X Республиканская научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376.3

Артищева Л.В.,

доцент,  канд.психол.наук

Казанского федерального университета

Нестерова С.Е.,

студентка Казанского федерального университета

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ

 

Аннотация. В статье описаны трудности в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ; психоэмоциональное состояние родителей. Рассматриваются подходы к формированию гармоничных внутрисемейных в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

Ключевые слова: психологическая помощь, детско-родительские отношения, ограниченные возможности здоровья.

Artishcheva L.V., Nesterova S.E.

FORMATION OF HARMONIOUS RELATIONS IN THE FAMILY WITH A CHILD WITH DISABILITIES

 

Abstract. The birth of a child with disabilities leads to a number of difficulties in the family and has a significant impact on the psycho-emotional state of parents. The lack of competence in the upbringing of children with disabilities leads to emotional difficulties in accepting their children by parents and causes the need for psychological assistance to this category of families. The formation of harmonious intra-family relations will have a positive impact on all its members.

Keywords: psychological assistance, child-parent relations, limited health opportunities.

В современном мире детская инвалидность является одной из самых острых проблем. Тенденция увеличивающегося роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья способствует активному развитию направлений оказания помощи этим детям во всех сферах их жизни: образование, медицина, социализация и др. Однако, куда меньшее внимание уделяется состоянию родителей, дети которых имеют нарушения в развитии. А между тем, создание благоприятных семейных условий вокруг детей с ОВЗ является одним из наиболее важных аспектов их благополучия. Создание гармоничных условий в семье с особенным ребенком окажет весьма благотворное влияние на психологическое состояние всех домочадцев.

Данная тема была затронута в трудах многих выдающихся исследователей. Л. C. Выготский в своих трудах делал акцент на значимости роли взаимоотношений в семье, воспитания детей с ОВЗ. Он отмечал, что успешность социализации детей обусловлено адекватным семейным воспитанием. Но говорить о корректном воспитании «особого» ребенка в семье возможно при условии, что ситуация с появлением такого ребенка принята членами семьи. Проблемы и трудности восприятия ребенка с ОВЗ исследовались В. В. Ткачевой и Е. А. Стребелевой [2]. Ими выявлено, что ценностные ориентации и мотивационные установки родителей ребенка с ОВЗ существенно смещаются и деформируются. В этом случае установки социальной среды не совпадают с репродуктивными установками супругов, что приводит к сильнейшим эмоциональным переживаниям и отвержению ценности особенного ребенка.

Микросоциальная среда оказывает влияние на формирование компенсаторных механизмов при различных видах нарушений развития [3].

Рождение долгожданного ребенка, создание семьи – жизненный этап человека, значимость которого трудно переоценить. И появление ребенка с ОВЗ чаще всего становится событием, приводящим к длительной смысло-жизненной фрустрации семьи. Несоответствие желаемого и действительного, продолжительная дезадаптация, ненормативный кризис – этими и другими определениями можно обозначить состояние такой семьи. Преодоление этих трудностей требует высокой адаптивности, гибкости, сплоченности семьи, ее готовности к изменению ролевой структуры и паттернов общения.

            Первостепенной проблемой, на наш взгляд, является отношение родителей к нарушению своего ребенка. Момент узнавания семьи об особенностях ребенка зачастую сопровождается непониманием, отрицанием, чувством беспомощности и отчаяния. Реагирование на нарушение, а следовательно, и поведение родителей зависит от множества факторов: уровень просвещенности в области обучения и воспитания детей с ОВЗ, уровень культуры, личностные особенности и др.

            Другой проблемой, с которой сталкиваются родители особенного ребенка, является табуирование репродуктивной функции. Происходит оно по причине сильнейшего страха перед повторением предыдущего опыта.

            Нельзя не упомянуть о том, что не только родители становятся жертвами патовой ситуации. Если в семье имеются дети помимо ребенка с ОВЗ, зачастую они оказываются лишенными внимания. Реже, но все же, порой возникает обратная ситуация: родители и другие близкие родственники из-за нежелания признавать факт рождения в их семье особенного ребенка, всячески пытаются отстраниться от него, с головой уходя в воспитание своих нейротипичных детей.

В целом, семьи с ребенком с ОВЗ более других подвержены конфликтам и распаду [1], поэтому они нуждаются в психологической и педагогической поддержке. Педагогическая помощь больше ориентирована на ознакомление родителей с необходимыми знаниями по воспитанию ребенка. Психологическая помощь может заключаться в регулярных консультациях, которые повысят самооценку родителей, снизят уровень тревожности, помогут создать здоровый психологический климат в семье. При психологической помощи родители смогут получить возможность решить свои эмоциональные проблемы, связанные с появлением в семье особенного ребенка, преодолеть трудности во взаимодействии с другими родителями, научиться конструктивным способам взаимодействия с ребенком. Психологическая зрелость родителей, гармоничность взаимоотношений, наличие комфортной микросреды в семье  способствуют успешной социализации особо ребенка, дает фундамент для его полноценного развития.

Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, заключается в следующем: родителей необходимо обучать навыкам ухода за ребенком; знакомить подготавливать их с возможными нестандартными эмоциональными и поведенческими проявлениями; обучать приемам игры и организации учебной деятельности и т.д.

Расширенное информирование о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах и возможной социализации избавит родителей от отчаянной неопределенности. Родители проходят ряд стадий принятия ситуации, находят в себе силы и ресурсы не только для оказания профессиональной и своевременной помощи ребенку, но и для поддержания своего психического здоровья.

С первых дней жизни особенного ребенка и с того момента, как выявились нарушения в его развитии, родители попадают в ситуацию стресса, неопределенности и фрустрации. Особенно это отражается на психике матери. Снизить ее напряженность возможно при переключении ее активности и внимания с переживаний проблем ребенка на преодоление этих проблем. То есть восприятие ситуации переводится с эмоционального уровня на рациональный.

Также эффективным является подход, основанный на включении родителей в коррекционно-образовательный процесс ребенка, что значимо снижает глубину и интенсивность их переживаний, нивелирует состояние фрустрации. Они лично участвуют в воспитании и обучении ребенка, в формировании его будущего.

Таким образом, основе гармоничных семейных отношений лежит обладание взрослыми определенным уровнем знаний по вопросу воспитания и взаимоотношения с ребенком. Необходимость формирования позитивного отношения у родителей к детям с ОВЗ обуславливается высочайшей степенью значимости семьи в жизни ребенка. Снять излишнюю напряженность переживаний родителей можно путем переключения с предмета переживаний на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы.

Список использованной литературы

 

1. Арутюнян, А. М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Арутюнян. — Текст: непосредственный // Санкт-петербургский вестник. – 2016. – № 11. – С. 41–43.

2. Пастухова, Л. А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта : автореф. дис. … канд. пед. наук: специальность: 19.00.07 «Педагогическая психология» / Л. А. Пастухова; Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2006. – 28 c.

3. Ткачёва, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В. В. Ткачёва. – М. : НКЦ, 2014. – 152 c.