X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 159.9.07

 

Кондакова Л.А.

учитель – дефектолог дошкольной образовательной организации

г. Архангельск, Россия

 

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлен количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей когнитивного компонента социального интеллекта у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: социальный интеллект, дошкольники с задержкой психического развития.

Kondakova L.A.

FEATURES OF THE COGNITIVE COMPONENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

Abstract. the article presents a quantitative and qualitative analysis of the results of an experimental study aimed at identifying the features of the cognitive component of social intelligence in older preschoolers with mental retardation.

Keywords: social intelligence, preschoolers with mental retardation.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о создании условий, которые будут направлены на развитие позитивной социализации, а также инициативы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В связи с этим все более популярными становятся вопросы изучения социального интеллекта. Надо отметить, что первым важным периодом в формировании умения взаимодействовать является дошкольный возраст. Ведь основным видом деятельности дошкольников является игра, в которой необходимо коммуникативное умение активно и беспроблемно включаться в игру.

Вопросами изучения социального интеллекта занимались зарубежные психологи (Г. Айзенк, Э. Торндайк, Г. Оллпорт, отечественные психологи (Л.А. Ясюкова, Ю.И. Емельянов, Д.В. Ушаков, О.Б. Чеснокова). Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, разработанное в исследованиях Ю. Н. Емельянова, он считает, что социальный интеллект – это структура мыслительных процессов, которая раскрывается в способности понимать себя и поведение других людей, что способствует более свободному разрешению конфликтов и включению в социальный контакт.

Выявлением особенностей социального интеллекта у дошкольников занимались такие ученые, как М .И. Лисина, Н. В.Микляева, Д. Б. Эльконин и др. Исследователи пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки и процессы мышления, которые ещё только формируются, послужат основой для развития социального интеллекта. Основой же коммуникативных навыков является поведенческие стереотипы и характер ребенка.

В современном образовании происходит совершенная переориентация целей. Новые требования к развитию дошкольников подразумевают овладение не только предметным содержанием, но и формирование у них коммуникативной культуры, то есть искусства взаимодействия друг с другом. Само взаимодействие представляется универсальной формой развития, взаимного изменения явлений в обществе, погружающей каждое звено в новое качественное состояние. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы изучения социального интеллекта [1].

Вопросами изучения социального интеллекта занимались И. Ю. Исаева, О. В. Шилова, А. Л. Ясюкова и др. Однако вопросы о социальном интеллекте детей с задержкой психического развития не были рассмотрены в данных исследованиях [4].

Исследование особенностей социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития было проведено по авторской методике Т. Д. Савенковой [2]. В эксперименте приняли участие 10 дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и 10 детей с нормальным психофизическим развитием (Н) шестого года жизни. Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил говорить сделать следующие выводы.

Всего 10 % дошкольников с ЗПР знали и всегда пользовались специальными правилами поведения: всегда здоровались и прощались при встрече со взрослыми и сверстниками, спрашивали разрешения, прежде чем взять настольную игру или игрушку у друга, благодарили их и т.д. Около половины всех испытуемых с ЗПР (40 %) упускали подобные моменты из своего взаимодействия, в таком случае, ребенок знал, но не всегда пользовался специальными правилами поведения. Нами было выявлено 10 % детей с ЗПР, которые никогда не здоровались и не прощались, не спрашивали разрешения и не благодарили взрослых и сверстников, это свидетельствует о том, что ребенок не знал и не пользовался специальными правилами поведения, принятыми в обществе. Иные результаты получены при обследовании нормально развивающихся детей. Почти все из них всегда здоровались и прощались при встрече со взрослыми и сверстниками, спрашивали разрешения, прежде чем взять настольную игру или игрушку у друга, благодарили их и т.д.

Только 10 % детей с ЗПР показали хорошую способность запоминать имена сверстников и навыки социальной памяти. Большинство дошкольников с ЗПР испытывали трудности припоминания имени другого ребенка (60%). Были дети (30%) с отставанием в психическом развитии, которые не смогли назвать правильно ни одно имя, сверстник был им не интересен, что свидетельствует о том, что у данных детей очень низкий показатель сформированности социальной памяти. Иные результаты показывают дети с нормальным психофизическим развитием. Почти все из них назвали имена пяти сверстников по фотографии, при этом проявляли интерес и богатую эмоциональную реакцию (90%). Однако, среди них были дети, которые правильно назвали всего две фотографии из предложенных, это говорит о том, что уровень развития социальной памяти низкий (10%).

С целью выявления особенностей социального мышления нами была использована методика «Эмоциональные лица» М.М. Семаго и Н.Я. Семаго. У многих детей с задержкой психического развития (70 %) были выявлены недостатки социального мышления: дети не смогли описать ни одну из предложенных карточек, на которых была отображена ситуация отрицательного поступка.  Лишь 20 % детей прокомментировали карточки с помощью наводящих вопросов, указывали на отдельные части лица – губы, глаза, брови и давали односложные ответы («добрый», «злой», «веселый»). Были и дети, которые остались равнодушными к изображениям (10%). Дети с сохранным интеллектом (40%) давали развернутые ответы, четко определяли эмоциональное состояние на карточках, описывали лицевую экспрессию и свое эмоциональное состояние в подобных моментах и причины, исходя из которых, детям приходилось испытывать данные эмоции. Например, ребенок испытывает радостное настроение, когда они с мамой прогуливаются по парку и кормят птиц, ребенок сердится, когда его ударили и ему больно, это свидетельствует о высоком уровне развития социального мышления. Но были и дети (60 %), которые правильно, но кратко, без эмоциональной погруженности описывали свое состояние, это позволило нам определить средний уровень развития их социального мышления.

При выявлении особенностей социального прогнозирования у половины дошкольников с ЗПР были выявлены значительные затруднения в планировании сюжетно-ролевой игры: дети не присоединялись к взаимодействию, в большинстве случаев были наблюдателями или играли сами с собой в другие игры, это свидетельствует о неумении формулировать собственные действия и участвовать в совместной деятельности. Лишь некоторые дети с ЗПР (30 %) называли, в какую игру они собираются играть, выбирали компанию, атрибуты, начинали разыгрывать сюжет, но часто не доводили игру до логического завершения и уходили от совместной деятельности. Меньшая часть детей (20%) редко включались в сюжетно-ролевую игру, могли допускать неточности в хронологии сюжета, выборе атрибутов, распределении ролей и оказались неспособными к участию в совместной деятельности. Иные результаты получены при наблюдении за детьми с нормальным психофизическим развитием. Среди них 40 % детей с легкостью смогли определить название и сюжет игры, что сначала будут делать, что потом, с кем будут играть, какие атрибуты нужны для игры, больше всего привлекало распределять роли между собой и наряжать сверстников, игра доводилась до логического завершения, это говорит о том, что дети уверенно умеют формулировать собственные действия и применять их в совместной деятельности. Однако, обнаружилась группа нормально развивающихся дошкольников (60 %), которые не доводили игру до логического завершения и демонстрировали трудности социального прогнозирования.

В ситуации «Пантомимические этюды», показывающей навыки социальной перцепции, многие дети с ЗПР (70%) отвлекались и не слушали педагога, не наблюдали за другими детьми в ходе игровой ситуации, это говорит нам о том, что дети не способны внимательно слушать собеседника и понимать язык жестов и др. Меньшая часть дошкольников с ЗПР (30 %) внимательно слушали объяснения педагога, понимали по языку жестов о ком идет речь в пантомиме, что свидетельствует о хорошем уровне сформированности социальной перцепции. Дети с нормой психофизического развития (50 %), которые с легкостью справились с подобным заданием, были внимательными слушателями и угадывали все пантомимы, оказалось, это говорит о том, что дети способны внимательно слушать собеседника и понимать язык жестов. Но были дети с сохранным интеллектом (50%), которые могли отвлекаться в процессе игровой ситуации, впоследствии не всегда давали верное название пантомимам. Это может свидетельствовать о том, что навыки социальной перцепции в старшем дошкольном возрасте еще пока только формируются.

Таким образом, анализ литературы и результатов экспериментального исследования позволяет сделать вывод: дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют более низкий уровень сформированности когнитивного компонента социального интеллекта, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Список использованной литературы

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013 г.

2. Савенкова, Т. Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника / Т. Д. Савенкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, 2017. – № 3 (41). – С. 47–53.

3. Ясюкова Л. А. Социальный интеллект детей и подростков / О. В. Белавина, Л. А. Ясюкова. – М. : ИП РАН, 2017. – 181 с.