XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 159.922.762

Николаева И. В.

Педагог-психолог МАДОУ №60, Томск, Россия

Буравлева Н. А.

Заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности психолого-педагогических компетенций у современных родителей – представителей поколений миллениалов (Y) и зумеров (Z), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проанализированы отличия данных поколений от предыдущих, выделены специфические ценности, стили воспитания и способы взаимодействия с детьми. Обоснована необходимость формирования психолого-педагогических компетенций у современных родителей в условиях цифровизации и изменения социальных ориентиров. Представлены результаты исследования сформированности ценностных компетенций у родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ, с помощью методики Ш. Шварца и статистического анализа.

Ключевые слова: психолого-педагогические компетенции, родители, миллениалы, поколение Z, дети с ОВЗ.

 

Nikolaeva I. V., Buravleva N. A.

VALUE ORIENTATIONS OF MODERN PARENTS RAISING CHILDREN

WITH DISABILITIES AS THE BASIS

OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCIES

Annotation. The article examines the peculiarities of psychological and pedagogical competencies of modern parents - representatives of the millennial (Y) and Zumer (Z) generations, raising children with disabilities. The differences between these generations and the previous ones are analyzed, specific values, parenting styles and ways of interacting with children are highlighted. The necessity of forming psychological and pedagogical competencies among modern parents in the context of digitalization and changing social orientations is substantiated. The results of a study of the formation of value competencies among parents raising preschool children with disabilities using the Sh methodology are presented. Schwartzian and statistical analysis.

Key words: psychological and pedagogical competencies, parents, millennials, generation Z, children with disabilities.

Современные социальные процессы, цифровизация, изменение структуры семьи и ускорение информационных потоков оказывают существенное воздействие на родительство. Влияние семьи на формирование, развитие ребенка и в последующем социальную интеграцию его в общество - это широко известный и научно обоснованный факт [1; 2]. Только о какой семье, мы с вами сейчас говорим? Современные родители отличаются от семей своих родителей и прародителей и относятся к поколениям Y и Z. Исследователи выделяют характерные черты этих поколений: высокая цифровая грамотность, готовность использовать онлайн-ресурсы, прагматичность в выборе сервисов, ожидание быстрой обратной связи и открытость к новым формам коммуникации. Эти особенности имеют двойной эффект: с одной стороны, доступ к информации и сообществам повышает возможности обучения; с другой - присутствует риск использования фрагментарной, непроверенной информации и перезагруженности контентом [3].

Миллениалы или поколение Y - это люди, родившиеся примерно с начала 1980-х до конца 1990-х годов (по разным источникам с 1981 по 1996 год). Они застали переход от аналогового мира к цифровому, являются первым поколением, глубоко вовлеченным в технологии, и характеризуются амбициозностью, ориентацией на результат и стремлением к балансу между работой и личной жизнью.

Поколение Z (1997–2012 годы) отличаются тем, что выросли в полностью цифровом мире, тогда как миллениалы застали его становление. Зумеры мыслят быстрее и воспринимают более динамичный контент. Для зумеров также характерны высокая медиаграмотность, склонность к самовыражению в соцсетях и ожидание персонализированных сервисов. Они более амбициозны, чем предыдущие поколения, нацелены на результат и готовы пробовать себя в разных сферах, чтобы найти свое призвание. Это поколение не имело опыта сознательной жизни в советское время [3].

Миллениалы и зумеры входят в зрелый родительский возраст и всё чаще воспитывают детей с особыми образовательными потребностями. Для успешной образовательной и реабилитационной работы с ребёнком с ОВЗ критически важна компетентность родителей в психолого-педагогической сфере — их умение понимать особенности развития ребёнка, применять психолого-педагогические приёмы, организовывать совместную деятельность и взаимодействовать со специалистами. Научное и практическое изучение способов формирования таких компетенций у современных поколений родителей является актуальной задачей современной педагогической и практической психологии. Родители детей с ОВЗ сталкиваются с повышенной эмоциональной нагрузкой, чувством вины, тревожностью, социальной изоляцией [1], а также с рядом специфических трудностей: эмоциональной перегрузкой, недостатком информации о развитии и коррекционных технологиях, ограниченными навыками реализации домашних коррекций, затруднённостью взаимодействия с институтами образования и здравоохранения. Для современных родителей к этим проблемам прибавляются вопросы выбора онлайн-ресурсов и ориентация в противоречивой информации [4].

Педагоги, работающие с современными родителями, отмечают разницу в ценностных ориентациях на уровне личности. Стабильность и ответственность, присущие родителям предыдущего поколения, сменились на стремление к саморазвитию, к свободе выбора, индивидуализации, универсализму, технологичности. Эти поколения выстраивают новые модели воспитания, ориентированные на индивидуализацию, эмоциональную открытость и активное использование цифровых технологий. Формируются новые типы родительского поведения и новые ресурсы, доступные для семьи. Особенности коммуникации заключатся в отказе от официальности, дистанции и переходе к открытости, эмпатии, клиповости мышления и визуализации [5].

Основой для утверждения влияния поколенческих особенностей на конкретного человека служат классические представления о социальной природе его развития, отраженные в трудах Л. С. Выготского [6]. Развитие происходит в межсубъектном взаимодействии и опирается на социально-культурные инструменты. В контексте семейного воспитания это подчёркивает роль родителя как «партнёра» и «посредника» образовательных практик ребёнка.

Понятие «психолого-педагогические компетенции родителей» включает совокупность знаний, умений и мотиваций, позволяющих родителю эффективно обеспечивать развивающую среду: диагностировать потребности ребёнка, организовывать развивающие занятия, сотрудничать со специалистами и применять адаптивные воспитательные стратегии.

К психолого-педагогическим компетенциям относят:

  • Ценностные: принятие ребёнка как личности, осознание родительской роли.
  • Мотивационные: желание взаимодействовать со специалистами, саморазвиваться.
  • Когнитивно-содержательные: знание возрастных норм, методов воспитания.
  • Коммуникативно-деятельностные: умение выстраивать диалог, разрешать конфликты.
  • Рефлексивно-оценочные: анализ своих действий, коррекция ошибок [7].

Значимую роль в психолого-педагогических компетенциях играют ценностные ориентации, которые отражают в сознании человека стратегические жизненные цели и общие мировоззренческие векторы. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий [8, с. 5].

К числу методик, используемых для изучения личностных ценностных ориентаций, относится опросник, разработанный Ш. Шварцем. Исследование проводилось на базе коррекционного детского сада МАДОУ №1 города Томска. Количество участников – 20. Тестирование проводилось в онлайн формате с использованием Yandex Forms. 100 % респондентов исследования – это мамы детей с ОВЗ. Их возраст: от 26 до 35 лет – 40%, от 35 до 45 – 40%, от 45 –20%.

В результате статистического исследования с помощью программы SPSS Statistics 23 были получены следующие данные.

Для всех шкал методики Ш. Шварца были посчитаны средние, минимальные и максимальные значения, выведено средне отклонение. На основании средних значений было проведено ранжирование шкал от 1до 10. Первый ранг присваивался типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризовал их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствовал о низкой значимости соответствующих ценностей. По результатам ранжирования наиболее значимыми шкалами оказались: шкала «Универсализм» (M=13,8), шкала «Безопасность» (M=12,1) и шкала «Самостоятельность» (M=8,85). Этим шкалам был присвоен ранг от 1 до 3 соответственно. Далее по убывающей идут такие шкалы как: «Доброта» (M=8,8), «Конформность» (M=7,85), «Достижения» (M=6,6), «Традиции» (M=5,7), «Гедонизм» (M=4,95), «Стимуляция» (M=3,7), «Власть» (M=2,35).

Шкале «Универсализм» (Universalism) Ш. Шварц дает следующее описание: «Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы» [8, c. 29].

Шкалу «Безопасность» (Security) Ш. Шварц описывает так: «Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных — для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье)» [8, c. 30].

Характеризуя шкалу «Самостоятельность» (Self-Direction), Ш. Шварц отмечает: «Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости» [8, c. 28].

Исходя из результатов, мы можем предположить, что для современных родителей важна потребность принадлежать какой-либо группе, быть неотъемлемой ее частью. Стремление к пониманию и терпимости позволяет современным родителям принадлежать к группам вне своей среды, расширять свои контакты. При этом важна своя безопасность и безопасность своей семьи. Наблюдается некое стремление к балансу между общественным и личным. Наряду с заботой о безопасности национальной и окружающих людей, сохраняется самостоятельность мышления в выборе способов действия в творчестве и исследовательской активности.

Для установления корреляционных взаимосвязей был использован тест ранговой корреляции Спирмена. С помощью данного теста были установлены высокие статистически значимые прямые корреляционные взаимосвязи между шкалами «Гедонизм» и «Стимуляция» (r=0,581 при p=0,007); «Достижения» и «Безопасность» (r=0,655 при p=0,655). Можно предположить, что первая взаимосвязь говорит о том, что для активного действия современным родителям необходимы глубокие чувства и переживания, особенно в получении удовольствий и наслаждении жизнью. На основании второй взаимосвязи мы можем предположить, что для достижений, которые Ш. Шварц характеризовал, как личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, современным родителям необходимо чувствовать безопасность во всех ее проявлениях.

Прямая статистически значимая корреляция была выявлена также между шкалами «Универсализм» и «Конформность» (r=0,511 при p=0,021), «Универсализм» и «Доброта» (r=0,515 при p=0,020). На основании первой взаимосвязи мы можем предположить, что современное поколение родителей проявляют понимание, терпимость, стараются сдерживать себя, не совершать действий, которые могут причинить вред другому человеку, руководствуясь главным мотивом, оставаться частью группы. Вторая взаимосвязь дает нам возможность предположить, что современные родители стремятся к сохранению благополучия людей, с которыми индивид находиться в близких контактах. И здесь мы снова наблюдаем стремление сохранения баланса между отношениями с обществом и ближайшим окружением.

Современные родители миллениалы и зумеры представляют собой новое поколение, для которого характерны цифровая активность, эмоциональная открытость и готовность к саморазвитию. Данные ресурсы при правильной организации могут стать мощной опорой в воспитании и реабилитации детей с ОВЗ. При работе можно использовать их значительный потенциал к пониманию, терпимости, стремлению защищать благополучие всех людей и природы. Необходимо дать им чувство безопасности, для формирования и реализации социально-значимых компетенций. Дефициты и преимущества современных родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, необходимо учитывать в процессе формировании их психолого-педагогических компетенций.

Список использованной литературы

  • Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Е. М. Мастюкова. – М. : Владос, 2004. – 240 с.
  • Назарова, Н. М. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ / Н. М. Назарова. – М. : Академия, 2000. – 176 с.
  • Базылев, Я. С. Особенности когнитивных процессов поколений X, Y, Z / Я. С. Базылев // Психологические исследования. – 2024. – № 10. – С. 45-58.
  • Костина, Н. В. Медиаграмотность родителей как фактор педагогической культуры / Н.В. Костина // Современное образование. – 2023. – № 5. – С. 98-104.
  • Винтаева, Т. Н. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / Т.Н. Винтаева // Педагогика коррекционной работы. – 2015. – №4(9). – С. 34–41.
  • Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1960. – 223 с.
  • Бобина, Ю. А. Психолого-педагогические компетенции родителей детей с ОВЗ / Ю. А Бобина // Вестник коррекционной педагогики. – 2024. – № 1. – С. 12-16.
  • Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. – С-Пб. : Речь, 2004. – 70 с.

 

Комментарии  

# Отзыв ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙАнна Шмидт 14.11.2025 09:29
Статья затрагивает интересную и важную тему ценностных ориентаций современных родителей и их влияния на воспитание детей, включая детей с ОВЗ. Автор доступно объясняет результаты исследования и показывает, какие ценности — безопасность, принадлежность группе, самостоятельность — становятся ключевыми для поколения миллениалов и зумеров. Особенно ценно, что в работе подробно разобраны выявленные корреляции и то, как они отражают реальные поведенческие тенденции родителей. Материал логично выстроен и помогает лучше понять, какие ресурсы и трудности есть у современных семей. Статья подчёркивает, что опора на сильные стороны родителей и создание для них безопасных условий являются важной частью формирования их психолого-педагогических компетенций. В целом работа производит целостное впечатление и помогает по-новому взглянуть на особенности современного родительства.