XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
г. Гродно, Беларусь
Скурат Ю.Д.,
учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №13 им. В.Т. Цабо г. Гродно»
Теоретические аспекты нравственного воспитания у учащихся на I ступени общего среднего образования
Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим основам нравственного воспитания учащихся I ступени общего среднего образования. В ней рассматриваются ключевые понятия, теоретические аспекты, направленные на формирование нравственных качеств у младших школьников. Работа предназначена для педагогов начальной школы, родителей, а также для всех, кто интересуется вопросами нравственного воспитания и развития личности у детей.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные качества, образование, I ступень общего среднего образования.
Skurat Y.D.
THEORETICAL ASPECTS OF MORAL EDUCATION FOR STUDENTS AT THE FIRST STAGE OF GENERAL SECONDARY EDUCATION
Resume. This article is devoted to the theoretical foundations of moral education of students of the first stage of general secondary education. It examines key concepts and theoretical aspects aimed at the formation of moral qualities in younger schoolchildren. The work is intended for primary school teachers, parents, as well as for anyone interested in issues of moral education and personality development in children.
Keywords: moral education, moral qualities, education, I stage of general secondary education.
Образование в Республике Беларусь является одним из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Образование – это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности, удовлетворение ее образовательных потребностей и интересов, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности. [2, с. 3]. Целями образования являются формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций [4, с. 303].
Первая ступень общего среднего образования играет огромную роль в формировании личности ребенка. Это время, когда ребенок вступает в мир общественных отношений, узнает о моральных ценностях, учится взаимодействовать с другими людьми и формирует свое собственное представление о добре и зле, справедливости и неправде. Нравственное воспитание учащихся I ступени общего среднего образования становится одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Нравственное воспитание – это длительный и непрерывный процесс. Его результаты не проявляются мгновенно, а формируются постепенно.
По мнению Подласого П.И., нравственное воспитание можно сравнивается с систематическим процессом, где основа закладывается в раннем возрасте, а дальнейшее развитие происходит постепенно и непрерывно. В своих работах Подласый П.И. подчеркивал, что нравственное воспитание – это сложный процесс, включающий в себя три основополагающих аспекта [3, с. 163]:
1. Поведение. Воспитание направлено на формирование у учащегося нравственного поведения – это умение делать правильный выбор в сложных ситуациях, соблюдать моральные нормы и быть ответственным за свои действия.
2. Сознание. Воспитание формирует у учащегося нравственное сознание – это способность различать добро и зло, понимать ценность справедливости, милосердия, совести.
3. Чувства. Воспитание влияет на нравственные чувства – это умение сопереживать другим, проявлять сострадание, радоваться успехам других и осуждать неправедные действия.
Таким образом, эффективное нравственное воспитание подразумевает гармоничное развитие всех трех этих аспектов, способствуя формированию нравственно развитой личности.
По мнению Харламова И.Ф., формирование нравственности – это основа гармоничного развития личности. Это не просто набор отдельных качеств, а единая система ценностей, которая помогает человеку жить в согласии с собой и с окружающим миром. По мнению Дробницкого О.Г., нравственные качества – это не просто внутренние черты характера, а осознанный выбор человека, который формирует его поведение и взаимодействие с окружающим миром [1, с. 188]. Доктор педагогических наук И.Ф. Харламов говорил о следующих составляющих качеств понятия нравственности [5, с. 34]:
1. Патриотизм – любовь к своей стране, уважение к её истории, обычаям, языку.
2. Трудолюбие – желание к трудовой деятельности, понимание пользы труда для себя и общества.
3. Коллективизм – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение взаимодействовать в коллективе.
4. Уважение себя при уважении других, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. Честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. Это — моральные принципы, которые регулируют внутренний мир человека и его отношения с окружающими.
5. Человеколюбие или гуманность. Это — самое важное качество, которое определяет нравственную сущность человека, его способность к состраданию, милосердию, пониманию и уважению других людей.
Таким образом, эти составляющие взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, формируя целостное понятие нравственности. Работы Харламова И.Ф. подчеркивают важность нравственного воспитания в формировании гармоничной личности, способной к созидательной деятельности, к созданию справедливого и гуманного общества.
Анализируя подходы Харламова И.Ф., Дробницкого О.Г. и других учёных, нами были выделены следующие нравственные качества учащихся на I ступени общего среднего образования:
1. Доброта и сострадание. Учащиеся учатся не только понимать чувства других, но и помогать тем, кому нужна поддержка. Они узнают, что милосердие – это не просто слова, а действия, которые делают мир лучше. Например, помогать старшим товарищам с тяжелыми портфелями, участвовать в благотворительных акциях, помогающих нуждающимся.
2. Честность и правдивость. Учащиеся учатся говорить правду, даже если это нелегко. Они понимают, что доверие – это важный элемент дружбы и что обман его разрушает. Их учат быть ответственными за свои слова и поступки.
3. Уважение к себе и к другим. Учащиеся учатся видеть в каждом человеке личность, уважать его мнение, даже если оно отличается их от собственного. Они учатся не смеяться над ошибками других, а помогать им. Они также учатся уважать себя, свою индивидуальность и свои сильные стороны.
4. Ответственность. Учащиеся учатся быть ответственными за свои поступки, свои слова, за то, как их поведение влияет на других. Они учатся быть ответственными за порядок в классе, за учебу и за отношения с другими детьми.
5. Умение работать в команде. Учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, делиться задачами, координировать свои действия, уважать мнение товарищей. Они учатся тому, что вместе можно достичь больше, чем поодиночке.
6. Любовь к Родине. Учащиеся учатся гордиться своей страной, ее историей, культурой, традициями. Они знакомятся с героями Отечественной войны, великими русскими писателями и художниками, участвуют в патриотических мероприятиях, что помогает им понять, что они – часть чего-то большего и важного.
7. Уважение к природе. Учащиеся учатся бережно относиться к природе, сохранять ее красоту, убирать за собой мусор, помогать животным. Они понимают, что природа – это не просто место, где мы живем, а наш дом, который нужно охранять и любить.
Все нравственные качества учащихся на I ступени общего среднего образования формируются исходя из:
1. Примера для подражания. Дети учатся на примере взрослых, которые их окружают – родителей, учителей, других значимых людей. Важно быть честными, добрыми, уважительными и ответственными самим, чтобы дети усвоили эти ценности.
2. Обучение нравственным нормам. Рассказывание сказок и притч с моралью, обсуждение нравственных дилемм, проведение ролевых игр, знакомство с пословицами и поговорками – все это помогает учащимся понять базовые нравственные ценности.
3. Создание атмосферы уважения и доверия. Важным элементом формирования нравственных качеств является создание атмосферы уважения и доверия в семье и школе. Дети должны чувствовать себя в безопасности и свободно выражать свои чувства и мнения, не боясь осуждения.
Таким образом, эффективное формирование нравственных качеств у учащихся предполагает гармонизацию этих трех факторов, обеспечивая положительное и поддерживающее окружение, где дети могут учиться и расти нравственно.
Формирование нравственных качеств на I ступени общего среднего образования – это не просто обучение правилам, а непрерывный процесс, который делает их личность сильнее, добрее. Это основа для построения гармоничных отношений с самим собой и с окружающим миром. Важно уделять этому направлению особое внимание, используя разнообразные методы и приемы, чтобы сформировать у детей нравственные ценности, духовные ориентиры и ответственное отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.
Список использованной литературы
1. Доронина, Н.Н. Исследование нравственных качеств молодежи / Н.Н. Доронина, А.И. Король. – Белгород : БелГУ, 2015. – 187–192 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 318 с.
3. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. завед. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуман. издат. центр "ВЛАДОС", 2020. – 256 с.
4. Скурат, Ю.Д. Состояние и перспективы развития системы образования в Республике Беларусь / Ю.Д. Скурат // Социологические чтения - 2024 : сб. науч. ст. / Гродн. гос. ун-т им. Янки Купалы ; гл. ред. В. Н. Ватыль ; редкол.: В. Н. Ватыль, А. С. Касяновская. – Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2024. – С. 302-306.
5. Щуркова, Н.Е. Нравственное воспитание школьников / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1990. – 13-16 с.
Комментарии
Нравственность является основой существования человека в мире.
Сегодня один из важнейших вопросов: кого мы взращиваем человека общества потребления или личность, которая самосовершенствуется, живет в гармонии с собой и окружающим миром. Это направление работы в образовательном учреждении должно быть во главе, чтобы подрастающее поколение не превращалось в биороботов, а было наполнено нравственными ценностями, духовными ориентирами, ответственным отношением к происходящему в социуме.
Автор подчеркивает, что работа по нравственному воспитанию обучающихся должна осуществляться на всех ступенях образования.