X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УКД 159.922.6

Московская Ю.В.

Магистрант 1 курса направления «Клиническая и специальная психология личности и семьи»

г. Кострома, Российская Федерация

 

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ

 Аннотация. В статье представлены результаты изучения школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. Была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа с использованием творческой деятельности, в частности рукоделием. В ходе сравнения первичной и итоговой диагностики выявлено, что разработанная программа является эффективной.

Ключевые слова: задержка психического развития, школьная тревожность, младшие школьники, рукоделие.

MoskovskayaYu.V.

 

SCHOOL ANXIETY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AND ITS CORRECTION

Abstract. The article presents the results of the study of school anxiety in younger schoolchildren with mental retardation. A correctional and developmental program was compiled and tested using creative activities, in particular needlework. During the comparison of the primary and final diagnostics, it was revealed that the developed program is effective.

Keywords: mental retardation, school anxiety, junior schoolchildren, needlework.

Актуальность исследования школьной тревожности связана с тем, что при отсутствии целенаправленного снижения уровня тревожности и её профилактики, младшие школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности, а также возникают новые проблемы и нарушения в развитии детей.

Школьная тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития проявляется различными формами школьного эмоционального неблагополучия. В большинстве случаев это проявление беспокойства в разных ситуациях в школе, постоянном ожидании негатива по отношению к себе, неудовлетворительной оценки со стороны учителей, плохого отношения со стороны одноклассников и других участников общения.

Обычные симптомы тревожности: неспособность расслабиться, ощущение недомогания, чувство волнения, беспокойный сон, ощущение неспособности справиться с собой [4, 8].

В связи с этим у младших школьников с задержкой психического развития снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Формируется низкая самооценка и неуверенность в себе, что в свою очередь приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий [1].

В психологии проблемами тревожности занимались такие ученые как: В. М. Астапов, В. Р. Кисловская, Е. В. Новикова, А. М. Прихожан и многие др.

Многие авторы выделяют следующие причины появления и закрепления тревожности: учебные перегрузки, неспособность младшего школьника справиться с учебной программой, неблагоприятные отношения с педагогами, регулярно повторяющиеся оценочные ситуации, смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом [6].

Для преодоления проблемы школьной тревожности педагоги разрабатывают технологии и коррекционные программы. Творческая деятельность, как считает А. А. Богапова выступает средством формирования орудия опосредствования тревоги и страхов у детей. От ребенка не требуется специальных умений и навыков, ведь важен не результат работы, а непосредственно процесс, являющийся сам по себе коррекционным [3, 8].

Целью исследования является составление и апробирование программы снижения и профилактики школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Методы исследования и его организация. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы.

В исследовании участвовали 10 детей 8-11 лет, все дети с диагнозом – задержка психического развития, из них 4 девочки и 6 мальчиков, cредний возраст 10 лет.

Для проведения исследования были выбраны следующие методики:

  • «Тест уровня школьной тревожности Филлипса» Б. Филлипс [2].
  • Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан [7].
  • Проективная методика «Рисунок школы» В. Д. Шадрикова и Н. В. Нижегородцевой [5].

В ходе диагностики были выявлены следующие результаты:

По тесту уровня школьной тревожности Филлипса у детей в основном была выявлена повышенная школьная тревожность по параметрам: общая тревожность в школе – 70%, фрустрация потребности в достижении успеха – 60%, страх самовыражения – 90%, страх ситуации проверки знаний – 50%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 50%, проблемы и страхи в отношениях с учителями – 60%. У некоторых была выявлена высокая школьная тревожность по параметрам: общая тревожность в школе – 20%, страх ситуации проверки знаний – 30%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 10%, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 20%, проблемы и страхи в отношениях с учителями – 10%.

Это обусловлено тем, что школьная тревожность у детей с ЗПР проявляется в различных формах эмоционального неблагополучия и в интенсивном беспокойстве в разных ситуациях в школе. Как отмечает В. Д. Кармазина дети с ЗПР обладают неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психзащитными возможностями, они меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.

По проективной методике для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан у 70% детей чаще встречались неблагоприятные ответы, что свидетельствует о наличии школьной тревожности. Проявление неблагоприятных ответов, таких как: «нормальное лицо», «грусть», «злость», «ребенок наказан», «его ругают», связанно с нежеланием ходить в школу, недостаточной школьной мотивации, низким уровнем работоспособности и страхом проверки знаний. На вопросы из-за чего дети на картинках испытывают грусть и злость, почему их ругают, чаще дети отвечали про плохие оценки за контрольные, нежелание делать домашнюю работу и нежелание других детей играть.

По проективной методике «Рисунок школы» В. Д. Шадрикова и Н .В. Нижегородцевой у 50% детей в рисунках в равной степени присутствуют светлые и темные тона, у 30% только темные тона. Наличие темных тонов может свидетельствовать о негативных эмоциях, связанных со школой, их нежеланием ходить в школу. У 70 % детей линии разные, непрерывные и прерывающиеся, аккуратные и небрежные, указывают, что дети испытывают волнение, тревогу. У некоторых присутствуют дополнения: детали и украшения, элементы декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж. Но у 80 % детей есть дополнения, которые вызывают отталкивающие чувства, например: закрытая школа, решетка на окнах, высокий забор, отсутствие детей на картинке и т.д.; либо полное отсутствие любых элементов декора.

Исходя из этого, у 90% детей был выявлен средний уровень школьной тревожности. У них присутствует некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, не расширен круг знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, не до конца сформировано положительное отношение к учителю и одноклассникам. Также присутствует и высокий уровень тревожности у 10% детей. У ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Проанализировав полученные данные после проведения диагностики, мы разработали коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение школьной тревожности при помощи рукоделия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Цель программы: Снижение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством рукоделия.

Участники образовательной программы: дети младшего школьного возраста (2-4 класс) с задержкой психического развития (8-11 лет), 4 девочки, 6 мальчиков.

Срок реализации программы: 2 месяца (16 занятий), с периодичностью 2 занятия в неделю, продолжительность занятия составляет 30-40 минут.

Нами были выделены основные направления в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста:

по повышению самооценки ребенка;

по обучению ребенка способом снятия эмоционального напряжения путем рукоделия;

по формированию положительного отношения к школе.

Были выбраны как индивидуальная, так и групповая формы работы. Снижение тревожности осуществлялось в процессе рукоделия. Рукоделие – вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов. В данной программе использовались такие виды рукоделия, как:

  • Декупаж— декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Оригами— древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
  • Лепкаскульптура— придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Плетение — способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов.
  • Скрапбукинг— оформление фотоальбомов, изготовление объемных открыток.

Такие формы работы помогают детям чувствовать себя комфортно, как наедине с педагогом, так и в группе сверстников.

В конце реализации программы была проведена итоговая диагностика уровня школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.

По тесту уровня школьной тревожности Филлипса у детей после проведения программы коррекционных занятий, было выявлено снижение школьной тревожности по параметрам:

1 Общая тревожность в школе: снизился высокий уровень с 20% до 0% и повышенный уровень с 70% до 40%, повысился средний уровень с 10% до 60%.

2 Переживания социального стресса: у 40% детей повышенный уровень снизился до среднего, у остального процента детей снижения незначительны (средний уровень 100%).

3 Фрустрация потребности в достижении успеха: у детей снизился повышенный уровень с 60% до 10% и повысился средний уровень с 40% до 90%.

4 Страх самовыражения: у детей значительно снизился повышенный уровень с 90% до 60% и повысился средний уровень с 10% до 40%.

5 Страх ситуации проверки знаний: у детей снизился высокий уровень с 30% до 0%, повысились повышенный уровень с 50% до 60% и средний уровень с 20% до 40%.

6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих: у детей значительно снизились высокий и повышенный уровни с 10% и 50% до 0% соответственно, повысились средний и низкий уровни с 20% до 70% и с 20% до 30% соответственно.

7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: у детей снизились высокий уровень с 20% до 0% и  повышенный уровень с 40% до 10%, повысились средний и  низкий уровни с 30% до 60% и с 10% до 30% соответственно.

8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями: у детей снизились высокий уровень с 10% до 0% и  повышенный уровень с 60% до 20%, повысились средний и  низкий уровни с 20% до 40% и с 10% до 40% соответственно.

По проективной методике для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан у детей появилось больше благоприятных ответов (неблагоприятные с 70% до 0%; благоприятные с 30% до 100%), таких как «веселое лицо» и «радость», снизилось число ответов про «нормальное лицо», «грусть», «злость», «ребенок наказан», «его ругают». На вопросы из-за чего дети на картинках испытывают веселье и радость, чаще отвечали про хорошие оценки за контрольные, похвалу учителей и родителей, интересные занятия в школе и соревнования, игры с другими детьми.

По проективной методике «Рисунок школы» В. Д. Шадрикова и Н .В. Нижегородцевой у 70% детей в рисунках видно преобладание светлых тонов, что говорит о проявлении положительных эмоций по отношению к школьной жизни. Почти в равной степени у 60% детей присутствуют непрерывные и прерывающиеся, аккуратные и небрежные линии. Непрерывные и аккуратные линии свидетельствуют о том, что 40% детей комфортно себя чувствуют, не испытывают тревожности и волнения. У 60% детей присутствуют дополнения: детали и украшения, элементы декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж. Появляются больше растений на школьном дворе, дети, идущие в школу или находящиеся в ней, также указывают на положительные эмоции детей. Исходя из этого, у детей снизился высокий уровень с 10% до 0%, средний уровень с 90% до 40%, повысился низкий уровень с 0% до 60%. Низкий уровень свидетельствует о том, что у детей сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

Таким образом, благодаря комфортной обстановке занятий и формированию положительного отношения к школе, групповым занятиям и демонстрации своих поделок сверстникам, ситуациям успеха и подкреплению мотивации, творческому содержанию занятий, свободе выбора материалов и цветовой палитре у детей после проведения программы коррекционных занятий, было выявлено снижение высокого и среднего уровня школьной тревожности.

Все полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная программа коррекции является эффективной в снижении и профилактике школьной тревожности для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Список использованной литературы

1. Абашкина, А. А. Особенности школьной тревожности у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / А. А. Абашкина // Студенческий научный форум : материалы V Междунар. студен. науч. конф., г. Москва, 15 февраля – 1 апреля 2013 года. – Режим доступа : https://scienceforum.ru/2013/article/2013004168. – Дата доступа : 20.09.2023 г.

2. Агеева, Л. Ф. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический портфель [Электронный ресурс] / Л. Ф. Агеева, А. В. Вольтов, Т. В. Купреничева, Е. В. Матюхина // Режимдоступа : http://school-int9.ru/wp-content/uploads/2014/01/4. – Дата доступа : 21.09.2023 г.

3. Богапова, А. А. Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии / А. А. Богапова // Молодой ученый. – 2021. – № 9 (351). – С.169–171.

4. Кацеро, А. А. Особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития / А. А. Кацеро, В. В. Чепурная // Colloquium-Journal. – 2020. – № 12-5 (64). – С. 33–35.

5. Кондратьева, В. В. Альбом ир и заданий для коррекционной работы с младшими школьниками : метод. пособие / В. В. Кондратьева. – М., 2016. – 85 с.

6. Ляшенко, Н. В. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / Н. В. Ляшенко, К. С. Шалагинова // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 27–30.

7. Прихожан, А. М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности [Электронный ресурс] / А. М. Прихожан // Режим доступа : https://chimitaf.ucoz.ru/diagnostika_shkolnoj_trevzhnosti.pdf. – Дата доступа : 20.09.2023 г.

8. Троценко, С. Н. Технология коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР / С. Н. Троценко // МНКО. – 2012. – №6. – С. 274–277.