X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК. 376.112.4

 

Ахметзянова А.И. 

доцент кафедры психологии и педагогики специального образования,

к.психол.н., доцент

г.Казань, Россия

Гарайшина Н.В.

магистрант 2 курса, Казанский (Приволжский) федеральный университет

 г. Казань, Россия

РАННЯЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация. В данной статье представлен теоретический обзор, подчеркивающий значимость оказания помощи детям с задержками речевого развития (далее – ЗРР) и создания достоверной клинической картины на ранних стадиях, но и раскрывается значения существующих способов выявления уровня развития речи, диагностик и методов коррекции, которые направленны на развитие межличностного общения, стимуляцию разнообразных сфер развития ребёнка, а в особенности моторное, речевое и сенсорное развитие.

Ключевые слова: ранняя помощь, задержка речевого развития, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Akhmetzyanova A.I., Garayshina N.V.

EARLY DEVELOPMENTAL ASSISTANCE FOR A CHILD WITH SPEECH DELAY: THEORETICAL REVIEW OF THE PROBLEM

 

Abstract. This article not only emphasizes the importance of providing assistance to children with speech development delays (hereinafter referred to as OCD) and creating a reliable clinical picture in the early stages, but also reveals the significance of existing methods for identifying the level of speech development, diagnostics and correction methods that are aimed at developing interpersonal communication, stimulating various areas of child development, and especially motor, speech and sensory development.

Keywords: early help, delayed speech development, children with disabilities.

Ключевое направление развития системы образования с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – система ранней помощи таким детям и детям группы риска [3]. Среди важнейших задач воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста: развитие речи и стимулирование речевого общения. Они содержат в себе несколько специальных, частных задач: развитие, активизация и закрепление активного и пассивного словарей ребенка, совершенствование грамматической строя речи, формирование связной речи, которая, в свою очередь, как самостоятельный вид речемыслительной деятельности играет ключевую роль в процессе воспитательной и образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

У детей с ЗРР заметно снижен уровень формирования ведущих компонентов речи, таких как звукопроизношение, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, фразовая и связная речь. В связи с этим, актуальным становится раннее выявление отставания в речевом развитии и постановка грамотного диагноза, для оказания дальнейшей помощи специалистов.

Цель исследования – теоретический анализ проблемы ранней развивающей помощи детям с задержкой речевого развития.

Становление речевых функций и их модернизирование является важным аспектом всестороннего развития ребёнка, влияющим на его коммуникативные навыки, социализацию и успех в учебе. Однако у некоторых детей может отмечаться ЗРР, что требует ранней развивающей помощи для преодоления проблемы.

Ранним детством считается период от рождения до трех лет. В этот период формируются все органы и системы, благодаря которым обеспечивается полноценная жизнедеятельность ребенка. В связи с интенсивным психическим развитием возраст до трех лет – наиболее критический период для развития речи ребенка. В этот период имеются большие потенциальные возможности для коррекционно-образовательных процессов. Ключевой особенностью этого периода является пластичность мозга ребенка [5].

А. Н. Леонтьев говорил о том, что существует 4 этапа в становлении речи детей:

I ЭТАП: Подготовительный (от рождения до 1 года).

На данном этапе у ребёнка появляются первичные голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию разнообразных движений отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. В этот период происходит подготовка к самой ревой деятельности.

II ЭТАП: преддошкольный (от 1 года до 3 лет) [2].

В течение настоящего этапа у ребёнка появляются первые слова, которые завершают подготовительный и начинают активный этап развития речи, ребёнок также начинает обращать внимание на выражение лиц близких людей и начинает идентификацию эмоций. С года до 3 лет ребёнок активно повторяет то, что произносит взрослый и принимает попытки к самостоятельному проговариванию слов, которые поначалу носят обобщённый семантически недифференцированный характер, а после становятся идентификатором предмета, действия или эмоции.

III ЭТАП: Дошкольный (от 3 лет до 7 лет).

К четырем-пяти годам дети различают все звуки (фонематическое восприятие). Словарный запас увеличивается и к 6 годам достигает 3000-4000 слов. Значение слов становится более понятным. Хотя слова часто употребляются неправильно, ребенок пытается уловить логику происхождения слова. Возникает активное словотворчество. Развивается грамматический строй речи, связная речь появляется к 3 годам. К 4 годам формируются простые структуры предложений.

IV ЭТАП: Школьный (от 7 до 17 лет).

В контексте семантического образования происходит осознанное усвоение звуков речи. Дети овладевают фонетическим анализом, усваивают грамматические правила построения предложений. Возникает письменная речь.

Многими специалистами отмечается, что дети с ЗРР обладают своими уникальными особенностями в процессе онтогенеза. Эти дети часто имеют сложный неврологический статус, что отражается в их поведении. Некоторые из них проявляют гипервозбудимость и расторможенность, в то время как другие наоборот – проявляют пассивность. Уровень их внимания изменчив и нестабилен. Игровая активность у этих детей часто сводится к нецеленаправленным манипуляциям с игрушками. Кроме того, дети с ЗРР могут иметь проблемы с моторикой: плохо развиты движения рук и пальцев, отсутствует «щипцовый» захват в двухлетнем возрасте, они испытывают трудности в точности и координации движений губами и языком по примеру взрослых. Вместо полного слова такие дети часто произносят только один слог, причем обычно это ударный слог. Особенность и отличительной чертой ЗРР является стремление ребёнка к использованию открытых слогов (т.е. тех слогов, которых оканчиваются на согласную). Когда в речи ребёнка с ЗРР полностью отсутствуют словосочетания, то его словарный запас весьма скуден и насчитывает не более 150 слов, среди которых преимущественно существительные, произнося которые он может допускать пропуски звуков и перестановку слогов.

Ещё одним отличительным признаком ЗРР является неправильное звукопроизношение, которое без коррекционного воздействия может сохраняться вплоть до момента школьного возраста. Чтобы избежать подобного хода событий необходимо суметь вовремя оказать ребёнку раннюю развивающую помощь, которая является ведущим способом поддержки детей с ЗРР. Прежде всего, важно провести диагностику проблемы и определить причины задержки. Консультация специалистов, таких как логопеды или детские психологи, поможет разработать индивидуальную программу работы с ребёнком, учитывая его особенности и потребности. О. В. Цидина в своих исследованиях отмечает различные методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста, ключевыми из которых можно назвать следующие методики.

Посредством методики формирования начального детского лексикона (О.Е. Громова) возможно определить уровень сформированности устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя; определить уровень начального детского лексикона: норма, задержка речевого развития, дети группы риска.

Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, предложенные К. Л. Печора, позволяют определить уровень речевого развития ребенка: нормальное, развитие с опережением, задержанное развитие (задержка темпов развития и собственно задержка развития). Параметры методики: понимание речи, активная речь. Критерии методики: соотнесение результатов с возрастными нормативами.

Цель методики Г.В. Чиркиной – это определить уровень речевого развития детей раннего возраста. Параметры методики: строение и функционирование органов артикуляции, артикуляционный праксис (после 1 г. 6 мес.), слуховое внимание к неречевым и речевым сигналам, понимание  речи, объем пассивного и активного словаря. Критерии методики: неосложненная задержка; задержка речевого развития; грубая задержка речевого развития.

Цель методики Е.В. Шереметьевой – это определение уровеня психоречевого развития ребенка раннего возраста. Параметры методики: двигательные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие, интонационно-ритмическое развитие. Критерии методики: оценка в баллах, определение типа отклонения [7].

При обследовании детей раннего возраста основной целью специалистов является определение индивидуальных проблем в речевом развитии, для чего вначале обязательно проводится речевое и неречевое обследование. Обязательным элементом диагностики речевого развития ребенка является одновременное обследование у детского психолога.

Следующий этап – коррекционная поддержка детей раннего возраста. Для реализации данного этапа возможно использовать «Фонологическую методику развития речи» В. В. Емельянова. Цель данной разработки заключается в фонетической практике – упражнения на координацию и тренировку голоса. Содержание упражнений характеризуется общеоздоровительными профилактическим подходом. Они ориентированы на профилактику различных вирусных заболеваний, за счёт физического закаливания организма. Упражнения предполагают координацию голоса, тренировку и развитие эстетических и исполнительских качеств.

Логопедические занятия, разработанные специалистами после многочисленных исследований для детей с ЗРР, направлены на укрепление мышц, отвечающих за артикуляцию и формирование речевого аппарата, улучшение произношения звуков, скорость формирования словарного запаса и развития грамматических навыков. Такая работа может проводиться индивидуально или в группах с детьми, имеющими сходные проблемы [6].

Н. Н. Заваденко утверждает, что основным направлением коррекции нарушений формирования речи у детей является помощь ребёнку и его семье, а также медикаментозное лечение из ноотропных препаратов, ключевую роль в которой играет комплексность и единомыслие специалистов различных профилей [5].

Важно помнить так же о том, что занятиями и работой с семьёй помощь ребёнку с ЗРР не ограничивается. Помимо этого, необходимо включать в процесс коррекционной работы психосоматическую гимнастику, которая развивает все мышцы в теле ребёнка, влияет на координацию и моторику, которые в комплексе стимулируют развитие важнейших психических функций ребёнка – памяти, мышления, внимания и воображения. Совмещение и чередование напряжения и расслабления мышц положительно влияет на нормализацию процессов нейродинамики [1].

Анализ научной литературы показал, что ранний возраст является критически важным периодом для развития речи потом, что в этом возрастном периоде происходит формирование и развитие необходимых для речевой и психической деятельности знаний, умений и навыков, способствующих дальнейшему формированию личности ребёнка. Среди специалистов применяется ряд методик для исследования речи у детей раннего возраста, которые необходимы для выявления для выявления состояния детей, в будущем во многом определяющего дальнейшее развитие речи и способное спрогнозировать его будущую успешность в обучении. В своей работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо учитывать, что каждый ребёнок уникален и развивается в своём темпе. Постоянная мотивация, терпение и любовь окружающих помогут ребёнку преодолеть трудности и достичь успешного развития речи.

Список использованной литературы

1. Болдырева, Д. Л. Особенности формирования мотивации к речевому общению у безречевых детей / Д. Л. Болдырева, А. Н. Максимова, А. И. Гаврилова // Вопросы современных научных исследований : материалы Междунар. (заочной) научно-практ. конф., Кишинев, Молдавия, 17 апр. 2018 г. / Под общей редакцией А. И. Вострецова. – Нефтекамск : Научно-издательский центр «Мир науки», 2018. – С. 222–227.

2. Браудо, Т. Е. Онтогенез речевого развития / Т. Е. Браудо, М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №12. – С. 41–46.

3. Гончарова, Е. Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты / Е. Л Гончарова, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Н. Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. – № 26. – С. 24–32.

4. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.

5. Датешидзе, Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. – СПб. : Речь, 2004. – 128 с.

6. Коткова, А. В. Методы диагностики речевых расстройств у детей (обзор литературы) / А. В. Коткова, О. В. Баландина, Ж. В. Альбицкая, У. А. Насонова, О. М. Силантьева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2022. – №2. – С. 102–114.

7. Теплюк, С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет / С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика синтез, 2010. – 144 с.