X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376

Чернецкая Ю.И.

 учитель II категории, ГУО «Специальная школа г. Гродно»

 г.Гродно, Республика Беларусь

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» С УЧАЩИМИСЯ 1–5 КЛАССОВ 1 ОТДЕЛЕНИЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ КОПИЛКИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация. В данной статье представлены методы и принципы работы по развитию коммуникативных навыков на учебных занятиях по музыкальному искусству. Коммуникативные навыки не возникают просто так, они формируются. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована без деятельности. Учитель формирует данный вид деятельности, задавая своим общением, своим примером, организовывая общение учащихся между собой.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, музыкально-двигательные упражнения, интеллектуальная недостаточность.

Charnetskaya YU.I.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN THE SUBJECT «MUSIC» WITH STUDENTS FROM GRADES 1 – 5 OF THE 1 ST DEPARTMENT WITH INTELLECTUAL DISABILITIES USING A COLLECTION OF MUSICAL-MOTOR EXERCISES

Abstract. This article presents methods and principles of work on developing communication skills in educational classes in musical art. Communication skills don’t just happen, they are developed. Like any other competence, it cannot be formed without activity. The teacher forms this type of activity, setting it with his communication, his example, organizing communication between students without.

Keywords: communication skills, musical and motor exercises, intellectual disability.

Знание педагогом особенностей общения детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста является особенно актуальным, так как именно в этот период происходит становление личности учащихся – закладываются основные навыки общения, навык правильно организовать свою речь и поведение, усваиваются общественные нормы и правила. В этом возрасте необходимо выявлять особенности общения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, проводить коррекцию его недостатков и развивать коммуникативные навыки. В противном случае недоразвитие функций общения приведут именно к нарушениям учебной деятельности учащихся, процесса их самореализации и социализации.

Музыка с давнего времени считается уникальным средством коммуникации и могучим средством воспитания по формировании личности. По словам В.В. Медушевского, в музыкальном произведении отбираются, перерабатываются и упорядочиваются разные фазы жизненных эмоций. Музыкальная деятельность позволяет воздействовать на развитие коммуникативных навыков учащегося с интеллектуальной недостаточностью, выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции [1].

В основе музыкально-двигательной деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует увеличению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают проследить развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Большинство педагогов-музыкантов высказывают мысли и идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у учащихся массу положительных эмоций, способствуя развитию коммуникативных навыков в музыкально-двигательной деятельности.

Методика «Коммуникативные танцы-игры» является наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально-ритмической деятельности, поскольку предлагает учащимся несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-двигательных упражнений в процессе невербального контакта с партнером и на основе эмоционального подъема [2].

Начинать разучивание коммуникативных танцев-игр следует с тех, в которых появление нового партнера обусловливается танцевальными движениями (следующий партнер по кругу). Нужно дать возможность учащемуся находить партнера визуально, демонстрировать дружелюбие и входит в контакт с ним. Таким образом, в коммуникативных танцах-играх у детей формируется умение по взгляду партнера понять его намерения. Контакт с партнером усиливается тактильно – через рукопожатие, хлопки как элемент открытости [3].

Чаще всего учащиеся испытывают трудности с визуальным поиском партнера, они стараются избегать смотреть друг другу в глаза. Поэтому, мои главные задачи направлены на формирование способности учащихся легко вступать в контакт.

Можно добавлять элементы индивидуального исполнения. Например, в упражнении «Барабанщики» ведущий – педагог – с помощью барабана приглашает в центр круга учащегося для сольного исполнения танцевальных движений. Конечно же, не каждый ребенок может выйти в круг и станцевать. Очень важен в такой ситуации использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Можно предложить учащемуся, которому трудно дается выйти в центр круга другие варианты, такие как: потанцевать вместе с учителем, со своим другом, не выходя в круг, вообще выйти за круг, таким образом он не будет в центре своих сверстников. В таких случаях моя задача направлена на эмоциональную поддержку робких и застенчивых учащихся.

Помимо развития музыкально-двигательных способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий и их предпосылок. Таких как:

– развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

– развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

– развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки [4].

Ценность и польза коммуникативных танцев в развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью очевидна. Поскольку разучивание не занимает много времени, их можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми – и на уроках, и на праздниках, в качестве физкультминутки и утренней зарядки. Учащиеся становятся более общительные, легче вступают в контакт, учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции у других детей, у них понижается тревожность, повышается уверенность в себе.

Чтобы музыкально-двигательные упражнения обогащали творческое развитие у учащихся, надо их предварительно подготовить к данной деятельности. Прежде всего учащиеся получают представление о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в классе (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную), реагировать на условные музыкальные сигналы [5].

После того, как дети усвоят упражнения определенного характера, на уроке вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера учащиеся учатся двигаться по-разному: под спортивный – бодро, под игрушечный – легко, шагом на носках, под военный – высоким шагом.

В музыкально-двигательной деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения.

Подбирая музыкальный материал, всегда определяю, в каких произведениях можно использовать готовую композицию и какие предложить для осуществления. Развивая творческие способности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, важно поддерживать их инициативу, стремление сочинить и показать свой танец, который бы передавал характер произведения, его особенности. В результате постоянного применения на уроках музыкально-двигательных упражнений у учащихся повышается общий тонус. Кроме того, музыкальные упражнения положительно влияют на психическое развитие. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью становятся более уравновешенными, спокойными, весёлыми, бодрыми и не такими стеснительными.

Введение комплекса музыкально-двигательных упражнений на уроках музыки способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, музыкальная коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться учащиеся с интеллектуальной недостаточностью. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь» [6].

Для создания эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке необходимо использовать:

– игровые приемы, сюжетно-ролевые игры;

– детский шумовой оркестр, с элементами танца;

– задания, направленные на развитие музыкальных способностей и творческого воображения.

Урок музыки представляет собой целенаправленное обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществлению всех видов музыкальной деятельности: слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, хоровое исполнение, вокальное пение, элементы танца под подобранный хоровой репертуар.

Очень важно обучать учащихся не только созиданию, но и восприятию высказываний. Такое обучение служит воспитанию толерантного отношения к мнению сверстников.

Так как работа по формированию коммуникативных навыков ведется уже не первый год, то могу подвести некоторые итоги:

1) повышается качество знаний учащихся;

2) вырос интерес учащихся к музыке;

3) учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится исполнять движения под песню, а активные формы обучения играют не последнюю роль в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Главная задача учителя – создать комфортную атмосферу во время урока. Отсюда вытекают требования к педагогической деятельности учителя музыки: выразительный и правильный показ движений; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к развитию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера [7].

Музыкально-творческая коммуникация – это очень сложный трудоемкий процесс, благодаря которому, учащиеся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью подходят всегда с интересом, который доставляет им радость от полученных знаний, достижений, которые они достигли на уроке. В рефлексии всегда прорабатывается с учащимися каждая часть урока. И можно сделать вывод, что, именно урок музыки включает в себя не один вид различной коммуникации.

Последовательная, систематическая работа с использованием музыкально-двигательных упражнений, развивает воображение учащихся, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслении движений. Музыка открывает для учащихся с интеллектуальной недостаточностью богатый мир добра, красоты. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет учащихся радостью.

Список использованной литературы

1. Алиев, Ю. Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству / Ю. Б. Алиев // Современные проблемы образования. – М. : Просвещение, 2017. – 237 с.

2. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии / Л. С. Брусиловский. – М. : Просвещение, 2009. – 354 с.

3. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева. – М. : Просвещение, 1989. – 240 с.

4. Ковалько, В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток / В. И. Ковалько. – М. : Просвещение, 2007. – 512 с.

5. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.

6. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М. : Малое изд. предприятие NB Магистр, 1993. – 190 с.

7. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – 328 с.