X Республиканская научно-практическая конференция
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
УДК 37.04
Дружиловская О.В.,
канд. пед. наук, доцент МПГУ
Харламова Т.А.,
учитель-логопед ГБОУ Школа №1515 г. Москва
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МДАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Аннотация: в статье рассматривается воспитательная работа, как неотъемлемая часть образовательного процесса, имеющая системный уровень организации. В рамках процесса социокультурной адаптации, рассматриваемая, как психофизиологичекая система организации и самоорганизации поведения младших школьников в условиях инклюзии. Раскрывается психофизиологическая система самоорганизации поведения, этапы ее включения в культурно-историческое пространство музеев, от музейных экспозиций до образовательного пространства класса.
Ключевые слова: воспитательная работа, социокультурная адаптация, психофизиологичекая система, тренировка торможения, самоорганизация поведения.
Druzhilovskaya O.V., Kharlamova T.A.
EDUCATIONAL WORK AS A PSYCHOPHYSIOLOGICAL SYSTEM OF ORGANIZATION AND SELF-ORGANIZATION OF BEHAVIOR OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF INCLUSION
Abstract: the article considers educational work as an integral part of the educational process, which has a system level of organization. And within the framework of the process of socio-cultural adaptation, considered as a psychophysiological system of organization and self-organization of behavior of younger schoolchildren in the conditions of inclusion. The psychophysiological system of self-organization of behavior and its stages of inclusion in the cultural and historical space of museums from museum expositions to the educational space of the classroom are revealed.
Keywords: educational work, socio-cultural adaptation, psychophysiological system, inhibition training, self-organization of behavior.
Современная школа в условиях интегрированного образования диктует необходимость изменения системы организации учебно-воспитательного процесса. Образованию как неотъемлемому компоненту культуры отводится роль развивающего фактора в становлении личности. Именно культура выступает связывающим звеном между биологическим и социальным, и обеспечивает полноценное образование обучающихся, независимо от их адаптационных возможностей и личностного развития. Процесс гуманизации общества требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, поэтому одним из приоритетных направлений государства в развитии социальной и образовательной политики является инклюзивное образование.
Интеграция обучающихся с психофизическими особенностями развития, их адаптация к социальным условиям возможна при согласовании воспитательной и учебной работы. В Федеральной рабочей программе воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ определены особые задачи воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями:
– налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в образовательной организации;
– формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
– построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, социальной компетентности. [8]
Понятие воспитание в настоящее время рассматривается как социально-культурный процесс, реализующий целенаправленность и планомерность в развитии личности путем формирования у нее социального компонента (социально-значимой направленности) и культурного, как составляющей духовного развития и проявления его в общественно-полезной деятельности [2, с. 14–16].
Организация воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями ориентируется на:
– формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями [8].
Рассматривая процесс обучения и воспитания, адаптации личности в рамках ее самоорганизации в социокультурном пространстве, как комплекс взаимодействующих элементов, объединенных определенной структурой, что включает понятие-психофизиологическая система. Системообразующим фактором является результат системы – полезный приспособительный эффект в соотношении организм-среда, достигаемый при реализации системы. Организация процесса в системе определяется будущим.
Из этого следует, что в качестве детерминанты поведения рассматривается не прошлое по отношению к поведению событие – стимул, а будущий результат.
Таким образом, приспособительная активность выступает как организация целостных соотношений организма со средой. Смысл данной организации, что отдельные вовлеченные в нее компоненты не взаимодействуют, а взаимодействуют. П. К. Анохин – отечественный физиолог рассматривал функцию как достижение этого результата. По определению П. К. Анохина системой можно назвать такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимодействия компонентов, направленных на получение полезного результата [7].
В своей работе «О психологических системах» Л. С. Выготский дает определение психологической и физиологической систем и рассматривает поэтапность формирования психофизиологической системы на уровне внутрифункциональных и межфункцинальных изменений [1, с. 109, с. 129]. В психофизиологической системе выделяются следующие этапы, раскрывающие ее интегративный уровень в условиях инклюзивного образования: интеграция всех компонентов афферентного синтеза; создание условий для принятия решений и получения полезного приспособительного результата на основе мотивации; прогнозирование результата действия через формирование акцептора результата действия; анализ параметров результатов, полученных при реализации программы действия; сравнительный анализ параметров конечного результата соотношения организма и среды для достижения полезного адаптированного поведения.
Критерием оценки адаптации ребенка в процессе обучения и воспитания в инклюзивной среде является его поведение. Поведение рассматривается в рамках психофизиологического подхода не только как проявление различных форм активности, но и как социальное взаимодействие. В ходе реализации программы воспитания анализируется системный принцип организации поведения, результат как ведущий фактор организации поведения, оценка результата поведения с помощью обратной афферентации, потребность и мотивация как системоорганизующие факторы поведения, программирование поведения, саморегуляция поведения, квантование поведения. С позиций нейроонтогенеза механизм поведения изучается в сравнительном анализе нормального и проблемного поведения в урочной и внеурочной деятельности.
Поведение ребенка – это его взаимодействие с микросоциальной средой, адекватно отвечающей потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических, возрастных, рефлективных и, в ряде случаев патологических проявлениях.
Отклоняющееся поведение представляет взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающей его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющейся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормам.
Концепция подходов к социализации на различных этапах развития личности прежде всего опирается на физиологические механизмы тормозного процесса, детально изученного школой И. П. Павлова, формирующегося в результате обучения. Данное открытие И. П. Павлова является достижением нейрофизиологии и было доказано в трудах многочисленных представителей его школы и множества последователей [6].
В экспериментальной работе Г. И. Шульгиной (лаборатория академика М. Н. Ливанова) было обнаружено, что тормозной процесс имеет специфические внутримозговые механизмы, а именно реализуется специальными системами тормозных нейронов. Данные системы формируются в процессе постнатального развития на протяжении первых трех десятков лет. Они могут тренироваться, укрепляться, усиливаться в процессе обучения и воспитания, что совершенствует способность управлять собой [9].
Процесс внутреннего торможения можно сформировать путем тренировок. Для этого были созданы специальные условия в классе инклюзивного обучения на базе ГБОУ Школа 1515 г. Москвы. На основе принципа системности проводились тренировки торможения в несколько этапов: на первом этапе детям предлагалась иллюстрация с изображением установки поведения: в них содержалась информация о требовании к организации поведения или о его запрете; на втором этапе данная иллюстративная установка подкреплялась звуковым сопровождением: обговаривалось правило поведения или запрет; на третьем этапе детям предлагались установки в виде инструкции- памятки, которые помещались на доску, на парту, на стенд, для постоянной зрительной опоры и совместно с детьми выводили правило поведения о котором «говорит» данная установка; размещение по периметру класса установок-памяток с вежливыми словами, которые периодически заменялись и к которым привлекалось внимание учащихся в течение дня; интеллект-карта, как прием организации и контроля; музейные практики в социокультурной адаптации и самоорганизации поведения.
Тренировка процесса торможения в учебно-воспитательном процессе социальных навыков поведения требует создания специальных условий, обеспечивающих поэтапный процесс организации адаптивных форм поведения и положительных результатов учебной деятельности [3].
В результате 1 и 2 этапов эксперимента [4, 5] нами было выявлено, что проблема неуправляемости поведения в разных возрастных группах детей в инклюзивной среде связана с несформированностью взаимодействия процессов возбуждения и торможения; также было установлено, что в настоящее время в возрасте 8–9 лет у детей с особенностями психо-физического развития отмечается незрелость латерализации функций правого и левого полушарий, несформированность кортикальных связей заднецентральных и передних отделов коры головного мозга; недостаточность подкорково-корковых взаимодействий приводит к задержке выработки сложных форм торможения; «неуправляемость», поведения можно корректировать путем тренировки необходимых навыков в процессе обучения детей; использование адаптивных тестов, позволяющих диагностировать и стимулировать выработку процессов внутреннего торможения в начальной школе обеспечит решение проблем поведения в инклюзивной среде.
В результате проведенной учебно-воспитательной работы, опираясь на психофизиологические механизмы системного уровня организации воспитательной работы, нам удалось научить учащихся сдерживать рефлекторную деятельность. Такая тренировка тормозных процессов поведения научает ребенка считаться не только с собственными желаниями, но и уважать требования окружающих.
На заключительном 3 этапе экспериментальной работы по социокультурной адаптации на базе ГБОУ Школа 1515 был организован кружок туристско-краеведческой направленности. Направленность деятельности кружка определялась программой «По музеям с интересом», которая включала 1 занятие в неделю, 34 занятия в году. Содержание программы «По музеям с интересом» было интегрировано с учебным предметом школьной программы «Окружающий мир». Для организации деятельности детей в системе данного курса была разработана интеллект-карта, которая способствовала самоорганизации учащихся в процессе работы на уроках окружающего мира.
Таким образом на следующем этапе работы, опираясь на результаты психофизиологического обследования, возникла необходимость использования мультимедийных технологий для формирования у детей процессов обратной связи их деятельности в различных культурно-исторических условиях и школьной среде.
Культурно-историческая среда музеев определяет социокультурные условия, которые обеспечат духовно-нравственное развитие личности и последующую социализацию в обществе. Разрабатываются новые уровни опор в интерактивной среде музея, которые выстраивают в сознании учащиеся ассоциативные связи между прошлым и настоящим. Учащиеся обогащаются новыми знаниями, расширяют свой кругозор, общаются с новыми людьми. Таким образом культурное образовательно-воспитательное пространство постоянно расширяется и углубляется. Данному процессу способствует включение обучающихся в олимпиадное движение «Музеи. Парки. Усадьбы». Это позволило по-новому взглянуть на посещение музеев, отвечая на вопросы олимпиады учащиеся узнают много нового в дополнение к школьной программе, что обеспечивает процессы самоорганизации и самоконтроля. Социокультурная адаптация как результат самоорганизации поведения в современных образовательных условиях инклюзивной среды рассматривается нами: как образовательный процесс, направленный на формирование культурно-исторических ориентаций младших школьников; как воспитательный процесс, целью которого является приобщение детей к духовно-нравственным ценностям русской культуры; как процесс творческого становления личности ребенка; как процесс, обеспечивающий развитие детей с различным психическим и физическим развитием. Формирование системной организации между глубинными структурами мозга, переднелобной и заднеассоциативной корой привели к мотивационной активности по созданию музея в классе, где музейные предметы стали отражением символических и знаковых опор.
Психофизиологическая система самоорганизации поведения, включенная в культурно-историческое пространство музеев, не ограничивается рамками музейных экспозиций, а выстраивается в систему поэтапных связей до образовательного пространства класса.
Список использованной литературы
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выгосткий. – Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1982. – 488 с.
2. Гайдук, Д. В. Особенности организации воспитательного процесса в инклюзивном образовании / Д. В. Гайдук, В. М. Зуев, А. А. Смирнов, Б. А. Федулов, Д. В. Шатьков // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 1 (92.) – С. 14–16.
3. Дружиловская, О. В. Тренировка торможения в процессе обучения в младшем школьном возрасте / О. В. Дружиловская, Т. А. Харламова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 1 апр. 2021 г.). – Чебоксары : ИД «Среда», 2021. – С. 352–357.
4. Дружиловская, О. В. Тренировка торможения поведения в процессе обучения младших школьников в условиях перехода на дистанционное обучение / О. В. Дружиловская, Т. А. Харламова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Орел, 1 апр.2022 г.). – Орёл : ОГУ имени И. С. Тургенева, 2022. – С. 122–126.
5. Дружиловская, О. В. Социальные аспекты тренировки торможения / О. В. Дружиловская, Т. А. Харламова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф. / ГрГУ им. Янки Купалы ; редкол.: Н. В. Крюковская (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2022. – С. 103–107.
6. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов. – М. : Наука, 1973. – 659 с.
7. Психофизиология: Учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. - Спб. : Питер, 2003. – 496 с.
8. Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ / приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023. – М., 2022.
9. Шульгина, Г. И. Тренировка торможения как фактор воспитания личности человека / Г. И. Шульгина // Problems of psychology in the 21 century. – 2012. – № 4. – С. 85–98.