X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376.33

 

Ловцевич И.В.

учитель истории ГУО «Гродненская специальная школа–интернат №2»

 г. Гродно, Республика Беларусь

Скурко М.В.

учитель информатики ГУО «Гродненская специальная школа–интернат №2»

г. Гродно, Республика Беларусь

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Аннотация. В статье представлен опыт работы по созданию и использованию авторских электронно-образовательных ресурсов как эффективного инструмента в обучении, гражданско-патриотическом воспитании и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха.

Ключевые слова: учащиеся с нарушением слуха, информационные технологии, электронный образовательный ресурс, обучение.

 

Lovtsevich I.V., Skurko M.V.

THE USE OF AUTHOR’S ELECTRONIC LEARNING RESOURCES FOR EDUCATION AND SOCIAL ADAPTATION OF HEARING-IMPAIRED CHILDREN

 

Abstract. The article presents experience in creating and using author’s electronic learning resources as an effective tool in teaching, civic and patriotic education and social adaptation of students with hearing impairment.

Keywords: students with hearing impairment, information technology, electronic learning resource, education.

Воспитание гражданственности и патриотизма является одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь [2, с. 3]. Современное понимание патриотизма характеризуется многовариативностью и разнообразием. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразием форм его проявления.

Опыт работы в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» (для детей с нарушением слуха) показывает, что в сложных современных условиях, связанных с глобализацией и переориентацией ценностей, происходящих в молодежной среде, гражданственность и патриотизм у учащихся с нарушением слуха формируется достаточно сложно. Учащиеся со слуховой депривацией испытывают трудности в восприятии информации, имеют ограниченные представления о мире и их месте в нем. Поэтому возникают трудности в социализации и адаптации в слышащем обществе [1, с.84]. 

Чувство любви к Родине у учащихся с нарушением слуха может находиться на разных уровнях эмоционального и нравственного восприятия. Задача педагогов, выпускающих детей со слуховой депривацией в новую, взрослую жизнь, состоит в том, чтобы вывести это чувство на первый план, потому что без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к разного рода негативным влияниям и поступкам.

Формирование гражданско-патриотической компетенции у школьников со слуховой депривацией, достигается посредством использования интерактивных и сетевых форм работы, расширяет информационное пространство учащихся и возможности педагога в решении задач, связанных с социализацией и интеграцией учащихся с нарушением слуха.

В связи с отсутствием адаптированного материала по данной теме, возникла потребность в создании обучающего ресурса гражданско-патриотической направленности для учащихся с нарушением слуха, который мог бы стать эффективным средством в воспитательной, учебной и коррекционной работе с данной категорией обучающихся.

Ценностными основаниями работы стала Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития: о расширении образовательного пространства и удовлетворения образовательных потребностей всех категорий обучающихся, в том числе, учащихся со слуховой депривацией [3, с. 5].

Электронный образовательный ресурс «ЗНАЙ НАШИХ!» (далее – ЭОР) относится к категории модульных информационно-справочных систем и является дополнительным средством обучения для учащихся на II и III ступенях общего среднего образования. Представляет собой иллюстрированное дополнение к школьному курсу учебных предметов «История Беларуси», «География», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в 6-12 классах. Содержание и дизайн соответствуют индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе, с особенностями психофизического развития и особыми образовательными потребностями.

Данный ресурс базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно.  Информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых достигается определенная педагогическая цель, индивидуальная программа обучения. Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Он состоит из законченного блока информации, целевой программы действий ученика и рекомендации педагога по ее успешной реализации. Такая структура ресурса позволяет сконцентрироваться на определенной теме и выполнить ряд задач, для успешного усвоения материала.

В ресурсе представлено 66 страниц персоналий – известных уроженцев Беларуси, которые сгруппированы в 12 тематических блоков: ученые, космонавты, литераторы, художники, спортсмены, музыканты, военачальники, исторические личности, просветители, политики, белорусы «XXI века» – яркие представители IT-сферы, известные люди с нарушением слуха, а также блок «Малая родина».

Таким образом, для изучения каждого блока необходимо пройти предложенные модули: изучить теоретический материал, отработать словарь по теме, ознакомиться с наглядностью и жестовым переводом, а также пройти практикум.

Информационный блок, включает в себя адаптированные разноуровневые (учебные и аутентичные) тексты, содержащие библиографические сведения о известных уроженцах Беларуси и их вкладе в развитие мировой истории и культуры, охватывает исторический период с IX века до наших дней. Ресурс содержит видео-сурдоперевод ко всем информационным блокам.

Глоссарий (краткий словарь) содержит адаптированные к уровню восприятия учащихся определения встречающихся в тексте понятий и является динамической системой справки.

Наглядный блок содержит различные виды наглядности: изобразительную, картинно-динамическую (видеоматериалы), звуко-изобразительную (аудиозаписи). Сгенерированы QR-коды изображений всех персоналий для быстрого считывания информации с помощью камеры мобильного телефона.

Практический блок представляет собой комплекс учебных заданий в режиме самопроверка и тренинг, выполнение которых может использоваться для проверки, обобщения и закрепления пройденного материала. В практикум входят тестовые и тренировочные задания трех видов: на выбор правильного ответа, задания на соотнесение и кроссенсы (задания на развитие ассоциативного мышления).

Блок «Малая Родина» содержит актуальный материал, который дает возможность совершить виртуальную экскурсию по родным местам известных уроженцев Беларуси, посетить выставки и музеи.

Каждый блок содержит 4 модуля:

Модуль А. «Работа с текстом» (учебная цель: формировать навыки самостоятельной работы над текстом и осмысления изученного материала).

Основной проблемой для учащихся со слуховой депривацией является глобальное восприятие текста. Модуль включает в себя адаптированные в соответствии со слуховыми возможностями учащихся разноуровневые (учебные и аутентичные) тексты, содержащие библиографические сведения об известных уроженцах Беларуси, их вкладе в развитие мировой истории и культуры; охватывает исторический период с IX века до наших дней. 

Содержание обучения представлено двумя уровнями сложности – А и В. Уровень А (учебный текст) соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой и средней обучаемостью и достаточно низким уровнем учебных умений.

Уровень В (аутентичный текст) представляет собой более углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся со средней и высокой обучаемостью и достаточно высоким уровнем самоорганизации. Отличительная особенность данного модуля – строгая дозировка объема текстовой информации.

Модуль В. «Работа со словарем» (учебная цель: формировать, расширять и уточнять лексический запас путем организации речевой практики и введения новых понятий в активную речь учащихся).

Данный модуль представляет собой краткий иллюстрированный словарь терминов (глоссарий), который является динамичной системой справки. Включает в себя адаптированные к уровню восприятия обучающихся определения встречающихся в тексте понятий.

Модуль С. «Жестовый перевод» (учебная цель: обеспечить коммуникативную компетентность, повышение которой предполагает обогащение лексического запаса, грамматических конструкций, техники исполнения и фиксации жестов).

Ресурс содержит видео-сурдоперевод ко всем информационным блокам. В условиях слуховой депривации невербальная коммуникация выполняет функцию передачи всей полноты содержания информации.

Модуль D. «Наглядные материалы» (учебная цель: обеспечить взаимосвязь наглядных образов с их словесным оформлением).

Представленные в ресурсе различные виды наглядности: изобразительная, картинно-динамическая (видеоматериалы), звуко-изобразительная (аудиозаписи) – помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Сгенерированы QR-коды изображений всех персоналий для быстрого считывания информации с помощью камеры мобильного телефона.

Практикум представляет собой комплекс учебных заданий в режиме самопроверка и тренинг, выполнение которых может использоваться для проверки, обобщения и закрепления материала. Тесты соответствуют содержанию, выполняют обучающую и мотивирующую функции.

В практикум входят разноуровневые тесты трех видов:

1.    Тесты на выбор правильного ответа.

2.    Тесты на установление соответствия.

3.    Кроссенсы (в электронной и печатной версии)

Задания открытой формы или кроссенсы (в переводе – «пересечение смыслов») – это задания на развитие ассоциативного мышления, основанные на связи одного понятия с другим, форма сочетания слова и наглядности.

4.    Тест по блоку и общий итоговый тест.

Реализация функции обратной связи включает в себя два интерфейса: для учащегося и педагога. Учащемуся предоставляется возможность осуществлять самоконтроль, педагогу - возможность осуществлять контроль, анализ и коррекцию результатов. Работа может быть организована фронтально, индивидуально и малыми группами.

Данный ресурс рекомендуется педагогам специальных школ, школ-интернатов, общеобразовательных школ, реализующих интегрированный и инклюзивный подход в обучении учащихся с особенностями психофизического развития при проведении информационных часов, внеклассных воспитательных мероприятий; для организации бесед по патриотическому и гражданскому воспитанию, а также для виртуальных путешествий и самостоятельного ознакомления с материалами ЭОР.

Может использоваться обучающимися для самоконтроля знаний, при подготовке дополнительного материала к учебным занятиям, для написания сообщений и рефератов, а также для самостоятельной работы на уроке, при отработке и закреплении полученных умений и навыков.

ЭОР был апробирован в школе-интернате на уроках, факультативных и внеклассных занятиях, при подготовке к экзамену по истории Беларуси. Предложенная система работы, которая проводилась в комплексе с экскурсиями по памятным местам, посещением музеев и работой школьного виртуального музея, позволила добиться позитивных результатов в развитии качеств гражданственности и патриотизма у учащихся с нарушением слуха, их успешной социализации и интеграции в общество, практике их речевого общения [4].

Показателем результативности и эффективности использования ЭОР в формировании гражданско-патриотической компетенции являются результаты диагностики 2022/2023 учебного года, которые по сравнению с результатами 2021/2022 учебного года свидетельствуют о повышении уровня развития у учащихся с нарушением слуха гражданско-патриотических качеств. Для проведения мониторинга использовались тесты «Наша Родина», методика «Духовно-нравственные качества школьника», анкета А.В. Пинчука, адаптированная автором опыта с учётом особенностей психофизического развития школьников с нарушением слуха [5, c. 82–84].

Опыт работы был представлен в рамках Международной эстафеты Памяти и Благодарности «Родина подвига – Родине героя» при проектировании побратимства «Друскининкай - Августов - Гродно - Тараз» на платформе подвигов воинов-освободителей, получив высокую оценку педагогов России, Беларуси, Литвы, Казахстана. Коллеги получили доступ и смогли воспользоваться ЭОР в своей работе, оценив его как достаточно эффективный ресурс в развитии основ гражданского и патриотического воспитания. Критериями эффективности технологии они назвали целостность и взаимосвязь ее частей, возможность проектирования процесса обучения и ее воспроизводимость. ЭОР «ЗНАЙ НАШИХ» размещен в глобальной сети, имеет адрес deafsch.grodno.by/zn, находится в свободном доступе.

Его преимущества: электронная и печатная версия, возможность обновления и расширения контента, широкая визуализация материала, постоянный контроль знаний, наличие широких межпредметных связей, интерактивность (наличие обратной связи с пользователем), дает возможность интегрировать элементы дистанционного обучения или организовать тьюторское сопровождение, автоматизировать различные виды деятельности и может быть использован для решения нескольких образовательных задач. Предложенный контент структурирован таким образом, что дает четкое представление об информации и учебных задачах, обеспечивает удобную навигацию по сайту, дает возможность быстрого распространения материалов, интерактивность и неограниченный доступ пользователей, что отражено в методических рекомендациях к ресурсу.

Эффективное применение данного ресурса предполагает его адаптацию к методике учителя и особенностям обучающихся.

Список использованной литературы

1. Богданова, Т. Г. Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова / Сурдопедагогика – М. : изд. центр «Владос», – 97 с.

2. Буткевич, В. В. Методика организации гражданского воспитания учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В. В.Буткевич, О. В.Толкачова. – Минск : НИО, 2011. – 224 с.

3. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801. – Дата доступа: 17.10.2023.

4. Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году [Электронный ресурс]: инструктивно-методическое письмо // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/instruktivno-metodicheskie-pisma.html/. – Дата доступа: 17.10.2023.

5. Храмцова, Ф. И. Детские молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников / Ф. И. Храмцова. – Минск : НИО, 2008. – 160 с.