X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376

 

Салей Н.П.

учитель

ГУО «Специальная школа г. Гродно»

г. Гродно, Республика Беларусь

 

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Аннотация. Статья раскрывает эффективность метода применения приёмов мнемотехники в обучении, направленный на развитие памяти у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Предлагаются наиболее удачные мнемоприёмы из практической деятельности учителя, чтобы помочь учащимся выучить стихотворение, сделать процесс заучивания лёгким и увлекательным.

Ключевые слова: мнемотехника, мнемотаблица, приёмы запоминания, графические ассоциации.

Saley N.P.

MEMORY DEVELOPMENT IN STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES AT THE FIRST STAGE OF EDUCATION IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERARY READING USING MNEMONICS TECHNIQUES

Abstract. The article reveals an effective method of applying mnemonics techniques in teaching, aimed at developing memory in students with intellectual disabilities. The most successful mnemonics from the practical activities of the teacher are offered to help students learn a poem, make the learning process easy and exciting.

Keywords: mnemonics, mnemotable, memorization techniques, graphic associations.

Память учащихся с интеллектуальной недостаточностью, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками (объем запоминания, быстрота запоминания, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к воспроизведению сохраненной информации) и имеет специфические особенности, потому что формируется в условиях ограниченного психофизического развития. Как отмечает известный специалист в области проблем умственной отсталости Петрова В.Г. расстройство памяти у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проявляется не столько в трудностях получения информации и её сохранения, сколько в её воспроизведении, и это главное отличие от учащихся с сохранным интеллектом. Не понимая логики событий воспроизведение материала учащимися приобретает бессистемный характер. Воспроизведение словесного материала вызывает наибольшие трудности. Тексты, которые воспроизводит учащийся с интеллектуальной недостаточностью, как правило непоследовательны, фрагментарны, сжаты. Часто допускаются неточности воспроизводимого текста, пропуски, замены и привнесения.  Успешность запоминания зависит и от содержания предъявляемого материала, и от его структуры, и от степени его понимания. По мнению современных ученых, более глубокому осознанию содержания любого текста в целом и его запоминанию способствует правильная и в системе проводимая коррекционно-педагогическая работа, в процессе которой создаются благоприятные условия для осмысления, запоминания и воспроизведения словесного материала [1].

Одним из классических приёмов развития и тренировки памяти является заучивание стихотворений наизусть. В специальной школе на первой ступени образования чтение наизусть стихотворений, скороговорок, загадок предусмотрено программой. Как показывает уже моя педагогическая деятельность, учащимся с интеллектуальной недостаточностью выучить стихотворение достаточно сложно. Большинство учащихся не любят учить стихи: кто-то испытывает большие трудности при заучивании стихотворений, кто-то быстро утомляется, а у кого-то данный вид деятельности может вызвать даже отрицательные эмоции.

Приёмов по запоминанию стихотворений с учащимися с интеллектуальной недостаточностью на первой ступени образования достаточно много. Однако каждый педагог, я считаю, должен выбирать какой приём применить, исходя из педагогического опыта, учитывать психофизические особенности конкретных учащихся в классе, отталкиваться от возможностей технической организации учебного процесса. Я в своей практической деятельности широко использую приёмы мнемотехники.

Википедия на просторах интернет источников даёт следующую трактовку понятия мнемотехники (определение в новых современных системах запоминания) – система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти.

А если сказать простыми словами, то мнемотехника – это очень эффективный и простой метод запоминания и воспроизведения информации, в основе которого лежит построение ассоциаций. В своей работе, я использую зрительные, образные ассоциации, которые кодирую в таблицу (мнемотаблицу).

 Применяя данную технику в педагогической деятельности уже несколько лет, я могу выделить ряд преимуществ использования мнемотехнических приёмов при заучивании стихотворений для учащихся с интеллектуальной недостаточностью:

– запоминание стихов превращается в увлекательную игру;

– с помощью зрительных опорных цепочек, легче и быстрее запоминается стихотворение;

– расширяются представления об окружающем мире;

– активизируется речевое развитие и обогащается словарный запас;

– появляется желание рассказывать – учащиеся осознают, что это совсем не сложно, а значит преодолевается стеснительность;

– развивается общительность посредством общей совместной деятельности в классе, где создаётся ситуация общения, при которой все пользуются экспрессивной речью, а также учатся слушать друг друга;

– улучшаются детско-родительские взаимоотношения, так как учащиеся и их родители лучше «находят общий язык», выполняя задание учителя, направленное на чтение стихотворения наизусть с помощью мнемотаблицы.

В 2022/2023 учебном году в 4 «А» классе я провела небольшое наблюдение. Трём учащимся класса (4-й год обучения по программе вспомогательной школы первого отделения) предложила выучить стихотворение с использованием мнемотехнической таблицы и без её помощи. Результаты следующие: время, затраченное на заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы – первый учащийся (39 минут, в два захода), второй учащийся (12 минут), третий учащийся (16 минут); время, затраченное на заучивание стихотворения без мнемотаблицы – первый учащийся (1 час 20 минут, в три захода), второй учащийся (35 минут), третий учащийся (40 минут).

Исходя из результатов наблюдения, можно отметить результативность использования мнемотехнической таблицы для успешного усвоения стихотворений наизусть. Оценивая при наблюдении и эмоциональную настроенность учащихся, следует сказать, что, заучивая стихотворение наизусть с помощью мнемотаблицы, настроение у учащихся на протяжении всего времени не изменялось, чего нельзя сказать о другом варианте: быстро терялся интерес, часто отвлекались на посторонние предметы, внимание рассеивалось, концентрация внимания снижалась, находились разные предлоги, чтобы не выполнять задание.

Образно-игровая форма мнемотаблиц помогает не только легко и быстро запоминать и усваивать стихи, но и способствует интересной, увлекательной деятельности учащегося и учителя. На что же следует обратить внимание, когда начинаешь использовать мнемотехнические таблицы:

– лучше, когда модель-картинка отображает конкретный образ предмета и раскрывает существенное в объекте;

– для учащихся первой ступени образования следует предлагать не графические схемы-символы, а готовые яркие, сочные и выразительные изображения-картинки и иллюстрации, которые должны заинтересовать учащихся своим внешним видом;

– проводить отбор стихов для заучивания по следующим критериям: не более 4-8 строк, в содержании простые и понятные слова, чёткий ритм;

– замысел модели-картинки, обозначающей слова или фразу, следует обязательно обсуждать с учащимися, чтобы образ был понятным (словарная работа);

– при работе над стихотворением соблюдать последовательность этапов мнемонического запоминания: кодирование в образы-картинки слов стихотворения, запоминание (соединение образов и слов), запоминание предложенной последовательности, удержание и закрепление в памяти.

– этапы работы над содержанием стихотворения должны вызывать интерес у учащихся, никаких принудительных мер: просто увлекательная игра, от этого во многом и зависит результат.

Приведем пример алгоритма использования мнемотаблицы, чтобы выучить стихотворение на уроке с учащимися с интеллектуальной недостаточностью:

1) выразительно и эмоционально прочитать стихотворение;

2) прочитать стихотворение еще раз и показать каждое изображение в мнемотаблице;

3) уточнить все ли слова знакомы, и, если что-то не знакомо или не понятно, необходимо объяснить простыми словами и в доступной форме;

4) повторять стихотворение с опорой на мнемотаблицу от 3 до 5 раз, варьируя разнообразные приёмы повторения;

5) самостоятельное воспроизведение учащимися стихотворения по мнемотаблице, то есть рассказать то, что запомнилось.

Это примерный план работы с таблицами, потому что каждый учащийся индивидуален. Одним учащимся достаточно 3-4 раза прочитать по картинкам, и они всё запомнят. А есть учащиеся, которым для запоминания необходимо многократное повторение и многократное обращение к мнемотаблице. Но в любом случае, запоминание происходит легче, если образы и ситуации изображены на картинках.

Итогом урока будут результаты: некоторые учащиеся в конце урока уже готовы рассказать стихотворение наизусть с опорой на мнемокартинки. Меньшая часть учащихся, повторив дома, сможет рассказать стихотворение на следующем уроке.

Одним из эффективных путей в работе по развитию памяти посредством запоминания стихотворений с использованием мнемотехники является применение приемов повторения стихотворения многократно с использованием комбинированного способа восприятия материала: текст стихотворения прослушивается, самостоятельно проговаривается учащимися вслух, вопросы общего характера и словарная работа помогают учащимся понять содержание прочитанного, разнообразные игры и задания включают учащихся в учебно-игровой процесс, не уводя от содержания изучаемого стихотворения.

Варианты заданий с мнемотаблицей, которые можно предложить в течение урока учащимся, чтобы не потерять их интерес:

  • находить соответствующие содержанию стихотворения картинки во время прочтения стихотворения учителем,
  • воспроизвести по памяти порядок расположения изображений;
  • найти место, на котором должно находиться исключенное (пропавшее) изображение;
  • из множества картинок выбрать только те, которые соответствуют заданной тематике;
  • найти лишнее изображение;
  • рассмотреть мнемотаблицу и найти ошибку;
  • подобрать цвет (фигуру) к изображённым предметам на мнемотаблице (например, ёлочка – цвет зелёный (фигура треугольник));
  • кто больше назовёт слов из мнемотаблицы;
  • замена картинок из мнемотаблицы словами;
  • инсценировка или показ действий по картинкам мнемотаблицы;
  • раскрасить некоторые элементы в мнемотаблице;
  • пропеть стихотворение;
  • чтение мнемотаблицы «эхом»;
  • проговорить некоторые слова или строки из мнемотаблицы скороговоркой;
  • дополнить таблицу собственными рисунками и т.п.

Разнообразные опоры-картинки в виде мнемотаблицы в сочетании с приемами многократного повторения при заучивании стихотворений, активизируют восприятие и память учащихся специальных школ, что способствует быстрому и прочному запоминанию учебного материала. Мнемотехника для учащихся с интеллектуальной недостаточностью вносит немаловажный вклад в умственное и психоэмоциональное развитие.

Список использованной литературы

1. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.