X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 159.9

Жирнова У.Б.

Ассистент кафедры психологии и педагогики специального образования

г. Казань, Россия

 

ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

 

Аннотация. В данной статье проанализирована специфика антиципационной состоятельности у подростков с интеллектуальными нарушениями. Антиципационная состоятельность играет важнейшую роль в успешности социальной адаптации человека. Особый интерес представляет его проявление у подростков с нарушенным интеллектом, так как наблюдается снижение адаптационного потенциала в данной группе индивидуумов. Подобное снижение может быть связано с недостаточным пониманием социальных ситуаций, возникающих в окружающей среде. Статья направлена на рассмотрение особенностей антиципационной состоятельности и его проявления у подростков с нарушением интеллекта, с целью более глубокого понимания данного феномена.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, антиципация, прогнозирование, подростки, антиципационная состоятельность. 

 

Zhirnova U.B.

PECULIARITIES OF ANTICIPATORY COMPETENCE IN ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES: A THEORETICAL REVIEW

Abstract. This article analyses the specificity of anticipatory consistency in adolescents with intellectual disabilities. Anticipatory statefulness plays a crucial role in the success of social adaptation of a person. Its manifestation in adolescents with impaired intelligence is of particular interest, since there is a decrease in adaptation potential in this group of individuals. Such a decrease may be associated with insufficient understanding of social situations arising in the environment. The article is aimed at considering the peculiarities of anticipatory statefulness and its manifestation in adolescents with intellectual disabilities in order to better understand this phenomenon.

Keywords: intellectual disabilities, anticipation, forecasting, adolescents, anticipatory competence.

Антиципация является психологическим феноменом, который связывает события прошлого, настоящего и будущего. Это понятие имеет универсальное значение для всех видов человеческой деятельности. Она относится к различным аспектам жизнедеятельности и распространяется на них. Люди начинают деятельность с мысленной модели определенного результата. Они предвидят будущие изменения в окружающей среде, социальный статус, поведенческие нормы, самоконтроль и контроль над поведением других людей. Универсальность антиципации связана с тем, что основная деятельность человека включает не только осмысление настоящего и удержание прошлого, но и активный контроль перспектив будущего [1].

В. В. Фадеев указывает на то, что антиципация является процессом предвосхищения событий, основанным на анализе и прогнозировании. Этот процесс охватывает несколько аспектов развития ситуации. Важным аспектом является рассмотрение возможных вариантов трансформации текущих условий. Затем становится необходимым формирование эффективных стратегий выполнения задач. Кроме того, оцениваются возможные результаты и рассматриваются варианты изменения модели условий. В конечном итоге, разрабатываются программы действий для выполнения установленных задач [9].

Известной современной точкой зрения на антиципацию является концепция В. Д. Менделевича, который утверждает, что понятия «антиципация» и «антиципационные способности» являются синонимичными, и выделяет отдельный термин «антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность)», который характеризует как показатель уровня развития антиципационных способностей и определяет как «способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно пространственным упреждением» [6, с. 99].

Н. П. Ничипоренко и В. Д. Менделевич определили, что антиципационная состоятельность является важной характеристикой системы внутренних ресурсов личности, которая обеспечивает эффективность прогностической деятельности индивида. Эта характеристика включает в себя различные аспекты, такие как конституционально обусловленные особенности, когнитивные компоненты, аффективные, волевые и поведенческие свойства личности. Конституционально обусловленные особенности включают в себя темперамент и свойства нервной системы, которые могут влиять на способность предвидеть. Когнитивные компоненты, такие как познавательные процессы, формально-логический и социальный интеллект, также важны для способности предвидения. Кроме того, эффективность предвидения связана с личностными свойствами, характеристиками самоотношения и особенностями поведения в различных социальных взаимодействиях [7].

В период подросткового возраста наблюдается формирование антиципации и прогнозирования, что для это возраста является сенситивным процессом. В этот период происходит развитие собственного самосознания и мировоззрения подростка, что приводит к изменениям и эволюции его личности. В результате таких изменений происходит перестройка психических процессов и развитие взаимодействия между сверстниками. Негативное влияние интеллектуальных нарушений на эмоционально-волевую сферу подростка приводит к несоответствию в социальном поведении. Отсутствие или слабость способности к саморегуляции во взаимодействии с другими людьми влияет на адекватность выбора способов преодоления трудностей, самоконтроль над действиями и осознание ситуации.

Реализация познавательной деятельности у подростков с интеллектуальными нарушенниями сталкивается с определенными сложностями, вызванными их дефектом. Одной из причин снижения адаптационного потенциала у таких подростков является неполное понимание социальных ситуаций, которые их окружают. Их индивидуальный опыт не обеспечивает достаточно подходящих способов действия для решения проблемных ситуаций.

Н. Л. Коновалова обнаружила, что лица с интеллектуальными нарушениями имеют сниженный адаптационный потенциал, что можно объяснить их недостаточным пониманием социальных ситуаций. Недостаточное осмысление окружающих их ситуаций приводит к нарушению социальной адаптации. Причины и признаки этих нарушений связаны с отсутствием у них опыта в решении проблемных ситуаций [3].

У лиц с интеллектуальной недостаточностью характеристики личностной адаптации имеют свою специфику:

1) сложность в понимании ситуационных задач,

2) трудности в адекватной эмоциональной оценке происходящих событий и их места в них,

3) проблемы в конструировании действий в ситуациях,

4) использование стереотипных способов установления отношений с окружающими без учета требований конкретной ситуации и особенностей взаимодействия с другими. Также наблюдается особое строение и содержание я-концепции.

В данном исследовании сделан вывод о том, что у подростков с несохраненным интеллектом наблюдается снижение уровня их адаптации. Причина этого явления заключается в неспособности таких подростков понимать окружающую их социальную среду, а также в их недостаточном личном опыте, нехватке необходимых ориентиров для решения межличностных ситуаций. Более того, такие подростки не обладают необходимыми навыками поведения в обществе, что приводит к трудностям в общении и неправильной оценке последствий своих действий. В свете этих результатов можно утверждать, что необходимо разработать специальные программы и методики работы с подростками с несохраненным интеллектом, направленные на развитие их навыков социальной адаптации [3].

Подростки с интеллектуальными нарушениями обладают особым набором особенностей, которые мешают быстрому и точному восприятию и обработке информации, учитывая прошлый опыт, хранящийся в памяти. Они также не готовы воспринимать последовательности событий во внешней среде. В результате этих особенностей их поведение влияет отрицательно на реализацию познавательной деятельности в целом [2].

Ж. М. Масалович и Т. А. Фотекова провели исследование, посвященное возможности прогнозирования у лиц с умственной отсталостью. В ходе исследования было выявлено, что детям c интеллектуальными нарушениями характерен неэффективный тип прогностической деятельности по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Кроме того, у людей с умственной отсталостью наблюдается заметное снижение способности к прогнозированию, причем преобладает моновариантный тип прогнозирования [5].

У детей с недостаточным когнитивным развитием наблюдаются характерные черты социально-эмоционального развития уже с раннего возраста, исходя из работы А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой (1998). В отличие от их здоровых сверстников, такие дети не проявляют интереса к познанию окружающего мира, медленно реагируют на внешние раздражители и проявляют безразличие. Социальные отношения детей с интеллектуальными нарушениями с взрослыми и сверстниками сложны, их взаимодействие с другими людьми оставляет желать лучшего.

Согласно Ю. В. Борисовой, подростковое представление о будущем – многомерное психологическое образование, включающее следующие измерения: когнитивное; эмоциональное; позиционное. Психологическое содержание представлений взаимосвязано со структурой дефекта и обусловливается условиями воспитания, прошлым опытом и особенностями личности лиц с интеллектуальной недостаточностью (типом акцентуации характера, самооценкой, системой личностных ориентаций) [8].

В исследовании Л. Ф. Фатиховой и Е. Ф. Сайфутдияровой подростки идентифицировали рискованные ситуации, прогнозировали их последствия и определяли свои способности избежать риска. Были обнаружены статистически значимые различия в скорости формирования этих способностей для всех видов рисков, включая физические, социальные и информационные. Было установлено, что молодые люди с нарушениями интеллекта испытывают большие трудности в определении риска и понимании эмоционального состояния участников в опасных ситуациях, большие трудности в прогнозировании последствий рискованных ситуаций и меньшую способность избегать риска, чем их сверстники без нарушений развития [10].

В ходе исследования копинг-поведения у лиц раннего юношеского возраста с легкой степенью умственной отсталости, С. Х. Бернардо выяснила, что неправильная «первичная оценка» ситуации у данной категории связана с переменчивостью в эмоциональной сфере. Эмоциональные аспекты играют решающую роль в оценке ситуации. Стратегия поиска социальной поддержки обнаруживает самое сильное проявление в репертуаре копинг-стратегий у лиц с умственной отсталостью, позволяя смягчать воздействие стрессоров [4].

Процесс социальной адаптации подростков с легкой умственной отсталостью представляет собой сложный и многогранный процесс. Влияние нарушения интеллекта на эмоционально-волевую сферу приводит к проблемам в социальном поведении. Одной из основных трудностей является отсутствие или слабость способности к саморегуляции в отношениях с другими людьми, что препятствует адекватному выбору методов решения проблем, контролю над своими поступками и осознанию ситуации. Особенно остро данная проблема проявляется в период полового созревания, когда нервная система подвержена нестабильности. В этот период наблюдаются усиление поведенческих нарушений, выраженные патологические черты характера и психические отклонения, связанные с несоответствием органической недостаточности центральной нервной системы, а также возникновение конфликтов с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками). Однако следует отметить, что внутренние факторы также играют значительную роль в данном процессе. Важными факторами являются степень умственной недостаточности, уровень критичности, особенности темперамента, инертность психических процессов, психопатологические особенности и воспитание ребенка. Это создает неблагоприятный фон, который делает подростков с нарушенным интеллектом особенно уязвимыми к негативному влиянию внешней среды.

Список использованной литературы

1. Ахметзянова, А. И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения / А. И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 233–249.

2. Василевская, Е. А. Нарушение когнитивных функций и антиципации при шизофрении и умственной отсталости: дисс…. канд. мед. наук : 19.00.04 / Е. А. Василевская. – Москва, 2020. – 130 с.

3. Коновалова, М. Д. Особенности образа «Я» и осознания жизненной перспективы детьми-сиротами с интеллектуальной недостаточностью / М. Д. Коновалова // Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. – Саратов : Научная книга, 2009. – С. 156–158.

4. Куфтяк, Е. В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Е. В. Куфтяк // Психологические исследования. – 2012. – № 2 (22). – С. 3. – Режим доступа: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/786/796. – Дата доступа: 15.10.23.

5. Масалович, Ю. М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников / Ю. М. Масалович // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 55–58.

6. Менделевич, В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. – М. : МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.

7. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – С. 50–59.

8. Стебляк, Е. А. Социально-временные представления лиц с интеллектуальной недостаточностью подростково-юношеского возраста : монография / Е. А. Стребляк. – Омск: Изд-во ОмГА, 2018. –340 с.
9. Фадеев, В. В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / В.В. Фадеев. – Москва, 1982. – 18 с.

10. Фатихова, Л. Ф. Влияние интеллектуальных нарушений на способность подростков распознавать опасную ситуацию и прогнозировать ее последствия / Л. Ф. Фатихова, Е. Ф. Сайфутдиярова //  Специальное образование. – 2020. – №4 (60) – С. 80–98.