XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Кулащик Т.И.

старший преподаватель кафедры логопедии Института инклюзивного образования  УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

РАЗВИТИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье представлены результаты теоретического анализа развития игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра. Обобщены данные об особенностях игры детей каждой нозологической группы, имеющих значение для дифференциальной диагностики нарушений развития.

Ключевые слова: игра, дошкольный возраст, дети с особенностями психофизического развития.

Kulashchik T.I.

DEVELOPMENT OF PLAY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DISORDERS OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT

Abstract: the article presents the results of a theoretical analysis of the development of play in preschool children with mental retardation, intellectual disability, and autism spectrum disorder.  Data on the characteristics of play in children of each nosological group, which are important for the differential diagnosis of developmental disorders, are summarized.

Keywords: game, preschool age, children with special needs of psychophysical development.

 

Л.С. Выготский подчеркивал роль игры как ведущего вида деятельности у детей дошкольного возраста. Игровые умения не даны ребенку от природы, а развиваются под влиянием социальных условий и обучающей роли взрослого [2]. В своем развитии игра проходит ряд этапов, каждый из которых соответствует определенному возрастному периоду.

Рядом ученых (Г.Я. Трошин, В.И. Лубовскиий, Л. С. Выготский и т.д.) сформулированы общие закономерности развития, согласно которым все дети независимо от своей принадлежности к той или иной нозологической группе, проходят одни и те же этапы развития. С другой стороны, Т.А. Власова, В.И. Лубовский указывали, что у каждой категории детей есть свои, характерные именно ей, специфические особенности развития [4].

Оценка игры различных категорий детей с особенностями психофизического развития может быть сделана на основании анализа общих и специфических закономерностей развития. В разрезе нашей статьи мы говорим о детях с задержкой психического развития, легкой интеллектуальной недостаточностью и расстройствами аутистического спектра, т.к. данные категории детей представляют особую сложность для осуществления дифференциальной диагностики.

Знание периодизации развития детской игры позволяет оценивать ее в соответствии с возрастным критерием. Знания о характерных чертах, присущих каждой нозологической группе детей с особенностями психофизического развития, делают возможным выделять и обобщать определенные признаки, соотносить их с той или иной категорией детей.

Своевременное выявление и диагностика ребенка группы риска в развитии позволяет начать раннюю коррекционную работу, таким образом, повышая ее эффективность и уменьшая появление вторичных нарушений развития.

Рассмотрим развитие игры у различных категорий детей с особенностями психофизического развития. 

У детей с задержкой психического развития становление игры проходит значительно медленнее и имеет ряд особенностей. Е.С. Слепович, изучая данную категорию детей, отмечает у них недостаточно выраженную игровую мотивацию в совместных и одиночных играх. Дети с задержкой психического развития не обращаются за помощью ко взрослому в случае затруднения, а скорее прекращают данный вид деятельности, они долго остаются на уровне ситуативно-деловой формы общения, основанной на предметно-практических операциях и ситуативно-деловых формах общения [7]. Дети с задержкой психического развития не выходят в основной своей массе на уровень внеситуативного – внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного взаимодействия со взрослыми, характерный дошкольникам детям среднего и старшего дошкольного возраста. В силу нарушения полноценного продуктивного взаимодействия со взрослыми у детей данной категории возникает отставание темпов развития игры, а также, способов действия с предметами. Часто игры детей с задержкой психического развития стереотипны, затрагивают бытовую тематику. Е.С. Слепович отмечает у них выраженные трудности с созданием воображаемой ситуации. Это сказывается на сюжетных играх: дети с задержкой психического развития не могут самостоятельно придумать и развернуть игровой сюжет, обобщить игровые действия каждого участника в целостную игровую ситуацию [7]. По мнению В.В. Лебединского, у них страдает планирование и контроль деятельности, необходимые для развития сюжетной игры [3]. Оценивая коммуникацию детей данной категории в процессе игры, необходимо отметить, что они мало взаимодействуют между собой, стремятся играть с детьми более младшего возраста, склонны к конфликтам, испытывают трудности в построении речевых диалогов.

Из вышесказанного становится очевидно, что у детей с задержкой психического развития снижена мотивация к игре, они отстают по темпам ее развития, испытывают трудности в организации и построении игрового замысла, установлении взаимоотношений между всеми участниками. Однако при организующей и обучающей помощи взрослого дети данной категории усваивают способы действия с игрушками и предметами, способны самостоятельно отображать простые сюжеты, переносить усвоенные игровые действия в новую ситуацию.

Качественное своеобразие отмечается в игре детей с интеллектуальной недостаточностью: низкий познавательный интерес, отсутствие заинтересованности в достижении игровой цели, выполнении игровых действий, мотивации к продуктивной коммуникации со взрослым, как источнику знаний. Их внимание сосредоточено на внешних признаках предмета, а не на ее игровом назначении. Дети данной категории склонны к беспредметным манипуляциям, неадекватному способу действий, отсутствию их логической последовательности [1]. Кроме того, как подчеркивает Л.С. Выготский, они безразличны к результату своей деятельности и социальной оценке со стороны взрослых. Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью лишь к концу старшего дошкольного возраста под руководством педагога способны воспроизводить отдельные элементы сюжетно-ролевой игры [2].

Таким образом, игра детей с легкой интеллектуальной недостаточностью характеризуется значительным отставанием по срокам ее развития, наличием нехарактерных способов действий с игрушками, невозможностью планирования и реализации игрового сюжета, взаимодействия с другими детьми. Вместе с тем, в процессе обучения дети выделенной группы могут удерживать кратковременный интерес, овладеть адекватными способами действия с многими игрушками, воспроизводить простые сюжеты по подражанию взрослому.

Игра дошкольников с расстройством аутистического спектра имеет качественные отличия от игры нормально развивающихся сверстников. Их действия стереотипны, многократно повторяющиеся, действия с игрушками неадекватны, не соответствуют их прямому назначению. Дети с расстройством аутистического спектра выбирают не только игрушку, но любой другой предмет, имеющий для них субъективную значимость: наличие определенной детали, тактильного свойства, внешнего признака [6].

Игра детей с расстройством аутистического спектра одиночна. Они не стремятся к продуктивному взаимодействию, не подражают деятельности взрослого или ребенка. Более того, они не понимают социального намерения другого человека, не могут предугадать его действия или поступка. Пребывание в группе других детей не делает их частью этой группы и участником совместной игры. Они могут выполнять некоторые действия так же, как и другой ребенок, однако в их действиях нет отражения общего замысла и игрового сюжета, полноценных коммуникативных отношений [6].

Согласно исследованиям В.В. Лебединского, у детей с расстройством аутистического спектра имеет место игровое замещение, которое проявляется в неспецифических действиях: они могут крутить один тот же предмет, выстраивать предметы в ряд, перекладывать их с места на место, выкладывать в определенном порядке [3]. Дети с расстройством аутистического спектра не придумывают и не разыгрывают самостоятельных сюжетов, их действия связаны с эмоционально значимым предыдущим опытом.

Таким образом, игра детей с расстройством аутистического спектра не соотносится с этапами ее развития в онтогенезе. Выраженное нарушение коммуникативных отношений проявляется в отсутствии подражания в игре, специфичности и стереотипности использования предметов, не имеющих, зачастую, прямого игрового назначения.

Все сказанное выше позволяется сделать вывод о том, что игра детей выделенных нозологических групп имеет свои характерные особенности, которые могут быть положены в основу критериев для осуществления дифференциальной диагностики.

Список использованой литературы

1. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» : пособие для психол.-пед. комис. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : Владос, 2003. – 32 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. – М. : Педагогика, 1982–1984. – Т. 5 : Основы дефектологии. – 1983. – 369 с.

3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В. В. Лебединский. – М. : Академия, 2003. – 144 с.

4. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. – 1971. – № 6. – С. 15–19.

5. Ляпидевский, С. С. Клиника олигофрении : учеб. пособие для студентов дефектол. фак-тов пед. ин-тов. / С. С. Ляпидевский, Б. И. Шостак. – М. : Просвещение, 1973. – 135 с.

6. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Теревинф, 2000. – 148 с.

7. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М. : Педагогика, 1990. – 95 с.