X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376.33

 

Примачек И.И. ,

Заместитель директора по учебной работе ГУО «Гродненская специальная школа–интернат №2»

 г. Гродно, Республика Беларусь

Скурко М.В.

учитель информатики ГУО «Гродненская специальная школа–интернат №2»

г. Гродно, Республика Беларусь

 

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2»

Аннотация. В статье представлен опыт работы по реализации инновационного проекта по адаптации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития (с нарушением слуха).

Ключевые слова: учащиеся с нарушением слуха, инновационный проект, интегративный театр.

Primachek I.I., Skurko M.V.

 

INNOVATIVE ACTIVITY IN THE STATE EDUCATIONAL INSTITUTION «GRODNO SPECIAL BOARDIN SCHOOL № 2»

 

Abstract. The article presents experience in implementing an innovative project for the adaptation and integration into society of children with special needs of psychophysical development (hearing impairment).

Key words: students with hearing impairment, innovative project, integrative theater.

В настоящее время в Республике Беларусь успешно реализуется вариативный подход к образованию и социализации лиц с особенностями психофизического развития. Это создает предпосылки для достижения такой цели устойчивого развития, содержащейся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

В Республике Беларусь реализуется социально ориентированная государственная политика в сфере образования, которая основывается на приоритетах общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы в стране расширяются образовательные возможности для лиц с особенностями психофизического развития.

Возможность получения специального образования обеспечивается всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений. Специальное образование направлено на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, что не только повышает качество их жизни, но и содействует достижению социальной справедливости и социальной стабильности в обществе [2].

В августе 2022 года в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат № 2» стартовал инновационный проект «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха  средствами психологического интегративного театра». Идея реализации данного проекта возникла из-за той социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе. Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития, как показывает мировой опыт, является общечеловеческой.

По отношению к детям с нарушением слуха эта тема особенно актуальна, поскольку отсутствие и/или существенное ослабление слухового восприятия напрямую ведет к другим нарушениям: речевым, коммуникативным, информационно-культурным, эмоциональным и социальным. Неслышащий ребенок выпадает из культуры общества. Вернуть детей с нарушением слуха в общую культуру – одна из важнейших задач педагогического коллектива школы-интерната [3, с. 5].

Адаптация и интеграция в общество детей с нарушением слуха выступают основной целью их обучения и воспитания. Трудности, которые они испытывают в развитии коммуникативных навыков, формировании эмоционально-волевой сферы, влияют на протекание процессов социализации, на их социальное и личностное развитие. В силу ограниченности социальных контактов обучающихся, особое значение имеет проблема социализации детей с нарушением слуха, обучающихся в учреждениях специального образования. С целью эффективного включения в социум детей с нарушением слуха необходимо создавать специальные условия для постепенного овладения ими общественно значимым опытом поведения, нормами культуры, общения с окружающими людьми, формирования коммуникативных навыков. Для развития обучающихся как полноценных личностей необходим процесс гуманизации среды, предусматривающий как распространение знаний, так и повышение общей культуры всех членов общества, создание социальных отношений [1, с. 84]. Одним из наиболее эффективных способов передачи социального опыта, формирования коммуникативной культуры является взаимодействие согласно принципу «равный обучает равного», который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных».

В решении проблемы повышения эффективности социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха существенную роль может сыграть такая форма работы с ними, как психологический интегративный театр, который выступит в качестве средства коррекции социального и эмоционального интеллекта, личностных особенностей, формирования коммуникативной культуры неслышащих обучающихся. Предполагаем, что психологический интегративный театр станет одним из эффективных способов социальной адаптации обучающихся с нарушением слуха.

Суть данного проекта состоит в подготовке наших детей к жизни в обществе через их занятия театральным искусством, знакомство общества с самобытным искусством детей с нарушением слуха через участие театра «Тишина» в концертных программах и фестивалях, не ориентированных на инвалидов, через совместные постановочные номера.

Инновационный проект рассчитан на 4 года и предполагает активное участие всех членов коллектива школы-интерната, а также тесное взаимодействие и совместное творчество обучающихся с нормотипичными сверстниками, студентами-волонтерами и родителями.

Разработчиком выступает заместитель директора по учебной работе Примачек Ирина Ивановна. Научный консультант – Шатюк Татьяна Георгиевна, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины».

С целью успешной реализации проекта организовано сотрудничество с ГУО «Специальная школа № 70 г. Гомеля для учащихся с нарушением слуха» и ГУО «Ждановичская специальная школа-интернат», с ГУО «Гимназия № 2 г. Гродно» (I ступень общего среднего образования), с Домом культуры УП «Цветлит» ОО «БелОГ» и народным коллективом театра и эстрады «Арлекин» Дома культуры УП «Цветлит» ОО «БелОГ», с кафедрой теории и методики специального образования  педагогического факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

В процессе осуществления проекта создан на базе школы-интерната совместно с учащимися ГУО «Гимназия № 2 г. Гродно» (I ступень общего среднего образования) и со студентами специальности «Логопедия» кафедры теории и методики специального образования педагогического факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (далее – студенты) психологический интегративный театр для школьников как дополнительная форма коррекционной работы по повышению уровня их социализации, реабилитации и интеграции в общество, а также формированию необходимых обучающимся с нарушением слуха в самостоятельной жизни компетенций.

Совместное творчество дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с особенностями развития совместное творчество ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения [2].

Внедрение данного проекта позволит комплексно реализовать, а в дальнейшем и транслировать опыт педагогической деятельности по созданию и внедрению модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра, что повысит эффективность коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования.

Цель проекта: создание условий для успешной социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра, основываясь на взаимодействии школы-интерната, учреждений образования и структур социума.

Задачи проекта:

  • Разработать в учреждении образования систему управления инновационной деятельностью, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта по внедрению модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.
  • Организовать систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах проекта.
  • Организовать работу психологического интегративного театра, способствующую созданию благоприятных условий для развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся с нарушением слуха, их социализации и интеграции в общество.
  • Разработать образовательную программу объединения по интересам «Психологический интегративный театр».
  • Оценить результативность внедрения модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.
  • Разработать методические рекомендации для педагогов учреждений образования по организации работы психологического интегративного театра как средства социализации и реабилитации обучающихся.
  • Обобщить, систематизировать и транслировать опыт работы педагогов школы-интерната по внедрению модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра в образовательную практику педагогов специальных школ, школ-интернатов, общеобразовательных школ, реализующих интегрированный и инклюзивный подход в обучении.

В ходе реализации проекта планируется разработка алгоритма организации деятельности психологического интегративного театра, методических рекомендаций для педагогов специальных школ, школ-интернатов, общеобразовательных школ по организации работы психологического интегративного театра, создание образовательной программы объединения по интересам «Психологический интегративный театр» и формирование у общества адекватного отношения к людям с особенностями развития.

Список использованной литературы

 

1. Богданова, Т. Г. Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова. – М. : Владос, 2004. – 97 с.

2. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801. – Дата доступа: 17.10.2023.

3. Рахманова, Е. В. Обучение и воспитание учащихся с нарушением слуха в учреждениях общего среднего образования / Е. В. Рахманова. – Минск : Национальный институт образования, 2021. – 200 с.