X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376.3

 

Коляда О.П.

старший научный сотрудник лаборатории специального образования

научно-методического учреждения

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь,

канд. пед. наук

г. Минск, Республика Беларусь

ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РАЗДЕЛА «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»)

 

Аннотация. В статье анализируется актуальная проблема оценки экологической грамотности учащихся с особенностями психофизического развития на основе компетентностного подхода на первой ступени общего среднего образования в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: экологическая грамотность, учащиеся с особенностями психофизического развития, компетентностный подход, инклюзия.

O.P. Kolyada

 

DIAGNOSIS OF ENVIRONMENTAL LITERACY OF PERSONS WITH SPECIAL NEEDS OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION (BASED ON THE MATERIAL OF THE SECTION “NATURE AND MAN”)

Abstract. The article analyzes the current problem of assessing environmental literacy of students with special needs of psychophysical development on the basis of a competency-based approach at the first stage of general secondary education in the conditions of inclusive education.

Keywords: environmental literacy, students with special needs, competency-based approach, inclusion.

 

Формирование экологической грамотности – одна из актуальных задач образования учащихся с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), это обусловлено и необходимостью учета специальных образовательных потребностей для формирования компетенций, позволяющих обучающимся выбирать рациональный способ решения жизненных и проблемных ситуаций в условиях расширения социальной и образовательной практики.

В современных исследованиях экологическая грамотность выделяется как компонент функциональной грамотности, неотъемлемая часть обучения каждого человека, обеспечивающая собственную безопасность на бытовом уровне. Исследователи уточняют, что это не просто знакомство с природным окружением, а формирование субъектного восприятия природных объектов, развитие экологически целесообразных стратегий поведения, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [1, 2]. А. С. Обухов предлагает рассматривать экологическую грамотность как способность анализировать, рассуждать и эффективно осуществлять постановку, решение и интерпретацию задач в повседневной жизни в области экологии и природопользования [4]. Относительно лиц с ОПФР мы исходим из понимания экологической грамотности как способности и готовности эффективно осуществлять решение задач в повседневной жизни в области экологии и природопользования, формирующие экологически целесообразное поведение с учетом барьеров жизнедеятельности и особых образовательных потребностей обучающихся [3].

Использование диагностического материала при оценке экологической грамотности с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ОПФР выражается в индивидуализации и дифференциации предъявления опросников (предъявлении заданий опросника в устной или письменной форме с использованием реалистичной наглядности, использование разного размера шрифта опросника, изменение многозвеньевой инструкции (упрощение, деление на части)), обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды в процессе диагностики (увеличении времени на ответ, нахождении педагогического работника на комфортном для ребенка расстоянии), обеспечении доступности содержания и возможности ответов учащихся (варьирование формулировки инструкции и задания, использование вербальных и невербальных средств для ответов: предлагаемые в вопросах понятия могут иллюстрироваться наглядно, предполагается использование символов «зеленая птичка» – правильный ответ и «красный крестик» – неправильный ответ). Так, например, если ребенок с нарушением функции опорно-двигательного аппарата не может обвести слово при ответе, предполагается адаптированное использование опросника, допускается использовать планшет с сенсорным экраном или фиксировать устные ответы: «Согласен – не согласен, «Да – Нет»», а также указание пальцем или ручкой на правильный, по мнению ребенка, ответ. или использовать улыбающийся или грустный смайлик для ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования лиц с ОПФР. Применительно к проблеме развития экологической грамотности лиц с ОПФР такой подход подразумевает формирование 4К как способности решать практические (стандартные и не стандартные) задачи в повседневной жизни на доступном уровне и доступными средствами.

Диагностика экологической грамотности с позиции компетентностного подхода предполагает насыщение содержания диагностических заданий (опросников) и фиксацию результатов с учетом 4К, которым относятся: 1К – критическое мышление; 2К – креативное мышление; 3К – кооперация; 4К – коммуникация. Таким образом, при оценке результатов выполнения ребенком с ОПФР диагностических заданий для каждого уровня выделены характеристики, относящиеся к характеристике каждой из 4К.

Выполнение каждого задания оценивается тремя баллами: 0 – не выполняет, 1 – выполняет с ошибками, 2 – выполняет правильно. В зависимости от количества набранных баллов каждым обучающимся нами выделено три уровня оценки результатов диагностики экологической грамотности (на материале раздела «Природа и человек»:

низкий уровень (от 0 до 8 баллов):

– понимание и применение экологических знаний компонента «Природа и человек» отсутствует или резко ограниченно;

– не устанавливает взаимосвязи между природой и человеком, понимание значения природы в жизни человека отрицательное и положительное воздействие человека на природу, меры по охране природы ограничены;

– оценка экологических ситуаций и решение доступных экологических проблем в повседневной жизни путем личного посильного участия не доступны; понимание социальных правила поведения ограничено и реализуется без адекватного контроля;

– использует категориальный аппарат по проблемам разделов «Неживая природа и человек», «Живая природа и человек» обедненно в процессе общения со сверстниками и взрослыми в отдельных ситуации коммуникации, выражает прагматичное отношение к природе, используя для этого значительно ограниченные средства коммуникации.

средний уровень (от 9 до 18 баллов):

 – применение экологических знаний обеднено, но проявляется интерес к природным явлениям и живым организмам;

– взаимосвязи между природой и человеком, его значение в жизни человека устанавливаются избирательно;

– готовность к соблюдению правил безопасного поведения недостаточна, оценка экологических ситуаций и решение доступных экологических проблем в повседневной жизни путем личного посильного участия выполняется фрагментарно;

– демонстрирует готовность к соблюдению отдельных социальных правил поведения со сверстниками и взрослыми, учет ситуации коммуникации в процессе общения демонстрирует не стабильно;

высокий уровень (от 9 до 12 баллов):

– понимает и демонстрирует готовность к применению на практике экологических знаний по разделам «Неживая природа и человек», «Живая природа и человек», анализируя, обобщая их; владеет системой экологических умений и навыков, решает практические задачи с позиции экологически обоснованного отношения ко всему живому;

– оценивает взаимозависимость между природой и человеком: ее значение в жизни человека, отрицательное и положительное воздействие человека на природу, меры по охране природы, преобразует знания из разных предметных областей на основе межпредметных связей, на оптимальном уровне сложности и в доступной форме;

– демонстрирует готовность к сотрудничеству с разными людьми для решения доступных проблем разделов «Неживая природа и человек», «Живая природа и человек»; проявляет навыки взаимопонимания, продуктивной коммуникации в разных формах, позволяющие соблюдать правила безопасного поведения, обсуждать, оценивать экологические ситуации, решать доступные экологические проблемы в повседневной жизни путем личного посильного участия;

– правильно актуализирует и использует категориальный аппарат по проблемам разделов «Неживая природа и человек», «Живая природа и человек» в процессе общения со сверстниками и взрослыми с учетом ситуации коммуникации, соблюдает социальные правила поведения; выражает эмоционально-ценностное отношение к природе: к растительному и животному миру, понимает его ценность, проявляет устойчивый интерес, используя для этого доступные средства коммуникации.

Таким образом, диагностика экологической грамотности, представленная на материале раздела «Природа и человек», выполнена с учетом современных подходов к формированию функциональной грамотности, содержательно и процессуально структурирована с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Список использованной литературы

1. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. – М. : Интер-Диалект+, 1997. – 697 с.

2. Гаврилюк, В. В. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу / В. В. Гаврилюк, Г. Г. Сорокин, Ш. Ф. Фарахутдинов. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. – 244 с.

3. Коляда, О. П. Современные подходы к диагностике экологической грамотности лиц с ОПФР с позиции компетентностного подхода / О. П. Коляда // Психология, дошкольная и специальная педагогика в условиях международного сотрудничества и интеграции: сб. науч.-метод. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Семенова [и др.]. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. – С. 459–461.

4. Обухов, А. С. Развитие экологической грамотности и экологически-ответственного поведения у обучающихся 5–11 классов в рамках реализации в дополнительных общеобразовательных программах, в том числе для зачета результатов обучения по ним при освоении основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL: https://ioe.hse.ru/ds/talis. – Дата доступа: 10.03.2023.