XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
г. Томск, Россия
Буравлева Н.А.,
доцент кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», кандидат психологических наук
Вишнякова Е.В.,
магистрант ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», педагог дополнительного образования
Спортивные танцы как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. В статье представлен опыт работы по адаптивной дополнительной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования в рамках модели инклюзивного образования. Спортивные танцы являются эффективным средством социализации детей с различными нарушениями здоровья: опорно-двигательного аппарата, слуха, а также синдромом Дауна. Акцентируется внимание на специфических особенностях работы с этими детьми в контексте рассматриваемой образовательной программы и структуре инклюзивного подхода в учреждении дополнительного образования. Кроме того, подчеркивается важная роль семейного воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, танцевальный спорт, адаптивная программа, инклюзия, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна, дети с нарушением слуха.
E.V. Vishnykova
N.A. Buravleva
SPORTS DANCING AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Abstract. The article presents experience of work on adaptive additional educational program for children with reduced health capabilities in the institution of additional education within the framework of the model of inclusive education. Sports dance is an effective means of socializing children with various health disorders: locomotor system, hearing, and Down syndrome. Emphasis is placed on the specific features of working with these children in the context of the educational programme under consideration and the structure of an inclusive approach in the institution of supplementary education. The important role of family education in the development of children with disabilities is also emphasized.
Keywords: Children with disabilities, dance sports, adaptive program for children with IBD, inclusion, children with locomotor system impairment, children with Down syndrome, children with hearing impairment.
В последние годы в российском обществе наблюдается устойчивый запрос на формирование инклюзивной образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это отражено в Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, в федеральном проекте «Успех каждого ребенка», реализуемом в рамках национального проекта «Образование».
В связи с этим, важнейшей задачей психологической службы образовательных учреждений является «психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям» [3].
Дополнительное образование представляет собой демократичную и открытую образовательную систему, способную эффективно реагировать на запрос общества. В Дворце творчества детей и молодежи (ДТДиМ) города Томска была разработана модель организации инклюзивного образования, которая подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ребенку. В основе модели лежит принцип сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Родители или законные представители играют ключевую роль в определении образовательных потребностей ребенка, получая информацию о доступных ресурсах и рекомендации от психологов, консилиумов и ПМПК. Педагоги и психологи учреждения совместно с семьей проводят планирование образовательного процесса, что позволяет адаптировать программу к индивидуальным нуждам ребенка. Тестовые занятия позволяют не только определить уровень подготовки ребенка, но и скорректировать программу, учитывая его запросы и рекомендации специалистов. В случае необходимости может быть предложено тьюторское сопровождение, что дополнительно способствует комфортной интеграции ребенка в образовательный процесс.
В учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Томска много лет реализуется программа «Танцы без границ». Она направлена на формирование первоначального интереса ребенка к танцевальному спорту. Стоит отметить, что границы охвата детей танцевальным спортом с каждым годом расширяются как в Томске, так и в стране. Например, в 2022 году в Томской областной федерации танцевального спорта насчитывалось 647 спортсменов, а в 2023 году уже 763 спортсменов. При этом увеличение спортсменов идет не только в спорте высших достижений, но и в массовом танцевальном спорте. В стране несколько лет назад появились Всероссийские соревнования Специальной Олимпиады, которые привлекли внимание людей с ОВЗ, занимающихся спортивными танцами из многих регионов.
В соответствии с утвержденной Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2025 года, а также государственной программой "Развитие физической культуры и спорта", планируется к 2025 году существенно увеличить число инвалидов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Целью является достижение охвата 2,5 миллионов человек, что составляет 20% от общей численности инвалидов в Российской Федерации. Сегодня для занятий детей с ОВЗ, их физического, психического развития, существует порядка 35 адаптивных видов спорта. Наибольшей популярностью пользуются легкая атлетика, футбол, баскетбол, фехтование и велоспорт. Танцевальный спорт стоит на 21 месте по охвату детей с ОВЗ.
Современный танцевальный спорт является одним из сложно-координационных видов спорта. Это связано с тем, что уровень мастерства, с которым выполняется сложная моторная функция, является главным критерием оценки спортсменов. Танцевальный спорт – это не просто красивое зрелище, это сложнейший вид спорта, предъявляющий исключительно высокие требования к спортсменам. Успех в нём зависит от множества взаимосвязанных факторов, максимального проявления способностей танцоров, которых оценивают по большому количеству критериев исполнения: технической наполненности хореографии, сложности композиции, темпу исполнения, использованию физического и эмоционального взаимодействий с партнером. Показателем проявления максимальных способностей спортсменов в спортивных бальных танцах служит соревновательная деятельность.
Танцевальный спорт полезен не только для общего развития ребенка. Благодаря физической, социальной и моральной направленности развития обучающихся в этом виде спорта, происходит раскрытие потенциала ребенка. Многие дети с ОВЗ отстают в своем развитии от своих сверстников, не знают своих возможностей. Занятия спортивными танцами решают важную воспитательную задачу: раскрывают возможности у данной категории детей, создают у них уверенность в своих силах, развивают волю, ответственность, характер, мотивацию, способствуют самоутверждению и самореализации. Данный вид спорта способствует формированию правильной осанки и грациозной походки, развитию чувства ритма. Кроме этого, спортивные танцы формируют дисциплину и целеустремленность у обучающихся. Они помогают детям вживаться в различные роли и образы, в зависимости от вида танца, развивают такие когнитивные процессы как память, внимание, мышление, восприятие, речь, расширяют кругозор воспитанников, активизируют творческие способности. Они способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей с ОВЗ. Все это положительно сказывается на результатах реабилитации и социализации детей этой категории, интеграции в общество.
Занятия спортивными танцами помогают формировать у детей с ОВЗ и детей-инвалидов положительное отношение к своему здоровью, готовность соблюдать соответствующие нормы и правила, умение противостоять ситуациям, провоцирующим их нарушение, а также воспитывать умеренность и дисциплинированность, культуру питания [2].
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа (АДОП) «Танцы без границ» разработана с учётом особенностей здоровья детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с синдромом Дауна, с нарушением слуха. Она включает в себя элементы адаптивного спорта, который стремительно развивается по всему миру, характеризуется интегративным и социальным подходами, способствующими формированию гармоничного развития – как физического, так и духовного – у людей с различными ограничениями возможностей здоровья. Эта уникальная программа предоставляет возможность детям и молодёжи с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата освоить танцевальный спорт на специальных спортивных колясках.
Танцами на колясках сегодня занимаются в 40 странах мира на любительском и спортивном уровнях. Особенно популярны танцы на колясках в Европе. Первый официальный Чемпионат Европы по танцам на колясках прошёл в Швеции в 1996 году, а спустя два года, в 1998-м, состоялся Чемпионат Мира в Японии. В настоящее время данное направление танцевального искусства представлено в таких российских городах, как Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург и Москва. Существуют две основные формы исполнения танцев на колясках: КОМБИ, где танцор на коляске исполняет танец в паре с партнером, передвигающимся на ногах, и ДУО, в котором оба партнера используют коляски для танца. Для реализации модуля «Танцы на колясках» были привлечены средства на приобретение двух специальных спортивных танцевальных колясок (грант «Новая молодежная политика» Управления по делам молодежи Администрации г. Томска, а также помощь депутатов Думы г. Томска). Консультантом при разработке программы выступила Ирина Гордеева, чемпионка мира по спортивным танцам на колясках, председатель Московской федерации спортивных танцев на инвалидных колясках.
Ключевой аспект данного модуля состоит в разработке персонализированного плана обучения для каждого участника. Это обусловлено тем, что при освоении танцев на колясках необходимо учитывать ограниченные двигательные возможности обучающихся. Опыт, вытекающий из имеющихся нарушений, сужает их представления о собственных возможностях и диапазоне действий. Занимаясь спортивными танцами, спортсмены учатся владеть собственным телом, воспринимать свои действия в пространстве. Раскрытие и развитие возможностей, формирование уверенности в собственных силах – самые важные задачи реализации всех подобных программ.
В ходе занятий спортивными танцами слабослышащих детей и детей с синдромом Дауна акцентируется внимание на физическую подготовку, двигательную активность, соревновательную деятельность, развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. Они выстроены таким образом, чтобы информация транслировалась от простого к сложному, благодаря чему возможно освоение сложно-координационных действий.
В образовательном процессе для детей с нарушениями слуха реализуются задачи по коррекции трудностей, связанных со снижением слуха и нарушением вестибулярной и моторной функций. Данная коррекция осуществляется посредством специальных упражнений, направленных на развитие функции равновесия, формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, развития дыхания, совершенствование координации движений, пространственной ориентации.
В ходе занятия идет опора прежде всего на индивидуальные стартовые возможности ребенка в соответствии с данными входной диагностики, а именно на уровень психофизического развития (заключение психолого-медико-педагогической комиссии); уровень интереса к занятиям танцевальным спортом, стремление к достижению спортивного или иного личностного результата (желание красиво танцевать, укрепить свое тело, общаться и др.); опора на предметные результаты ребенка, динамику его индивидуальных образовательных достижений (продвижений).
Образовательный процесс для детей с синдромом Дауна должен быть построен на основе их индивидуальных сильных сторон. К ним относятся, в первую очередь, развитые зрительно-пространственные способности, позволяющие эффективно усваивать информацию посредством визуальных стимулов, таких как знаки, жесты и демонстрации. Также важно учитывать склонность этих детей к подражанию, что проявляется в стремлении копировать поведение сверстников и взрослых. Это свойство может быть успешно использовано в процессе обучения, предоставляя возможность учиться на примере.
В ходе проведения занятий важно использовать преимущественно позитивные средства стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующие доброжелательное и уважительное отношение к ним, создание ситуации успеха, включение таких элементов, как конкурс, показательные выступление, фото и видео съемка, награждение.
Значимым фактором эффективности подобных занятий является вовлеченность родителей, их поддержка детей с ОВЗ. В соответствии с законом «Об образовании» РФ, родители являются первыми педагогами [1]. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Тесное сотрудничество родителей, педагогов, психологов дают возможность детям с нарушениями слуха, с синдромом Дауна, с нарушениями опорно-двигательного аппарата показывать достойные результаты не только в пределах города, но и за его пределами. Начиная с простых выступлений на открытых занятиях перед родителями, оттачивая выступление на сцене в постановочных номерах, они вовлечены вместе с родителями в график соревнований и выступлений. На сегодняшний день спортсмены приняли участие в первенстве и чемпионате Томской области, стали атлетами Специальной олимпиады, съездили на соревнования в другие города Сибири, стали участниками фестиваля «Танцы без границ», форум-проекта «Дети как дети».
Востребованность данной программы обусловлена запросом родителей особенных детей, взаимодействие с которыми выстроено через образовательные организации и сообщества. Среди них специализированные школы-интернаты, общественные фонды и организации, учреждения дополнительного образования. В последнее время в работе помогает сетевое соглашение с Департаментом образования и организациями, работающими в данном направлении.
Опыт показывает, развитие детей с ОВЗ посредством занятий спортивными танцами помогает семье найти новые резервы и внутренние ресурсы для социализации ребенка, подготовить его не только к выступлению на сцене и участию в турнирах, но и решать более глобальную задачу: подготовить его к жизни в социуме.
Список использованной литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010). – М. : «Изд-во ЭКСМО – Пресс», 2010. – 560 с.
2. Касьяненко, А. Н. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом / А. Н. Касьяненко, Д. А. Сулиманова // Астрахань: Астраханский государственный технический университет. – 2018. – С. 278–285
3. Концепция развития психологической службы года в системе образования в РФ на период до 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/kontseptsijarazvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi. – Дата доступа: 24.06.2024.
Комментарии