XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Акопян Н.И.,
доцент кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат педагогических наук, доцент
РОЛЬ АНАЛИЗА ЭМОЦИОНАЛЬНО ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации анализа эмоционально опасных ситуаций в процессе формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью. Автор приводи примеры эмоциональной опасных ситуаций, которые можно использовать на коррекционных занятиях по развитию эмоционально-волевой сферы.
Ключевые слова: эмоциональная безопасность, интеллектуальная недостаточность, эмоционально опасная ситуация, коррекционное занятие.
Akopyan N.I.
THE ROLE OF ANALYSIS OF EMOTIONALLY DANGEROUS SITUATIONS IN THE PROCESS OF FORMING EMOTIONAL SECURITY IN PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract. The article reveals the features of organizing the analysis of emotionally dangerous situations in the process of developing emotional security in primary school students with mild intellectual disabilities. The author gives examples of emotionally dangerous situations that can be used in correctional classes for the development of the emotional-volitional sphere.
Keywords: emotional safety, intellectual disability, emotionally dangerous situation, correctional lesson.
Эмоциональная сфера учащегося как индивида представляет собой значимый аспект структуры его личности. Поведение человека во многом определяется спектром его эмоций, чувств, настроений, адекватность проявления которых обеспечивает качественную социализацию. Структура социальной адаптации личности включает в себя такие компоненты, как эмоциональный, когнитивный и поведенческий. У учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью отмечается низкий уровень сформированности когнитивного компонента, что обусловлено органическим поражением мозговых структур. Это оказывает негативное влияние на проявление эмоций и выбор модели поведения в возникающих жизненных ситуациях [3; 4].
Организация коррекционных занятий по развитию эмоционально-волевой сферы в специальной школе для лиц с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает решение следующих фундаментальных задач:
– формирование умения обращать внимание на эмоциональные состояния других и себя самого;
– формирование умений понимать и правильно интерпретировать эмоции, как свои, так и чужие (радость, печаль (грусть), злость (гнев), страх, интерес, удивление, стыд, вина, обида, а также состояние спокойствие);
– формирование умений внимательно относиться к своим эмоциям, своему внутреннему миру и эмоциональному миру других (людей, животных);
– формирование умения управлять своими эмоциями, чувствами;
– формирование волевых свойств личности на доступном уровне;
– формирование основ эмоциональной безопасности через освоение приемов релаксации и через усвоение норм и правил социально одобряемого ситуационного поведения, способствующего успешности социализации и интеграции в обществе.
Решение представленных задач обеспечивается путем организации практической деятельности учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятий. Успешным примеров такой практической деятельности является анализ и проработка эмоционально опасных ситуаций, актуальных для социального опыта детей младшего школьного возраста. Рассмотрим суть понятия «эмоционально опасная ситуация» в контексте процесса формирования эмоциональной безопасности.
Эмоционально опасная ситуация – это ситуация, которая может стать провоцирующим фактором для возникновения неадекватных эмоций и, как следствие, социально неодобряемого поведения. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью в качестве такой ситуации может стать любая ситуация, которую ребенок не в состоянии правильно проанализировать и интерпретировать. Это происходит в силу низкого уровня сформированности когнитивного компонента [1]. Однако умение анализировать можно формировать на коррекционных занятиях путем проработки актуальных для учащихся эмоционально опасных ситуаций. Приведем примеры таких ситуаций:
– учащийся впадает в истерику в случае неполучения желаемого;
– учащийся проявляет агрессию в ответ на критику в свой адрес;
– учащийся не умеет обратиться за помощью в случае опасности;
– учащийся проявляет неадекватное поведение (кусается), если ему что-то не нравиться в происходящем;
– учащийся не вступает в контакт с учителем;
– учащийся плачет без видимых причин;
– учащийся не умеет радоваться;
– учащийся в любой ситуации проявляет только злость;
– учащийся проявляет аутоагрессию в случае недовольства происходящим;
– учащийся проявляет жестокое отношению к животным;
– учащийся намеренно причиняет вред комнатным растениям;
– учащийся в любых ситуациях проявляет грубость по отношению ко взрослым;
– учащийся бросает предметы в окружающих в случае неудовлетворения собственных потребностей;
– учащийся жестко подшучивает над одноклассниками;
– учащийся не умеет оказывать помощь другим;
– учащийся радуется, если другому плохо;
– учащийся перекладывает свою вину на других людей и другие [2].
Анализ таких ситуаций целесообразно включать в качестве структурного компонента основной части коррекционного занятия. Работа с эмоционально опасной ситуацией предполагает следующие этапы:
1) организация беседы в рамках обсуждения содержания ситуации: насколько учащиеся понимают, что происходит в ситуации? Насколько им знакомы эмоции, которые проявляют герои ситуации? Какие эмоции испытывают сами учащиеся относительно ситуации?
2) обсуждение моделей поведения в анализируемой ситуации: как бы поступили учащиеся на месте героев? Что бы могли посоветовать учащиеся героям ситуации?
3) инсценирование анализируемой ситуации: учащиеся выполняют в сценке функции героев искомой ситуации, демонстрируют свой вариант поведения.
Наряду с анализом эмоционально опасных ситуаций с учащимися можно прорабатывать практико-ориентированные задания, направленные на формирование компонентов эмоциональной безопасности. Приведем примеры таких заданий:
– как ты думаешь, опасно ли злиться? Покажи, как ты справишься со злостью. Бывает ли злость «хорошая»? (бывает; например, злость соперников в спортивном состязании). Продемонстрируй, как ты поможешь однокласснику, который злится (приглашу вместе поиграть, порисовать, попрыгать; попрошу помочь в какой-нибудь деятельности – раздать тетради, убрать классную доску; попытаюсь развеселить одноклассника – покажу смешной рисунок, расскажу забавную историю и т.д.);
– может ли радость быть опасной? Если твой одноклассник радуется, когда другой человек упал, это опасно? Продемонстрируй, как ты поступишь в такой ситуации. Покажи, в каких ситуациях можно радоваться, а в каких нельзя [2].
Посредством такой системы работы у учащихся формируются умения выбирать адекватную модель поведения в социально опасных ситуациях.
Успешность реализации коррекционной работы по анализу эмоционально опасных ситуаций зависит от учета в работе значимых принципов:
– онтогенетический принцип обеспечивает опору на законы формирования эмоционально-волевой сферы у детей с нормотипичным развитием и их учет в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью;
– принцип интеграции обеспечивает объединение всех структурных компонентов работы по анализу эмоционально опасных ситуаций, учет роли и функционала каждого компонента, реализацию системной деятельности с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью;
– принцип включения в деятельность обусловливает организацию на коррекционных занятиях активной практической работы учащихся с целью формирования у них конкретных умений действовать в эмоционально опасных ситуациях, защищать себя от неадекватного эмоционального реагирования. Только практическая работа дает возможность переносить сформированные умения в реальные жизненные ситуации [2].
Резюмируя выше сказанное, отметим значимость внедрения в коррекционную работу анализа эмоционально опасных ситуаций. Такой вид деятельности способствует коррекции когнитивного компонента, формированию поведенческих основ, а значит обеспечивает возможность дальнейшей успешной социализации учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Список использованной литературы
1. Акопян, Н. И. Коррекционно-развивающая работа по формированию основ эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью / Н. И. Акопян // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 76–81.
2. Акопян, Н. И. Формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Н. И. Акопян. – Минск, 2020. – 215 л.
3. Кистенева, Е. П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. П. Кистенева. – М., 2000. – 190 л.
4. Щетинина, Е. В. Особенности эмоциональной сферы детей с проблемами психического развития : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. В. Щетинина. – М., 2002. – 276 л.
Комментарии