XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Алабина Т.В.,
учитель-дефектолог МБОУ «Гимназия № 1»,
Шевырева Т.В.,
профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДНОГО МИРА ДОШКОЛЬНИКАМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ
Аннотация. В статье рассматривается традиционное содержание экологического образования в дошкольном детстве. Проводится анализ основных нормативных документов, регламентирующих дошкольное образование детей с умственной отсталостью с позиций экологического образования. Обосновывается необходимость применения экологического подхода в изучении природы дошкольниками с умственной отсталостью. Приводятся формы реализации экологического подхода в познании природы дошкольниками с умственной отсталостью.
Ключевые слова: экологическое образование, экологический подход, дошкольники, умственная отсталость, дошкольники с умственной отсталостью.
T.V. Alabina, T.V. Shevyreva
ECOLOGICAL APPROACH IN THE PROCESS OF LEARNING ABOUT THE NATURAL WORLD BY PRESCHOOLERS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract. The article examines the traditional content of ecological education in preschool childhood. The analysis of the main normative documents regulating preschool education of children with intellectual disabilities from the standpoint of ecological education is carried out. The necessity of applying an ecological approach in the study of nature by preschoolers with intellectual disabilities is substantiated. The forms of implementation of the ecological approach in the knowledge of nature by preschoolers with intellectual disabilities are shown.
Keywords: ecological education, ecological approach, preschoolers, intellectual disabilities, preschoolers with intellectual disabilities.
Экологическое образование представляет собой важную часть современного дошкольного образования. Традиционно в дошкольном возрасте экологическое образование рассматривается как процесс экологического воспитания, осуществляемый в процессе элементарного познания дошкольниками окружающей живой и неживой природы, и практическую деятельность в природном мире. Важной особенностью такой практической деятельности является то, что она должна быть направлена на формирование экологической культуры: бережного отношения природе и навыков экологически грамотного и безопасного поведения. Такой подход будет способствовать формированию у ребёнка новой системы ценностей.
С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова, ведущие специалисты РФ в области экологического образования дошкольников, подчёркивая важность экологического направления развития личности ребёнка-дошкольника писали о том, что экологическое образование «уже давно вышло на уровень методологии и философии, так как формирует мировоззрение человека, его систему ценностей и становится одним из критериев оценки перспектив развития человеческой цивилизации» [8, с. 7]. Тем не менее, авторы подчеркивают, что в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом в 2014 году, игнорируется экологическое образование дошкольников, а природа (как объект познания и средство воспитания и обучения) в тексте документа не упоминается.
В 2023 году в России утверждена Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ФАОП ДО обозначает и унифицирует ориентиры педагогической деятельности. Проанализируем экологическую составляющую Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования в отношении дошкольников с умственной отсталостью. В ФАОП ДО для детей с умственной отсталостью среди задач образовательной деятельности выдвинута задача воспитания у обучающихся основ экологической культуры, трактуемой как бережное и эмоциональное отношение к природе. В познавательной области «Социально-коммуникативное развитие» обозначено формирование основ экологического мироощущения в контексте развития адекватного восприятия окружающего мира и воспитания положительного отношения к природным объектам. Среди задач Программы воспитания, составляющей часть ФАОП ДО, выделяется воспитание экологической культуры и обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, в ФАОП среди условий для всестороннего развития обучающихся обозначено наличие экологической среды для формирования представлений о здоровом образе жизни. В характеристиках предметно-пространственной среды обозначено: «Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной» [9].
Таким образом, в Федеральную адаптированной образовательную программу дошкольного образования в отношении обучающихся с умственной отсталостью включены понятия «экологическая культура», «основы экологического мироощущения». Но, на наш взгляд, арсенал научных и практических материалов по экологическому образованию дошкольников, накопленных за период бурного развития дошкольного экологического воспитания в России (А.А. Вахрушев, О.А. Воронкевич, Е.В. Гончарова, В.А. Забзеева, Н.В. Коломина, Н.Н. Кондратьева, Л.И. Мосягина, С.Н Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, Т.Г. Туева, Т.А. Федорова, В.Н. Чернякова и др.), значительно шире.
В экологическом образовании детей с умственной отсталостью российскими учеными-олигофренопедагогами (Д.З. Аджитарова, Р.А. Афанасьева, В.А. Галкина, И.А. Гребенникова, Е.А. Гриневич, А.Р. Ибрагимова, Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева) разработаны методологические и концептуальные подходы.
В диссертации И.А. Гребенниковой [5] представлена система работы по формированию основ экологической культуры у обучающихся младших классов с умственной отсталостью. И.А. Гребенникова [5] рассматривает экологическую культуру как сложное интегративное образование, включающее в себя когнитивный, личностный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она пишет о различной степени восприимчивости школьников с интеллектуальными нарушениями к объектам природы и отмечает, что экологические представления «носят фрагментарный характер: они отрывочные и непрочные, ответы являются поверхностными… экологический опыт часто носит негативный характер» [5, с. 15].
Экспериментальное изучение И.А. Гребенниковой [5] показало преобладание пассивно-сочувственной позиции (испытывая сочувствие к природе, затрудняются в выборе активных действий) по отношению к природе у младших школьников с умственной отсталостью. Кроме того, около трети умственно отсталых первоклассников демонстрируют равнодушно-созерцательную позицию, а шестая часть учеников – негативно-деструктивную. Исследование И.А. Гребенниковой [5] показало также, что в средней школе на первый план выходит равнодушно-созерцательная позиция. Этот факт свидетельствует, что чем младше дети с умственной отсталостью, тем охотнее они взаимодействуют с природой, сопереживают ей и проявляют желание помочь растениям и животным.
Исследование Т.В. Шевыревой [11] выявило, что 58% умственно отсталых обучающихся младших классов и 44% обучающихся средних классов имеют стойкий интерес к природе, при этом их знания о природных объектах часто носят недостоверный антинаучный характер. В ходе выполнения заданий дети с интеллектуальным нарушением часто неадекватно привлекают конкретные знания, основанные на непосредственном жизненном опыте, который характеризуется примитивностью, бедностью, недифференцированностью представлений и знаний даже по отношению к предметам ближайшей повседневной действительности [11, с. 33].
А.В. Миронов разделяет понятия экологическое обучение (формирование у детей экологических представлений) и экологическое воспитание (развитие эмоционально-ценностных отношений), а экологическое образование характеризует как процесс «обучения, воспитания и развития человека (ребенка) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой» [7, с. 32].
Однако, на наш взгляд, намного важнее, чем организация педагогического процесса по реализации разнообразных экологических программ, внедрение экологического подхода в образовательную деятельность.
Экологический подход в дошкольном образовании детей с умственной отсталостью представляет собой процесс включения экологических аспектов в рассмотрении объектов живой и неживой природы, т.е. «экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии» [8].
Экологический подход реализуется, на наш взгляд, прежде всего в таких формах практической работы, которые позволяет накапливать жизненный опыт, чтобы оперировать им в ситуациях, доступных детям для осмысливания.
Следует отметить, что процесс воспитания умственно отсталых детей всегда был значимой частью коррекционного процесса, что отражено в монографии Т.С. Никандровой, Н.П. Коняевой, посвященной различным аспектам воспитательной работы. Авторы приводят следующие формы экологического воспитания: «… конкурсы знатоков природы, изготовление поделок из природного материала, беседы, экологические десанты и т.п.» [6, с. 23]. Интересен опыт штайнеровской педагогики, с которым знакомят авторы: «Для ученика обязательна работа на земле. Хотя бы раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба» [6, с. 20].
Рассмотрим экологический подход при изучении растительного мира дошкольниками с умственной отсталостью. Экологический подход при знакомстве с миром растений, на наш взгляд, предполагает изучение не только растения и его строения, но и влияния экологических факторов на его рост и развитие (световой энергии, влаги, почвы, тепла). Кроме того, важно формировать у дошкольников представления о взаимодействии природных объектов и связях между ними в биоценозах. Таким образом, изучение растений для умственно отсталых дошкольников «предполагает познание живых и неживых предметов в их взаимосвязи со средой обитания и взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, которые выступают в качестве систем, и выработка правильных форм взаимодействия с природным миром» [1, с.13].
Одной из форм организации экологического образования, иллюстрирующих экологический подход, является технология выращивания растений: «Развитие экологической культуры предполагает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивании растений и т.д. Приучение ребенка к уходу за растениями и животными формирует у него потребность в участии в общественно полезной деятельности» [2, с. 248].
Технология выращивания растений позволяет формировать представления о растительном мире не на абстрактном содержании, а на чувственно воспринимаемых детьми явлениях. Такой вид трудовой деятельности дошкольников создает благоприятные условия для формирования полноценных представлений о растительном мире. Это достигается путем создания вариативных условий для выращивания растений при активном участии в этом процессе самих детей. Выращивание растений должно быть организовано таким образом, чтобы у детей появлялась возможность сопоставлять и сравнивать наблюдаемые явления, и на этом материале делать под руководством педагога выводы и обобщения.
До реализации технологии выращивания растений у дошкольников было выявлено достаточно общее представление об уходе за растениями: большая часть дошкольников с умственной отсталостью считали, что растения нужно поливать, никто из детей не говорил о необходимости рыхления земли, никто не мог объяснить, для чего необходимо поливать растения.
Результатом применения технологии стало расширение знаний о функциях органов растений, о морфологическом строении растения, вырос познавательный интерес по отношению к растениям у дошкольников, и, как следствие, появилась потребность в новых знаниях – дети стали задавать много вопросов.
Таким образом, реализация экологического подхода к изучению растений реализуется прежде всего в практической деятельности, например, в труде по выращиванию растений. Активное участие ребенка обеспечивает накопление жизненного опыта и оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка.
Список использованной литературы
1. Алабина, Т. В. Формирование основ экологической культуры у умственно отсталых дошкольников на современном этапе / Т. В. Алабина // Специальное образование. – 2020. – № 2 (58). – С. 5–16.
2. Алабина, Т. В. Технология выращивания растений как форма развития сотрудничества между родителями и дошкольниками с ОВЗ / Т. В. Алабина, Т. В. Шевырева // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной науч.-практ. конф., Тула, 11 апреля 2024 года, редкол.: С. Н. Башинова (гл.ред.) [и др.]. – Чебоксары : ООО "Издательский дом «Среда», 2024. – С. 247-250.
3. Алабина, Т. В. Экологическое воспитание дошкольников с умственной отсталостью в контексте федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Алабина, Т. В. Шевырева // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2023. – № 4. – С. 19–26.
4. Афанасьева, Р. А. Экологическое воспитание, его возможности в повышении качества жизни дошкольников с нарушением интеллекта / Р. А. Афанасьева. – Иркутск : Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2010. – 138 с.
5. Гребенникова, И. А. Система работы по формированию основ экологической культуры у умственно отсталых учащихся младших классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. А. Гребенникова ; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. – М., 2010. – 23 с.
6. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 200 с.
7. Миронов, А. В. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. – 2015. – № 4. – С. 31–35.