XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Васильчик И.К.,

учитель начальных классов ГУО «Гродненская специальная школа-интернат №2»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация. В статье представлена организация проектной деятельности в школе-интернате с учащимися с нарушением слуха. Перечислены основные методы обучения ребят данной категории проектной деятельности, педагогические задачи, которые успешно решаются путём её использования, а также    возможные виды проектов и этапы организации представленной деятельности. Акцентировано внимание на необходимости создания конечного продукта-результата проектной деятельности школьников. Сделан вывод об эффективности и результативности метода проектирования в разностороннем развитии и социализации детей со слуховой депривацией и целесообразности его использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: проектная деятельность, учащиеся с нарушением слуха, коммуникативные навыки, познавательная деятельность, коллективная деятельность.

 

Vasilchik I.K.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES WITH HEARING IMPAIRED STUDENTS

Abstract. The article presents the organization of project activities in a boarding school with students with hearing impairment. The main methods of teaching children in this category of project activities, pedagogical tasks that are successfully solved by using it, as well as possible types of projects and stages of organizing the presented activities are listed. Attention is focused on the need to create the final product-the result of the project activities of schoolchildren. The conclusion is made about the effectiveness and efficiency of the design method in the versatile development and socialization of children with auditory deprivation and the expediency of its use in the educational process.

Key ords: project activity, students with hearing impairment, communication skills, cognitive activity, collective activity.

Дети, имеющие нарушение слуха, которые обучаются в школе-интернате отличаются от своих слышащих сверстников. Снижение слуха влечёт за собой отклонение в формировании речи, тормозит развитие всех важных психических процессов, таких как: память, мышление, внимание, воображение. Снижение слуховых функций накладывает отпечаток на развитие коммуникативных умений и навыков у детей данной категории, ставит их в специфические условия существования в социальной среде и приводит к ограничению общения с окружающими. Это ведёт к нарушению познания, так как одним из важнейших способов передачи информации является устная речь.

К сожалению, стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений, затрагивающих познавательную деятельность и развитие личности ребёнка в целом. Как правило, у детей с нарушением слуха прослеживается целый комплекс негативных состояний: это прежде всего замкнутость, желание общаться только с себе подобными, неуверенность в своих действиях, страх перед выполнением какого-нибудь задания, боязнь быть непонятными и неуспешными. У многих ребят со слуховой депривацией развивается патологическая зависимость от взрослых, находящихся рядом, так как они испытывают трудности в восприятии информации. У них плохо развито умение работать самостоятельно, искать информацию, применять знания на практике. Также дети с нарушением слуха испытывают трудности в социализации и адаптации в слышащем обществе.

Перед педагогами школы-интерната всегда стоял вопрос: как помочь таким детям? Как из неуверенных, закомплексованных ребят вырастить гармонично развитую личность, способную в будущем полноценно взаимодействовать с обществом.

Одной из первостепеннейших задач, стоящих перед школой-интернатом, является создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся с нарушением слуха. Педагоги школы-интерната прикладывают все усилия, чтобы каждый учащийся   был успешен, несмотря на свои особенности и трудности, которые они испытывают при обучении. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь» - таков девиз практически всех учителей школы-интерната, которые стараются процесс обучения сделать интересным, занимательным, доступным, и социально значимым для школьников со слуховой депривацией.

Коррекционная направленность обучения школьников с нарушением слуха предполагает поиск новых форм и методов обучения, направленных на развитие слухового восприятия, коммуникативно-речевой компетенции, познавательной активности, творческого мышления, а также на формирование потребности самостоятельно приобретать знания через умения работать с дополнительной литературой, использовать возможности интернета. Поэтому, педагоги школы-интерната, на ряду с применением традиционных форм и методов обучения детей с нарушением слуха в своей педагогической деятельности широко используют и новые, более эффективные современные технологии.  Достойную нишу среди них занимает метод проектной деятельности, который способствует развитию всех вышеперечисленных качеств учащихся. Хочется акцентировать внимание на том, что методы, которые по своей сути являются деятельностными, для детей с нарушением слуха являются самыми результативными, так как обучение идёт через деятельность. Деятельность является основным стержнем, вокруг которого развёртывается речевое развитие, что очень важно для детей со слуховой депривацией. Ценность данного метода заключается ещё и в том, что проектная деятельность для данной категории детей   предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса механического запоминания к самостоятельному приобретению знаний учащимися при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволяет ребёнку с нарушением слуха «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить большой объём информации. В этом состоит главная цель работы над проектом.

Использование метода проектной деятельности позволяет педагогам школы-интерната решить ряд педагогических задач:

  • Развитие учебной мотивации школьников и повышение интереса к предмету.
  • Формирование у учащихся с нарушением слуха умений самостоятельно приобретать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
  • Формирование способности у данной категории детей организации своей деятельности, грамотно планировать своё время, умения работать коллективно и в группах, взаимодействовать со всеми участниками проекта.
  • Активизация познавательной деятельности и творческих способностей школьников с нарушением слуха, а также развитие психических процессов, таких как: критическое и словесно-логическое мышление, усидчивость, память и др.
  • Обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, стимулирование коммуникативной деятельности, развитие диалогической и монологической речи обучающихся с нарушением слуха.
  • Эффективное развитие остаточного слуха и слухового восприятия учащихся.
  • Нестандартное, интересное, занимательное проведение уроков.

Следует отметить, что организация проектной деятельности в школе-интернате осуществляется с учётом психофизических и речевых возможностей учащихся с нарушением слуха, и коллективная деятельность является приоритетной. Такой вид деятельности   для детей имеет немаловажное значение, поскольку ребёнку со слуховой депривацией очень важно научиться общению и общаться. Именно коллективная деятельность развивает у детей с нарушением слуха умения выразить свои желания, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность поможет в дальнейшем подготовиться им к активной жизни в социуме.

Проектный метод — это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной). Еще одним ценным качеством метода проектной деятельности является вовлечение всех участников образовательных отношений: библиотекаря, воспитателя, учителя-дефектолога, учителя физической культуры и здоровья, учителя ритмики, педагога-психолога, педагога социального, в том числе, и родителей к совместной деятельности.

Как и любой другой вид творческой деятельности, проект очень сложен для детей с нарушением слуха, так как в основе его лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский опыт. Поэтому все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию учащихся, а проблемы проекта или исследования должны находиться в зоне их ближайшего развития.

При организации проектной деятельности с учащимися с нарушением слуха необходимо учитывать возрастные, психофизические, индивидуальные и речевые возможности обучающихся. Ведущая, направляющая и контролирующая роль принадлежит учителю, так как одной из серьёзнейших проблем учащихся с нарушением слуха является слабое умение работать с информационными источниками, трудность выбора из огромного количества необходимой информации. Также проблемой для ребят данной категории является восприятие текста.  Поэтому педагогу необходимо корректировать, редактировать, адаптировать текстовую информацию, представленную учениками согласно их индивидуальным возможностям. Знания не должны подаваться в готовом виде, необходимо создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся и самостоятельного выполнения задания под контролем учителя. Работа с применением метода проекта должна строиться по принципу усложнения: от простого к сложному. Результатом проектной деятельности обязательным является создание конечного продукта, так как видимый результат приносит огромное удовлетворение учащимся, способен повысить самооценку, веру в себя и вызвать желание работать над другим проектом. В процессе презентации продуктов деятельности у детей с нарушением слуха формируются навыки адекватной оценки собственных результатов, умение оценивать друг друга.

Основными методами обучения учащихся с нарушением слуха проектной деятельности являются: наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, изучение интернет-ресурсов, иллюстрирование, просмотр презентаций, видеофильмов. По временным рамкам можно выделить: краткосрочные (2-5 уроков), среднесрочные (от 2 недель до 2 месяцев), долгосрочные.

Как показывает практика чаще всего с детьми с нарушением слуха используют следующие виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико- ориентированные проекты.

При организации проекта рекомендуется соблюдать следующие этапы: подготовительный (погружение в проект), организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов, рефлексия.

      Хочется отметить тот факт, что по затратам времени метод проектирования является довольно трудоёмким, но при этом является отличным инструментом повышения качества усвоения материала учащимися с нарушением слуха.

        Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод: метод проектной деятельности актуален и очень эффективен. Его целесообразно использовать в работе с детьми с нарушением слуха.

Список использованной литературы

1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Васильев, В.И. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, №9. С.177-180.

3. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – М.: Владос 2001, 288с.