X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376

 

Виноградова В.Д.

магистрант кафедры Специальная педагогика и психология

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

Кострома, Россия

 

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ОВЛАДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема негативного влияния тревожности на овладение учебной деятельностью младшими школьниками с ЗПР, приводятся примеры и причины основных затруднений детей с ЗПР с высоким уровнем тревожности на уроках в начальной школе, такие как, ухудшение концентрации внимания, снижения мотивации, ухудшения физического состояния, социальной изоляции. Обосновывается необходимость оказания им психолого-педагогической помощи по преодолению тревожного состояния, успешного овладения учебной деятельности.

Ключевые слова: тревожность, учебная деятельность, проблемы овладения учебной деятельностью, задержка психического развития, дети младшего школьного возраста.

Vinogradova V.D.

INFLUENCE OF ANXIETY ON MASTERY OF LEARNING ACTIVITIES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH LD

 

Abstract: the article discusses the problem of the negative impact of anxiety on the mastery of educational activities by primary schoolchildren with mental retardation, provides examples and reasons for the main difficulties of children with mental retardation with a high level of anxiety in the classroom in elementary school, such as deterioration in concentration, decrease in motivation, deterioration in physical condition, social isolation, the need to provide them with psychological and pedagogical assistance to overcome anxiety and successfully master educational activities is substantiated.

Key words: anxiety, educational activity, problems of mastering educational activities, mental retardation, children of primary school age.

Поступление детей в школу знаменует начало младшего школьного возраста. На уроках в школе дети начинают овладевать учебной деятельностью, которая является ведущим видом деятельности младших школьников. Однако не у всех детей данный процесс протекает успешно, что часто затруднено переживаниями неудачи, стресса, страха несоответствия ожиданий взрослых и др. Особенно большие трудности овладения учебной деятельностью возникают у детей с задержкой психического развития (ЗПР), у которых проблемы овладения учебной деятельности, вследствие имеющегося дефекта развития, усиливаются высоким уровнем тревожности – личной особенности, которая проявляется в склонности к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги, что вызывает у них нарушения в функционировании познавательных процессов, ухудшает их учебную функциональность, способность адаптироваться к школе и успешно обучаться.

В опыте нашего исследования была поставлена цель: выявить, как тревожность связана с особенностями учебной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

В исследовании приняло участие 10 детей с ЗПР младшего школьного возраста (8–10 лет), которые испытывали проблемы овладения учебной деятельностью: не всегда могли сразу понять учебное задание, выполнить учебную работу до получения искомого результата, с ошибками списывали тексты упражнений, не могли отвечать у доски, проявляя беспокойство и невнимательность.

Для выявления детей с ЗПР с высоким уровнем тревожности применялся метод экспертной оценки родителей и учителей (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко, 1992), на основании которого была определены группа испытуемых [2].

Для изучения особенностей овладения учебной деятельностью младших школьников с ЗПР применялся метод включенного наблюдения (И. С. Артюхова, 2008), с помощью которого оценивались показатели эффективности их учебной деятельности: уровни проявления учебной активности, усвоения знаний (успеваемость), школьных норм поведения на уроке; особенности учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем [1].

На основании полученных результатов исследования было выявлено, что тревожность младших школьников с ЗПР снижает их возможности овладения учебной деятельностью, что связано с рядом причин, которые рассмотрим на конкретных примерах.

1) Ухудшение концентрации внимания. Дети с ЗПР с высоким уровнем тревожности не могут сосредоточить свое внимания на учебных заданиях, что затрудняет процесс овладения новыми навыками. Например, мальчик Иван с ЗПР (9 лет) испытывает тревожное состояние перед уроками математики. Тревожность вызвана страхом перед ошибками, страхом перед тем, что его одноклассники будут смеяться над ним, или страхом перед непониманием материала. В ситуации работы с учебником уровень его тревожности начинает расти. Он начинает отвлекаться на внешние раздражители, такие как шум в классе или движение товарищей. Его внимание рассеивается, и он теряет возможность сосредотачиваться на задаче. Он начинает верить, что он «глуп» или «не способен» к математике, что дополнительно затрудняет его концентрацию, приводит к ошибкам, за которые получает замечание учителя, что усиливает его тревожность.

2) Снижение мотивации. Тревожные младшие школьники с ЗПР могут воспринимать учебу как источник стресса и избегать ее, что может снизить их мотивацию к обучению. Например, Никита (9 лет) с ЗПР, который часто чувствует тревожность перед уроками английского языка. Он имеет трудности с пониманием иностранного языка из-за своей задержки в развитии, и это делает его неуверенным в своих способностях. Из-за тревожности на уроках английского языка мальчик может пытаться уйти с урока: просить разрешения пойти в туалет или выйти по какой-либо причине, чтобы избежать учебных заданий. Из-за страха неудачи он может говорить, что ему не нравится этот предмет, и что он никогда не сможет его выучить. Боязнь ошибок мешает ему активно участвовать в уроках и стараться улучшить свои навыки.

3) Физические проявления стресса. Тревожность у младших школьников с ЗПР может вызывать физические симптомы, такие как бессонница, головная боль, боли в животе и другие, которые могут мешать учебной деятельности и снижать общее благополучие ребенка на уроках в начальной школе. Например, Настя (7 лет) сильно волнуется каждый раз, когда ей нужно отвечать у доски перед классом. В этот момент она начинает проявлять физические симптомы тревожности: повышенное сердцебиение и учащенное дыхание, потные ладони, покраснение или побледнение кожных покровов, дрожание голоса, мышечное напряжение, слезы и паника, что приводит к отказу от ответа на вопрос, снижению учебной активности.

4) Снижение самооценки, отсутствие уверенности. Тревожные дети с ЗПР могут чувствовать себя менее уверенно в своих способностях, что может препятствовать успешному обучению. Например, Дима (10 лет) часто испытывает тревожность при выполнении письменных заданий по русскому языку. Он имеет трудности с письмом и орфографией из-за своей задержки в развитии и ранее получал несколько неудовлетворительных оценок. Мальчик боится делать ошибки в своей работе, и этот страх часто парализует его при выполнении задания. Он сомневается в каждом слове, которое пишет, и испытывает тревогу перед каждой орфографической ошибкой. Он стремится к идеальному выполнению задания и боится, что его работа будет недостаточно хорошей. Этот перфекционизм делает его неуверенным в собственных способностях и может привести к бесконечным переписываниям и переработкам задания. Дима часто сравнивает свои результаты с результатами своих одноклассников. Если он видит, что они справляются лучше, это усиливает его тревожность и снижает уверенность, поэтому он часто списывает работу у других детей или точно следует инструкциям, не проявляя творческого подхода к выполнению учебного задания.

5) Социальная изоляция. Младшие школьники с ЗПР с тревожностью могут избегать общения с одноклассниками и участия в совместных учебных активностях, что может привести к социальной изоляции и упущению возможности развивать навыки через взаимодействие с другими детьми. Например, Наташа (9 лет) с ЗПР испытывает тревожность во время выполнения групповых заданий из-за своих особенностей развития. Она предпочитает слушать других и не высказывать свое мнение. которое. По ее мнению, будет воспринято сверстниками с насмешкой или критикой. Усиливает ее тревожность работа в паре с другими детьми по поиску ошибок или совместного решения задач. Из-за социальной изоляции Наташа начинает сомневаться в собственной ценности и способностях, что приводит к снижению самооценки и убеждению, что она не может быть частью класса или учебной группы.

Проведенное нами исследование с группой младших школьников с ЗПР (10 детей 8-10 лет) выявило:

– высокий уровень тревожности связан с проблемами школьной адаптации, вызывает у детей нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания, отвечать на вопросы учителя, взаимодействовать со сверстниками;

– высокий уровень тревожности снижает мотивацию к обучению, самооценку, что затрудняет формирование социальной позиции «Я-школьник»;

– высокий уровень тревожности негативно влияет на успешность формирования учебной деятельности и ее компонентов: целеполагания, определения действий (операций) и их последовательности, обсуждение результатов, проведения контроля и самооценки учебной деятельности.

Для того чтобы помочь младшим школьникам с ЗПР преодолеть тревожность и успешно овладеть учебной деятельностью, важно обеспечить им поддержку и адаптированные методы обучения, что включает работу с психологом, учителем-дефектологом, создание поддерживающей и психологически благоприятной обучающей среды, а также разработку индивидуальных программ игровых тренингов, учитывающих потребности и особенности каждого ребенка с ЗПР.

Как показали результаты проведенного исследования, использование игротерапии повышает уверенность младших школьников с ЗПР в своих возможностях, снижает ожидание негативных последствий, снимает страх перед ошибкой, создает мотивацию к достижению успеха в учебной деятельности.

Таким образом, тревожность у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой эмоциональное состояние, в котором эти дети испытывают избыточную беспокойство, страх и неуверенность, вызывающие затруднения в овладении учебной деятельностью.

Психологическая игротерапия может быть эффективным способом помощи детям с ЗПР в управлении тревожностью. Терапевтические игровые сессии позволяют младшему школьнику с ЗПР работать над повышением самооценки и уверенности, мотивации к овладению учебной деятельностью.

 

Список использованной литературы

1. Артюхова, И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / И.С. Артюхова. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с.

2. Лаврентьева, Г. П. Опросник на определение уровня тревожности у детей [Электронный ресурс] / Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко. – Режим доступа: https://detok.org/data/documents/172_Oprosn_Lavrentva.Titarenko.pdf. – Дата доступа: 12.09.2023.