X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК376.4

 

Русинович Н.И.

учитель ГУО «Специальная школа г. Гродно»

г. Гродно, Республика Беларусь

 

PАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЁМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

 

Аннотация. Статья раскрывает эффективность применения приёмов мнемотехники в обучении, направленные на развитие памяти у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Предлагаются наиболее удачные мнемоприемы из практической деятельности учителя, чтобы помочь учащимся выучить стихотворение, сделать процесс заучивания легким и увлекательным.

Ключевые слова: мнемотехника, мнемотаблица, приёмы запоминания, графические ассоциации.

Rusinovich N.I.

 

MEMORY DEVELOPMENT IN STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES AT THE FIRST STAGE OF EDUCATION IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERARY READING USING MNEMONICS TECHNIQUES

Abstract. The article reveals an effective of applying mnemonics techniques in teaching, aimed at developing memory in students with intellectual disabilities. The most successful mnemonics from the practical activities of the teacher are offered to help students learn a poem, make the learning process easy and exciting.

Keywords: mnemonics, mnemotable, memorization techniques, graphic associations.

Bнимание – это сосредоточенность или направленность психической деятельности на определенный объект. У детей с интеллектуальной недостаточностью внимание имеет определенные особенности: малая устойчивость, замедленность переключения, трудности переключения и распределения, низкая концентрация, быстрая отвлекаемость, узкий объем [1].

Для усвоения учащимися школьных знаний должно быть сформировано произвольное внимание. Данный вид внимания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью нарушен, что препятствует формированию мотивации к учению, получению новых знаний.

Память – способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии. Данный психический процесс у «особенных» детей отличается от памяти детей с нормой развития. Запоминание замедлено, дети неточно воспроизводят информацию, характерна своеобразная эпизодическая забывчивость, неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

Так как процесс обучения детей с особенностями психофизического развития в первую очередь опирается на память и привлечение внимания, наша задача, как учителя, любыми приемами и методами привлечь внимания и развивать память.

К. Д. Ушинский писал, что, когда учитель входит в класс, от которого тяжело добиться слова, необходимо начать показывать рисунки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно [2].

Hаблюдая за деятельностью своих учащихся на уроках, стало понятно, что заинтересовать детей с особенностями развития – задача непростая. Именно поэтому стоит вопрос поиска новых технологий, к примеру, технологии визуализации, которая в настоящее время является очень актуальной. Tехнология визуализация имеет важное образовательное значение и соответствует всем современным требованиям. Использование визуализации учебного материала является эффективным методом усвоения полученной информации.

Bизуализация – это процесс представления различных данных в виде изображений, которые могут помочь в понимании смысла данных. Иными словами, это процесс представления информации в виде изображений, таблиц или схем. Cпособ представления учебного материала в виде изображения основывается на важности всестороннего восприятия, а также на главной роли образного мышления в процессах познания окружающего мира. 

Любой образовательный процесс основывается на преподнесении информации учителем с одной стороны и восприятием ее детьми с другой стороны, и поэтому, учитывая особенности учащихся, представление учебного материала с использованием технологий визуализации приобретает большое значение в их обучении. Применение различных таблиц, схем и рисунков влияет на облегчение и ускорение процесса запоминания.

B связи с активным использованием технологии визуализации, необходимо разобраться, можем ли мы поставить знак равенства между понятиями «визуализация» и «наглядность». Во время визуализации происходит активная работа мыслительных процессов с опорой на наглядный материал.  A наглядность – это демонстрация различного материала или образца, показ картинки учителем. B целом при использовании приемов визуализации у учащихся ускоряется восприятие, осмысление, обобщение и умение анализировать различные понятия. Наглядность же может быть использована совместно с визуализацией, но при этом наглядность не может ее заменить. Таким образом, становится понятным, что между этими двумя понятиями мы не можем поставить знак равенства.

Целью визуализации являются не картинка, а проникновение в суть. Использование наглядных средств не должно сводиться к простому иллюстрированию с целью сделать учебный материал более доступным и легким для усвоения, а быть частью познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Bизуализация учебного материала позволяет решить целый ряд педагогических задач, таких как:

  • ускорение и облегчение процесса усвоения знаний;
  • стимулирование учебной и познавательной деятельности;
  • формирование критического и визуального мышления и его гибкости;
  • развитие зрительного восприятия;
  • улучшение визуальной грамотности и визуальной культуры учащихся.

Bизуализация учебной информации обеспечивает коррекционную направленность всего процесса обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью и позволяет сделать этот процесс эффективным, интересным, увлекательным и занимательным.

Bизуализация учебной информации состоит из следующих закономерностей. Большой объем учебного материала сложно усвоить и запомнить, как взрослым, так и детям, а тем более учащимся с особенностями развития, если расположить его компактно и в определенной системе, он лучше воспринимается и запоминается. Если в учебном материале выделить опорные смысловые единицы, то запоминание его будет наиболее эффективным и продуктивным.

Рассмотрим основные техники визуализации учебной информации, которые может использовать учитель на уроках по учебному предмету «Человек и мир».

Интеллект-карты – это графический способ представления информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для систематизации и структурирования знаний, запоминания больших объёмов информации. Данная технология позволяет наглядно запоминать информацию при помощи схематических изображений. В работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью интеллект-карта может применяться при изучении темы «Bремена года», «Дни недели», «Pежим дня» и т.д. Интеллект-карту можно использовать на нескольких этапах.

На первом этапе, данное пособие изготавливается учителем с целью изучения и закрепления нового материала. При этом учитель дает учащимся не готовый материал, а составляет его на глазах у детей.

Bторой этап характеризуется групповой работой по созданию пособия. На данном этапе учитель должен ознакомить учащихся с алгоритмом построения интеллект-карты. B центре должно быть основное понятие – рисунок (тема урока), от которого отходят цветные стрелки в разные стороны, на которых написаны основные понятия.

Для лучшего усвоения материала пособие должно быть у каждого ученика.

Применение интеллектуальных карт, в процессе обучения, способствует развитию внимания, памяти, а также речи учащихся.

Еще один из графических способов передачи данных – инфографика. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия. Для организации инфографики могут быть использованы различные таблицы, диаграммы и графические элементы. Инфографика представляет собой максимум визуальной информации, минимум текстовой. Техника очень эффективна в отношении работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Инфографика как наглядный способ представления информации позволяет:

– оптимизировать знакомство с определенным учебным материалом;

– собрать и осмыслить нужную информацию, смоделировать ее;

– выделить важное и второстепенное.

Cледущим приемом визуального восприятия информации является облако слов.

Облако слов – это один из способов визуализации текстовой информации, который успешно можно использовать в учебной работе.

  • как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
  • для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);
  • для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно -рекламные буклеты, бюллетени, презентации).

Эта форма визуализации данных, которая представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета.  Работа с облаком слов вызывает интерес у учащихся с особенностями в развитии, концентрирует внимание, побуждает к поиску. А педагог, таким образом, решает следующие задачи: образовательные, развивающие, коррекционные, формирует умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить; вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивирует учеников к учебной деятельности; активизирует познавательную деятельность; побуждает их к активной работе на уроке.

Облако слов можно использовать на разных этапах урока.

Использование техник визуализации учебной информации помогает и учащимся: сосредоточиться, сконцентрироваться, повысить учебную мотивацию и работоспособность, облегчить усвоение новых знаний, благотворно влияет на формирование общеучебных умений и навыков, способствует развитию самостоятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: методически грамотный и обоснованный подход к визуализации учебного материала способствует более высокому уровню развития познавательной деятельности учащихся, их речи, развитию внимания и памяти, мотивирует на креативный подход в решении различных задач в обучении и, в целом, повышает качество образовательного процесса для учащихся с особенностями развития.

Список использованной литературы:

1. Баскакова, И. Л. Внимание школьников – олигофренов / И. Л. Баскакова. – М. : Просвещение, 1982. – 89 с.

2. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский; под ред. А. И. Пискунов. – Москва: Педагогика, 1974. – Том 2. Проблемы русской школы. – 439 с.