XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Бекиш Е.В.

 учитель-дефектолог 2 квалификационной категории

ГУО «Детский сад № 64 г. Гродно»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь речи и движения, описывается, как изменяется традиционное занятие в дошкольном учреждении, когда используется нейротренажер, стимулирующий мозжечковую деятельность ребенка. Приведены примеры игр и упражнений для эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста на этапе автоматизации звуков.

Ключевые слова: речь, движение, мозжечковая стимуляция, автоматизация, «синдром кабинетной речи», балансировочная доска Бильгоу.

E.V. Bekish

AUTOMATION OF SOUNDS IN PRESCHOOL CHILDREN

BY BILGOU BALANCING BOARD

Abstract. The article examines the relationship between speech and movement, describes how the usual stereotypical occupation in preschool changes when a neurotrainer is used that stimulates the cerebellar activity of the child. Examples of games and exercises for effective correctional and pedagogical work with preschool children at the stage of sound automation are given.

Key words: speech, movement, cerebellar stimulation, automation, "armchair speech syndrome," Bilgow balancing board.

В современном мире дети все больше времени проводят, сидя за компьютером, телевизором, игровой приставкой, планшетом, поэтому развитие основных двигательных навыков становится все более важной проблемой. В процессе ежегодной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями стало заметно, что дети физически невыносливы, у них наблюдается моторная неловкость, нарушение координации, баланса, равновесия. Некоторые из них гиперактивны, невнимательны, импульсивны. Следовательно, коррекционная работа речевых нарушений требует больше времени.

Речь ребенка – один из основных показателей его готовности к обучению в школе. Огромное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости [6].

Ребенок в дошкольном возрасте должен очень много двигаться и познавать окружающий его мир. Ведь известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Вместе с тем формирование движений тоже происходит при участии речи [1]. Взаимосвязь движения и речи – общеизвестный факт, изученный и подтвержденный такими исследователями, как А.А. Леонтьев [2], А.Р. Лурия [3], И.П. Павлов [4] и др.

Дети, которые много двигаются и участвуют в различных подвижных играх, имеют лучший контроль над артикуляционной моторикой и голосовыми связками, что помогает более точному произнесению звуков. При активном движении ребенка мозг больше насыщается кислородом, что способствует развитию нейронных связей, отвечающих за обработку речевой информации, что в свою очередь позволяет ребенку лучше запомнить слово, словосочетание или фразу. А участие в играх с движением вместе со сверстниками помогает развивать коммуникативную функцию, тем самым улучшая речь. А если движения сочетать с речью, то улучшается слуховое, зрительное, пространственное восприятие, развивается память, слух, формируется ритм дыхания.

Одним из основных направлений в работе учителя-дефектолога с детьми в дошкольном учреждении является коррекция звукопроизношения, которая включает в себя развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановку и автоматизацию, дифференциацию звуков в речи [5].

Этап автоматизации звуков – весьма длительный и трудоемкий процесс. За годы своей практики я выделила следующие трудности в работе с дошкольниками на этом этапе. Часто на логопедических занятиях дети начинают скучать и отказываются выполнять задания и упражнения. Им не нравится работать, сидя за столом с однообразными и уже знакомыми картинками и игрушками, различными пособиями для введения звуков в речь. Поэтому основная моя задача как специалиста – изменить привычный стереотип занятия, сделать его интересным, продуктивным и неутомительным для ребенка, использовать разнообразные методы и приемы, средства, которые будут способствовать самоконтролю произносимых ребенком звуков.

Также из трудностей можно выделить тот момент, что на логопедическом занятии ребенок четко и без ошибок произносит поставленный звук, даже в связной речи, но, выходя за дверь, забывает о нем. Исходя из этого, можно сделать вывод: у ребенка возникает «синдром кабинетной речи». Это происходит потому, что при проговаривании речевого материала в кабинете на ребенка воздействует минимум отвлекающих факторов, с одной стороны, и присутствует постоянный контроль со стороны учителя-дефектолога, с другой стороны. Но как только ребенок выходит за пределы кабинета, у него появляется множество внешних раздражителей. И, конечно, следить за своей речью – это не первое и не ведущее действие ребенка в данный момент.

Сказанное выше обуславливает потребность применения нетрадиционных методов и приемов работы, основанных на двигательной активности ребенка. Это позволит стимулировать физическое и речевое развитие дошкольников, повысит активность детей на занятиях, удовлетворит естественную потребность детей в движении, и, конечно, предупредит возникновение «синдрома кабинетной речи». Изучив литературу по темам «Речь и движение», «Баланс», «Координация», «Мозжечковая стимуляция», а также опыт других специалистов в области логопедии и медицины, пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных и доступных средств для продуктивной работы в дошкольном учреждении, является балансировочная доска Бильгоу.

Балансировочная доска Бильгоу представляет собой деревянный тренажер для мозжечковой стимуляции с нескользящей поверхностью, на которую нанесена разметка разных цветов для правильного расположения ног ребенка. Эта горизонтальная поверхность устанавливается на полусферическое основание, которое может изменять угол наклона до 50о. Дополнительным оборудованием для балансировочной доски являются три цветных мешочка с крупой, три мяча (два каучуковых мяча и один кинезиологический), мяч-маятник, стойка с мишенями, напольная мишень с геометрическими фигурами разных цветов и планка для отбивания [7].

Несмотря на то что балансировочная доска Бильгоу имеет простую конструкцию, она обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции. Применяют ее многие специалисты: логопеды, педагоги и психологи – не только при наличии каких-либо нарушений у ребенка, но и для того, чтобы повысить продуктивность работы головного мозга детей, улучшить их интеллектуальное развитие и успеваемость, поскольку осуществляемое воздействие на мозжечок стимулирует интеллектуальное, эмоциональное и речевое развитие детей. Основной принцип работы: стоя на доске, нужно поддерживать равновесие и одновременно выполнять различные физические и речевые задания. Содержание этих заданий обуславливается требованием подбора заданий от простых к сложному, учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, игровой формы заданий, вариативности проводимых упражнений.

Обязательным является соблюдение техники безопасности при работе на балансировочной доске Бильгоу, поэтому учителю-дефектологу следует помнить:

  • занятия с ребенком в дошкольном учреждении с использованием доски рекомендуется выполнять с четырехлетнего возраста;
  • переносить, менять месторасположения доски можно только при отсутствии на ней ребенка;
  • при освоении балансировочной доски обязательно нужно придерживать ребенка за руку, пока он не сможет самостоятельно удерживать равновесие;
  • обеспечить ровную и нескользящую поверхность напольного покрытия, на которой будет располагаться доска;
  • рядом с балансировочной доской не должны находиться игрушки, различные предметы мебели, подоконник, батареи;
  • если работа ведется в паре ребенок-ребенок при выполнении упражнений с мячом, мячом-маятником или мешочками, смотреть за тем, чтобы дети не ударили друг друга;
  • при работе с балансировочным комплексом Бильгоу необходимо избегать опасных и травмирующих для дошкольника ситуаций, не оставлять ребенка без присмотра.

Этап автоматизации звуков с помощью балансировочного комплекса Бильгоу проводится только после  того, как ребенок полностью освоит ее без проговаривания речевого материала, научится беспрепятственно  залезать на доску и слезать с нее (первое время с помощью учителя-дефектолога); сидеть на доске по-турецки, покачиваться влево и вправо; стоять на доске, покачиваться влево и вправо; стоять на доске и  попеременно поднимать правую, а затем левую руку; стоя или сидя на доске ловить мяч, мешочек или игрушку обеими руками, а затем бросать обратно педагогу; поднимать мешочек, а затем класть его обратно одной, затем двумя руками; подбрасывать мешочек, мяч, а затем ловить его и т.д. Когда у ребенка уже сформировались вышеперечисленные навыки, можно к физическим заданиям подключать и речевую активность.

Рассмотрим виды упражнений с балансировочным комплексом Бильгоу, которые я применяю в своей практике на примере автоматизации звука [Р].

Автоматизация звука [Р] в изолированной позиции.

Ребенку необходимо на первых занятиях стоя, а потом сидя на доске развести руки в стороны и лететь на самолете, отчетливо произнося звук [Р]: Р-Р-Р. Когда учитель-дефектолог подаст сигнал (звоночком или колокольчиком), опустить руки и сделать остановку. Упражнение необходимо выполнить несколько раз.

Автоматизация звука [Р] в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных).

1.  Ребенку необходимо, стоя на балансировочной доске или сидя, попеременно перекладывать мешочек (мяч) из одной руки в другую, четко произнося слоги со звуком [Р]: РА-РА-РА. По сигналу педагога слог меняется на другой (РО, РЫ, АР, ОР, ИР, ЭР, КРА, ПРУ и. т.д.).

2.  Ребенку необходимо, стоя или сидя на балансировочной доске, подбросить мешочек (мяч) вверх и поймать его, при этом произносить автоматизируемые слоги: РА, РО, АР, ОР, ОРА, АРА, УРУ, РЛА, РЛО, АРЛ, МРА и др.

3.  Ребенок подкидывает мешочек (мяч), хлопает в ладоши и произносит слог с автоматизируемым звуком [Р]: ДРА, ДРО, ДРЫ, ДРУ, ДРЭ и др.

4.  Ребенку необходимо ударить об пол или о стену мячом и одновременно проговорить слог со звуком [Р]: КРА-КРА-КРА, КРО-КРО- КРО, КРЫ- КРЫ- КРЫ, КРЭ-КРЭ-КРЭ и др.

5.  Ребенку необходимо бросить мяч о пол одной рукой, проговорить автоматизируемый слог и поймать мяч другой рекой.

6.  Педагог бросает мяч (мешочек) ребенку и называет начало слова, а ребенку необходимо добавить слог РА, РЫ в конце: И…(РА), ИГ…(РА), ГО…(РА), НО…(РА), ДЫ…(РА), ША…(РЫ), ГО…(РЫ), ФА…(РЫ), КАД…(РЫ).

7.  Стоя или сидя на балансировочной доске, ребёнок проговаривает слоги: АР-ОР-УР-ЫР и одновременно хлопает себя по коленям.

8.  Ребенку нужно, стоя на доске, ловить мяч-маятник, повторяя за педагогом слоги: АРЛ-ОРЛ-УРЛ-ИРЛ-ЭРЛ и отбрасывать его обратно.

9.  Отбить мяч-маятник участком определенного цвета, при этом повторяя слоги за педагогом: ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ.

Все эти упражнения можно использовать не только для автоматизации слогов, но и для автоматизации слов, где автоматизируемый звук может быть в разных позициях (в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных).

Игры для автоматизации звука [Р] в словах.

10.  На стене прикреплены картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Педагог загадывает загадку, задача ребенка – отгадать загадку и бросить мяч в картинку-отгадку, стоя на балансировочной доске. На каком цветке гадают, лепесточки обрывают? (Ромашка); Пошла муха на базар и купила…(самовар); Этот гриб красивый, красный, но поверьте, он опасный. (Мухомор).

11.  Сидя на балансировочной доске (как усложнение можно развести руки в стороны), ребенку необходимо продолжить предложение. Наша старшая сестра вяжет с самого…(утра). Я сегодня утром рано умывалась из-под…(крана). Светит солнце очень ярко, бегемоту стало…(жарко).

12.  На напольной мишени необходимо разместить картинки (шары, торт, муравей, арбуз, мухомор, мороженое). Ребенок, стоя на балансировочной доске, должен послушать слова-признаки, назвать тот предмет, к которому они относятся, и ударить мячом по нужной картинке. Холодное, вкусное –   …(мороженое), маленький, трудолюбивый  …(муравей).

13.  Игра «Один-много». Педагог бросает ребенку мяч или мешочек и называет предмет в единственном числе именительного падежа. Ребенок, стоя на доске, бросает мяч обратно и называет предмет во множественном числе. Ранец -…(ранцы), рукавица -…(рукавицы), костёр -…(костры).

Игры, для автоматизации звука [Р] в словосочетаниях.

14.  Стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, ребенку необходимо попеременно перекладывать каучуковый мячик из одной руки в другую и считать до 5 или до 10 (в зависимости от возрастной категории ребенка, используя предложенный педагогом предмет. Одна ракетка, две ракетки…пять ракеток. Один барабан, два барабана…, пять барабанов…десять барабанов.

15.  Стоя или сидя на доске, удерживая равновесие, ребенку нужно назвать картинки, которые показывает педагог. Красная роза, красный помидор, оранжевый персик, круглый шар, красная краска, творожный сырок, чёрный квадрат.

Игры для автоматизации звука [Р] в предложениях, чистоговорках.

16.  Стоя на балансировочной доске, ребенку необходимо повторять предложения за педагогом и отбивать мяч-маятник планкой. Рома купил рака. Ира увидела радугу. Распустились розовые розы. Рома рубит дрова топором. Маруся кормит кур.

17.  Упражнение «Подружи слова». Педагог произносит предложения, где слова перепутаны. Ребенку необходимо произнести предложение правильно, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие. Каждое слово дошкольник отбивает мячом о пол. На, яхта, парус, красивый... (На яхте красивый парус). Ира, корзина, боровики, собирать, в… (Ира собрала боровики в корзину). С, дружит, крокодил, жираф (Жираф дружит с крокодилом).

18.  Сидя на балансировочной доске по-турецки, ребенок повторяет чистоговорки за педагогом, при этом круговыми движениями вращает су-джок между ладонями. РА-РА-РА – началась у нас игра, РА-РА-РА – кормить куклу мне пора, РО-РО-РО – у нас новое ведро, РУ-РУ-РУ – пожалейте детвору.

Игра для автоматизации звука [Р] в связной речи.

19.  Стоя на балансировосной доске и вращая вокруг себя мешочек с крупой или мячик, ребенок должен пересказать текст, прочитанный педагогом. Каролина и Артем были в зоопарке. Там они видели много разных животных. Артему особенно понравились тигры и пантеры, а Каролине – пестрые зебры и жирафы. Каролина и Артем расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные и чем их кормят в зоопарке.

20.  На доске размещены мнемотаблицы для описание определенного предмета, ребенку необходимо, стоя на доске и подбрасывая мешочки попеременно правой и левой рукой, по мнемосхеме описать предмет. Это персик, он оранжевого цвета, по форме круглый, на вкус сладкий и сочный, на ощупь бархатистый, из персика можно приготовить сок.

Использование нейротренажера, такого как балансировочная доска Бильгоу, в работе с детьми дошкольного возраста развивает двигательную сферу как в статике, так и в динамике, которая характеризуется координацией дозированных движений, нормализацией скорости и своевременной переключаемости. Этот метод работы на занятии улучшает слуховое и зрительное внимание, что в свою очередь ведет к пониманию и выполнению многоступенчатых инструкций. При правильной и поэтапной организации занятия, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, существенно сокращается продолжительность коррекционно-педагогической работы, направленной на автоматизацию звуков, устраняется «синдром кабинетной речи». Занятие с использованием доски Бильгоу становится не только эффективным, но и интересным для ребенка.

Список использованной литературы

1. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. – СПб. : Литера, 2007. – 92 с.

2. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 211 с.

3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – М. : Издательство МГУ, 1969. – 504 с.

4. Павлов, И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов. – Л. : Академия Наук СССР, 1949. – 483 с.

5. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова [и др.]. – М. : Эксмо, 2015. – 320 с.

6. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. М. : Просвещение, 1989. – 33 с.

7. Яценко, А. М. Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции Бильгоу с использованием балансировочного комплекса в работе специалистов детского сада / А. М. Яценко, Н. Н. Брусенская // Молодой учёный. – 2022. – № 33. – С. 137–140.

 

Комментарии  

# RE: Бекиш Е.В.Гутор Светлана 15.11.2024 13:24
Статья мне очень понравилась, так как давно хотела ознакомиться с играми и упражнениями с использованием балансировочной доски, которые смогу применить в своей практике.
# RE: Бекиш Е.В.Аня 15.11.2024 16:50
Статья представляет собой ценный методический материал для специалистов, работающих с дошкольниками с речевыми нарушениями. Автор удачно подчеркивает взаимосвязь двигательной и речевой активности, опираясь на научные исследования и практический опыт. Особый интерес вызывает предложение использовать балансировочную доску Бильгоу как эффективный инструмент для автоматизации звуков, что одновременно развивает координацию движений и внимание детей.

Основное достоинство статьи – ее прикладной характер. Приведенные упражнения и игры, направленные на автоматизацию звука [Р], хорошо структурированы, адаптированы к возрастным особенностям детей и содержат детальное описание последовательности действий. Это делает материал доступным для внедрения в практику учителей-дефектологов и логопедов. Интеграция физических упражнений и речевой активности решает проблему “синдрома кабинетной речи”, а также стимулирует общее развитие ребенка.

Также важно отметить, что использование балансировочной доски помогает избежать монотонности на занятиях, что особенно актуально при работе с дошкольниками. Инновационный подход автора делает процесс обучения более интересным и эффективным, развивая у детей навыки самоконтроля и саморегуляции. Подход также соответствует современным требованиям к инклюзивному образованию, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

В целом, статья представляет собой важный вклад в практику коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Она демонстрирует, как можно использовать современные методики для повышения эффективности работы с детьми с речевыми нарушениями, делая этот процесс увлекательным, безопасным и результативным.