XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Большакова А.Е.,
учитель-логопед МБДОУ Детский сад №116 «Загадка»
Градова Г.Н.,
доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат педагогических наук
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРА «УЧИМ ФРАЗЫ С 7 ГНОМАМИ» ПРИ ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ПРОСТЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлено описание результатов экспериментального обучения, направленного на формирование синтаксических конструкций простых распространенных предложений у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством фразового тренажера «Учим фразы с 7 гномами».
Ключевые слова: синтаксическая сторона речи, синтаксическая конструкция, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.
A.E. Bolshakova, G.N. Gradova
USING THE SIMULATOR "LEARNING PHRASES WITH 7 DWARFS" IN THE FORMATION OF SYNTACTIC CONSTRUCTIONS OF SIMPLE COMMON SENTENCES IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract. The article describes the results of experimental training aimed at the formation of syntactic constructions of simple common sentences in older preschoolers with ONR level III through a phrasal simulator "Learning phrases with 7 dwarfs".
Keywords: special educational conditions, syntactic side of speech, syntactic construction, sentence, senior preschool age, general speech underdevelopment, special educational needs.
Установлено, что наиболее интенсивно системой разговорного русского языка, в том числе синтаксической стороной речи, ребенок овладевает в период дошкольного детства, в то же время у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) именно ее специфика определяет ведущее проявление в структуре нарушения [1, 2].
Изучая современное состояние проблемы формирования синтаксических навыков у старших дошкольников с ОНР установили, что одним из эффективных средств является логопедическое воздействие посредством фразового тренажера [3, 4].
В рамках экспериментального обучения, направленного на формирование синтаксических конструкций простых распространенных предложений у старших дошкольников с ОНР Ⅲ уровня, нами разработан и апробирован фразовый тренажер «Учим фразы с 7 гномами», что и составило цель исследования. Мы предположили, что использование фразового тренажера «Учим фразы с 7 гномами» более эффективно при условиях:
- применения в упражнениях тренажера наглядно-графического моделирования синтаксических конструкций простых распространенных предложений посредством пиктограмм;
- включения упражнений, созданных в цифровом образовательном ресурсе LearningApps.org;
- использования элементов геймификации;
- включения тренажера в групповые логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и логопедических занятиях по развитию связной речи [3].
Дизайн фразового тренажера «Учим фразы с 7 гномами» состоит из четырех игровых полей; в инструментарий тренажера входят магнитные пиктографические и иллюстрированные карточки: черно-белые изображения слов-действий, цветные изображения гномов и слов-предметов, пиктографические схемы синтаксических конструкций предложений, при этом подлежащее определяется соответствующей пиктограммой-картинкой, сказуемое пиктограммой-стрелкой, дополнение пиктограммой-картинкой, определение пиктограммой-треугольником. Тренажер может дополняться как синтаксическими конструкциями других типов предложений, так и адаптироваться к любым лексическим темам, согласно федеральной адаптированной образовательной программы для дошкольников с ОНР, при подборе иллюстративного материала.
Для поддержания интереса старших дошкольников с ОНР в работе с фразовым тренажером оптимально включить элементы геймификации [5]. Например, разработанная нами, доска лидеров: ребенок за каждый правильный ответ получает звезду, набор определенного количества звезд соответствует уровню, показывающему продвижение ребенка в «работе с тренажером» от звания «Гном-новичок», «Гном-ученик», «Гном-мастер» до звания «Гном-профессионал».
Апробация тренажера реализовывалось на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и занятиях по развитию связной речи. Работа над конструкциями каждого типа предложения проводилась поэтапно, и включала подготовительный и основной этапы. Например, в лексической теме «Одежда», синтаксическая конструкция предложения усложнялась определением, поэтому подготовительный этап включал в себя развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже и расширение номинативного словаря по теме и словаря прилагательных и реализовывался на занятии по развитию лексико-грамматических средств языка с использованием авторских интерактивных игр в сервисах LearningApps.org. На занятии по развитию связной речи был реализован основной этап по формированию синтаксической конструкции простого предложения, распространенного определением и дополнением. Если на первом занятии каждое слово в синтаксической конструкции имело иллюстративную основу, то на втором конкретность визуализации сокращалась посредством использования графических пиктограмм. Так, подлежащее закодировано символом «уголок», сказуемое – «стрелка», а определение – «треугольник», а иллюстративный материал был использован только для обозначения дополнения. Дети знакомились с графическими пиктограммами: через ассоциативный ряд: «Только гномы могут пользоваться одеждой? Нет, а кто может еще? Все кого вы назвали – люди, а в уголке можно нарисовать человечка, это первое слово в предложении и отвечает на вопрос «кто?». Стрелкой мы обозначим движение, потому что стрелка показывает вперед и говорит, что нужно двигаться, это второе слово в предложении и слово-действие отвечает на вопрос «что делает?». Треугольником мы обозначим слово-признак, оно отвечает на вопрос «какой?».
Приведем пример использования игрового поля «7 гномов и большая стирка» при формировании синтаксической конструкции простого предложения, распространенного определением и дополнением. Детям предлагаются иллюстрации предметов одежды. Ребенок по образцу логопеда выбирает предмет одежды, крепит его в нужное окошко на игровом поле, подбирает к графическим пиктограммам слова и составляет предложение. Как усложнение, закрепление порядка слов синтаксической конструкции простого предложения: детям предлагается набор иллюстраций и пиктограмм в измененном порядке. Ребенку необходимо исправить порядок и составить правильное предложение. Дети используют в качестве подлежащего слова: «мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра», логопед может предложить детям вспомнить героев сказок, мультфильмов, чтобы предложение получилось интереснее. Дети соревнуются в составлении самого интересного предложения. Тем самым, дошкольники с ОНР с опорой на схему предложения при многократном выполнении задания усваивают синтаксическую конструкцию простого предложения, распространенного определением и дополнением.
Результаты контрольного эксперимента показали, что применение фразового тренажера «Учим фразы с 7 гномами», в системе логопедической помощи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР способствует формированию навыков составления простых распространенных предложений у старших дошкольников с ОНР, однако еще наблюдаются трудности с составлением предложений с однородными членами и восстановление порядка членов предложения из слов-стимулов, данных в измененном порядке, что требует дальнейшей работы и расширения инструментов фразового тренажера «Учим фразы с 7 гномами».
Таким образом, созданные специальные образовательные условия, такие как, применение в упражнениях тренажера наглядно-графического моделирования синтаксических конструкций простых распространенных предложений, с включением упражнений, созданных в цифровом образовательном ресурсе LearningApps.org и использованием элементов геймификации на групповых логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и и развитию связной речи, повышают эффективность логопедического воздействия по формированию синтаксических конструкций простых предложений у старших дошкольников с ОНР.
Список использованной литературы
1. Башмакова, С. Б. Особенности нарушений грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Б. Башмакова, С. А. Максимова // Вестник гуманитарного образования. – 2017. – № 2. – С. 31–35
2. Большакова, А. Е. К постановке проблемы изучения синтаксической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. Е. Большакова, Г. Н. Градова // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи: Сборник научных трудов XV Международной студенческой научной конференции, Архангельск, 15 фев.–15 марта 2023 г. ; редкол.: И. А. Каркавцева (гл. ред.) [и др.]. – Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2023. – С. 20-27.
3. Большакова, А. Е. Анализ подходов к формированию синтаксических навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. Е. Большакова, Г. Н. Градова // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи: сб. науч. тр. XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2024, Москва, 15 окт. 2023 г. – Архангельск: Северный, 2024. – С. 32-38.
4. Вишнякова, К. М. К вопросу формирования умений построения предложений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. М. Вишнякова, В. В. Якушева // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 73–79.
5. Фомин, М. А. Применение онлайн-сервисов для геймификации обучения / М. А. Фомин, Н. Е. Садовиков, В. И. Жидков // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 8–2 (38). – С. 12–17.
Комментарии