средняя (44%) заинтересованность и активность родителей детей с нарушениями речи выявлена в исследовании Л.С. Вакуленко [6]. Автор отмечает у участников анкетирования недостаток знаний, низкую инициативу во взаимодействии с педагогом.

Данные исследования подтверждают необходимость просветительской работы с родителями, ведь родители должны понимать структуру речевого дефекта ребенка, осознавать значимость собственного участия в коррекционном процессе. Учитель-логопед может использовать различные формы просветительской работы: консультации и беседы, групповые собрания, представление наглядных материалов (брошюр, стендов с информацией). Кроме того, просвещение может осуществляться непосредственно через участие родителей в логопедических занятиях, семинарах-практикумах, где они смогут научиться приемам работы над речью своего ребенка. То есть, распространение знаний может осуществляться как в группе, так и индивидуально.

Помимо устоявшихся форм просвещения, все больше внимания начинает уделяться информационным технологиям, которые активно развиваются. Распространение знаний среди родителей может осуществляться через: сайты в глобальной сети Интернет, социальные сети [3].

С помощью ИКТ учителя-логопеды могут создавать различные схемы, графики, презентации, которые можно использовать в традиционных брошюрах и памятках. В дальнейшем их можно отправлять родителям в электронном формате [8]. Кроме того, средства видео-конференц-связи и мессенджеры увеличивают возможности продвижения знаний среди широкого круга родителей посредством видеороликов, онлайн-консультаций, вебинаров

К средствам поддержки родителей можно отнести информационные порталы и онлайн центры. Примерами таких ресурсов служат: портал «Растим детей. Навигатор для современных родителей», портал «Российский родитель» [11].

Данные исследования подтверждают, что в настоящее время просвещение родителей с помощью информационно-коммуникационных технологий развивается, поднимаются вопросы поддержки семей и воспитания осознанного родительства.

Одним из примеров просветительского направления работы служит портал родителей Алтайского края «Развитие детства», созданный в 2020 году [13]. На данном сайте родители могут получить консультативную помощь логопеда, психолога, узнать больше о речевых нарушениях через вебинары, видеоконсультации. Интересным форматом выступают кейс-задания для родителей, решая которые, родители могут проанализировать свои воспитательные стратегии.

С целью изучения заинтересованности родителей в получении знаний о речевых нарушениях у детей, нами было проведено анкетирование родителей на базе «Детского сада №33» г. Казани с использованием онлайн-сервиса «Google Формы». Выбор онлайн-формата для проведения анкетирования объясняется удобством обработки ответов, возможностью охватить большое количество респондентов, независимостью от времени и условий. Родителям были предложены шесть вопросов: четыре вопроса закрытого типа, два вопроса с возможностью выбора нескольких вариантов ответов, в том числе с возможностью собственного ответа. Всего анкету заполнил 51 родитель детей в возрасте от 3 до 6 лет. У 22 детей были выявлены речевые нарушения, родители 8 детей предполагают нарушения речи. По результатам опроса, родители проявили высокую заинтересованность в получении знаний о речевых нарушениях детей (78,4%). Родителям наиболее интересны знания о способах профилактики и коррекции звукопроизношения (76,5%), знания о способах коррекции детской речи (62,7%). Удобнее всего родителям получать информацию в формате коротких обучающих видео (72,5%). Большая часть родителей (70,6%) родителей выразила желание пройти курс, подробно раскрывающий тему звукопроизношения.

Благодаря данному исследованию нами выявлена необходимость дальнейшего изучения форм и возможностей просветительской работы с родителями детей с нарушениями речи, определены перспективы дальнейшей разработки просветительской программы для родителей, раскрывающей тему звукопроизношения в простом и доступном виде.

Таким образом, просветительской работе логопеда с родителями дошкольников с нарушениями речи в современных научных исследованиях уделено недостаточно внимания. Актуальными остаются вопросы выявления мотивации родителей в преодолении речевых нарушений, повышения их компетентности в вопросах речевого развития детей, возможности и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в просвещении.

Проведенное нами анкетирование позволило выявить заинтересованность родителей в освоении новых знаний по теме звукопроизношения у детей. Нами планируется дальнейшая проработка проблемы просветительской работы логопеда с родителями дошкольников с речевыми нарушениями и разработка программы их просвещения.

Список использованной литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р // Гарант. Россия / ООО «НПП «Гарант-сервис». – Москва, 1990.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26 дек. 2017 г. №1642 // Гарант. Россия / ООО «НПП «Гарант-сервис». – Москва, 1990.

3. Алмазова, А.А. Сетевые информационные технологии как способ продвижения идей, знаний и результатов научной деятельности в области логопедии /А.А. Алмазова, А. В. Лагутина, М. М. Любимова // Наука и школа. – 2020. - №1. – С. 62-67.

4. Бачина, О.В Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи : учебное пособие / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - Москва : Сфера, 2009. - 57 с.

5. Бородина, В.А. Особенности коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи / В.А. Бородина, К.С. Васильева // Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - №7. – С. 9-22.

6. Вакуленко, Л.С. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников в условиях детского сада / Л.С. Вакуленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-4. – С. 33-36.

7. Васильева, В.С. К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений / В.С. Васильева, А.А. Селенкова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - №4 (33). – С. 149-152.

8. Краснова, Л.В. Использование ассистивных сквозных цифровых технологий в работе с обучающимися с ОВЗ как предиктор оптимизации сопровождающей деятельности / Л.В. Краснова, Э.В. Слюсаренко. // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-4. – С. 364-367.

9. Кротова, Т.В. Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства / Т.В. Кротова, Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова // Современное дошкольное образование. - 2023. - №4 (118). – С. 64-74.

10. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Москвина ; под ред. В.И. Селиверстова. - Москва: Владос, 2003. — 408 с.

11. Челпаченко, Т.В. Современные формы педагогического просвещения родителей в России / Т.В. Челпаченко, М.А. Пахомова. // Вестник ОГУ. - 2023. - №2 (238). – С. 48-55.

12. Эхаева, Р.М. Этапы развития педагогического просвещения родителей / Р.М. Эхаева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №4 (89). - С. 242-244.

13. Развитие детства. Портал для родителей : [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn-------43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai/. Дата доступа: 20.09.2024.

 

 

Комментарии  

# RE: Ахметзянова А.И., Ибрагимова Ф.Р.Юлия Сигида 15.11.2024 07:48
Очень интересная и важная статья. Педагогическое просвещение родителей- это важный аспект любой коррекционной и развивающей работы с детьми. Важные аспекты подмечены - псевдоинформированность родителей о проблемах, с которыми сталкиваются их дети, и необходимость создавать качественный образовательный и просветительский контент самим специалистам и организациям, которые работают с детьми.