X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 37.015.3

Марданова И.Р.

ассистент 

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Россия

ДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В статье обозначены нейропсихологические особенности категорий детей с речевыми нарушениями. Также проведена диагностика на определение нейропсихологического статуса у данной категории детей. Определены наиболее и наименее успешные сферы у детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: нейропсихологический статус, диагностика, нарушения речи, младшие школьники.

 

Mardanova I.R.

 

DIAGNOSTICS AS A METHOD FOR DETERMINING NEUROPSYCHOLOGICAL STATUS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

 

Abstract. The article identifies the neuropsychological characteristics of categories of children with speech disorders. Diagnostics were also carried out to determine the neuropsychological status of this category of children. The most and least successful areas for children with speech impairments have been identified.

Keywords: neuropsychological status, diagnostics, speech disorders, primary schoolchildren.

Проблема социального развития детей с нарушениями речи выражается в нарушении связи с окружающим социальным и предметным миром, в стереотипности и бедности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что имеет отражение во всех сферах жизнедеятельности детей [1].

Одной из наиболее распространенных причин неуспешности ребенка в обучении и социальной адаптации является парциальное отставание в формировании высших психических функций, что может быть связано с функциональной недостаточностью тех или иных мозговых структур [5], [6].

Использование нейропсихологических методик дает возможность определить механизмы, лежащие в основе функциональной недостаточности, несформированности отдельных высших психических функций, изучить степень сформированности высших психических функций у детей, имеющих нарушения речи [2]. Нейропсихологический подход ставит перед собой задачу нахождения в многослойной структуре дефекта первичного патогенного фактора, служащего основой для возникновения того или иного нарушения речи [5].

Нейропсихологическое изучение подразумевает анализ причин нарушений речи, школьной неуспеваемости, которая связана с особенностями развития мозга. Оно также опирается на выявление и оценивание состояния отдельных психических функций, выделение первичных нарушений [2]. У младших школьников с нарушениями речи в структуре дефекта встречается снижение уровня развития речи наряду со снижением уровня когнитивной деятельности [3]. Чтобы выявить методы влияния на психические процессы, которые участвуют в образовании речевого дефекта, необходимо обнаружить связь между нарушениями речи и прочими сторонами психической деятельности [4]. При коррекции речевых нарушений появляется возможность влиять на психические особенности ребенка, которые непосредственно могут вызывать трудности для нормального функционирования речевой деятельности.

О том, что у большинства детей с нарушениями речи наблюдаются явные трудности в обучении, недоразвитие всех психических процессов, при сохранном интеллекте, говорит в своих исследованиях Е. М. Мастюкова. Для того, чтобы определить причины нарушения или несформированности речи, необходимо ознакомиться с состоянием познавательной сферы детей и необходимо изучить каждую психическую функцию.

По результатам проведенной диагностики определения нейропсихологического статуса был выявлен средний балл, который показывает нейропсихологический статус младших школьников с нарушениями речи. За ответы детей начислялись штрафные баллы, от 0б., где безошибочное выполнение/понимание, до 3б., где неверное выполнение/отказ от задания/множественные ошибки и т.д.

На основе полученных данных при исследовании наиболее успешной сферой для детей с нарушениями речи является сфера «Общая характеристика» (0,38 б.), в целом у детей с нарушениями речи наблюдаются недостаточные знания в сфере общих сведений (затруднения в назывании даты рождения, имени, отчества и места работы родителей). 

В то время как наименее успешной является сфера «Исследование памяти» (1,11 б.): у детей отмечается низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания, низкая устойчивость следов памяти, им трудно запоминать слова при предъявлении, большие трудности вызвала проба «отсроченное воспроизведение», у детей снижался объем отсроченного воспроизведения на несколько элементов по сравнению с возрастным нормативом.

Так же успешной является сфера «Исследование гнозиса» (0,41 б.), ошибки отсутствовали в пробе «буквенный гнозис» и «стереогноз». Больше всего ошибок было обнаружено в пробе «идентификация эмоций»-ошибки были в идентификации по знаку (веселый-грустный) и по качеству (веселый-гордый), в пробе «буквенный гнозис»-у детей не полностью сформирована графема (то есть неустойчивое узнавание букв разного написания).

Менее успешной является сфера «Исследование речевых функций» (0,63 б.), наибольшие трудности возникли в пробе «понимание логико-грамматических конструкций»-у детей были многократные ошибки в понимании обратимых активных и пассивных конструкций, так же была необходима многократного повторения предъявлений. Оценивалась спонтанная речь: в силу речевого дефекта у младших школьников наблюдались изменения в просодике, для некоторых детей характерен тихий голос, неразвернутость, бедность экспрессивной речи, дефекты грамматического оформления речи. Меньше всего ошибок было допущено в пробе «понимание»-дети практически без ошибок соотносили в заданном порядке все предъявленные слова с картинками с первого предъявления.

«Исследование движений и действий» (0,77 б.), трудности возникли в пробах «реципрокная координация», «динамический праксис», «рисунок по инструкции», «условные реакции выбора» - наблюдались упрощение в двигательных пробах, упрощение рисунка, напряженность, замедленность, разведение рук в пространстве, неполное сжатие руки, симметричное выполнение движений. «Исследование нейродинамических показателей» (0,97 б.) тоже соответствует неуспешности: у детей наблюдается низкая работоспособность, истощаемость, смещение близких и далеких стимулов.

Сферу «Исследование интеллекта» (0,99 б.) так же можно отнести к наименее успешной сфере, наибольшее число ошибок было допущено в пробе «понимание смысла рассказов», «понимание смысла сюжетной картинки и серии сюжетных картинок» - практически все дети не понимали смысл сюжетной картинки или рассказа. Так же пробы «серийный счет» и «решение задач» вызвали трудности, в решении примеров было допущено 5 и более ошибок, при решении задач необходима была развернутая подсказка исследователя на всех этапах решения задачи, либо же решение задач недоступно, это касается и проб «выведение аналогий» и «обобщение и исключение понятий».

В результате определения нейропсихологического статуса выяснили, что наиболее успешной сферой для детей с нарушениями речи является сфера «Общая характеристика». В то время, как наименее успешной является сфера «Исследование памяти»: у детей отмечается низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания, низкая устойчивость следов памяти, им трудно запоминать слова при предъявлении. Так же выявили, что успешной является сфера «Исследование гнозиса». Менее успешной является сфера «Исследование речевых функций» в силу речевых нарушений у школьников.

Список использованной литературы

1. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. П. Гаврилова. – М. : Наука, 2009. – 179 с.

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 260 с.

3. Мухина, B. C. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психoлoгический журнал. – 2012. – № 5. – С. 36–47.

4. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. – 140 с.

5. Bzdok, D. The neurobiology of social distance / D. Bzdok, R. I. M. Dunbar // Trends Cogn. – Sci. 24. – 2020. – P. 717–733.

6. King, G. A. Interpersonal aspects of care-giving and client outcomes: a review of the literature / G. A. King, S. M. King, P. L. Rosenbaum // Ambulatory Child Health. – 1996. – № 2 (2). – P. 151–160.