XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Градова Г.Н.,
доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», канд. пед. наук
Цветикова Ю.С.,
воспитатель МБДОУ №87
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОРФЕМНОГО СПОСОБА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлены результаты изучения морфемного способа словообразования глаголов у дошкольников с нарушениями речевого развития. Описана методика его формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования при использовании предметно-схематичных моделей и предметных условных заместителей элементов модели.
Ключевые слова: словообразование глаголов, морфемный способ словообразования глаголов, дошкольники с общим недоразвитием речи, специальные образовательные условия, предметно-схематические модели.
Gradova G.N., Tsvetikova Y.O.
VISUAL MODELING AS A MEANS OF FORMING A MORPHEMIC WAY OF VERB FORMATION IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract. The article presents the results of studying the morphemic method of verb formation in preschoolers with speech development disorders. The method of its formation in older preschoolers with general speech underdevelopment through visual modeling using subject-schematic models and subject conditional substitutes for model elements is described.
Keywords: verb formation, morphemic method of verb formation, preschoolers with general speech underdevelopment, special educational conditions, subject-schematic models.
Теоретически установлено, что дошкольный возраст наиболее значимый период для успешного усвоения грамматической системы родного языка, в том числе словообразовательной, которая у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет специфику разной степени выраженности [1, 2].
Нами изучены навыки словообразования глаголов морфемным способом у дошкольников с ОНР на основе оценки владения ими 21 морфемой на материале 64 слов-стимулов. По итогам проведенного исследования проанализировано 22 протокола, выполнен количественный и качественный анализ экспериментальных данных, который позволил констатировать, что у старших дошкольников с ОНР III уровня наибольшие трудности вызывают задания, требующие образования нового глагола приставочно - суффиксальным способом; образование глаголов при помощи продуктивных приставок оказалось наиболее доступным, чем при помощи простых приставок; характерны трудности в подборе производящей основы для образования нового глагола. В частности, у старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены следующие особенности словообразования глаголов:
- приставочным способом: с простыми приставками - подбор антонима к предложенному глаголу (терять – найти); повторение производящего слова без изменения (прятать – прятать); употребление с частицей НЕ (рисовать – не рисовать); пропуск приставки и называние существительного вместо глагола с приставкой (крошить – крошки, вместо накрошить); замена приставки (рисовать – порисовать, вместо нарисовать); с продуктивными приставками - употребление глагола без приставки (прыгнуть, вместо запрыгнуть, клеить, вместо приклеить); замена приставки (слететь, вместо улететь); замена приставки целым словом (перестать цвести, вместо отцвести);
- суффиксальным способом: неправильный выбор суффикса (капризный – капризить, капризновать, вместо капризничать); изменение окончания слова вместо употребления суффикса (ночь – ночью, вместо ночевать); подбор существительного к слову-стимулу, вместо глагола (совет – советник / советчик, вместо советовать); употребление уменьшительно-ласкательной формы слова (желтый – желтенький, вместо желтеть);
- приставочно-суффиксальным способом: неправильный выбор суффикса при сохранении значения приставки (побеседить, вместо побеседовать); трудности в дифференциации значения слов со сходными приставками (прочитать, вместо перечитать); замена производящей основы слова (беседа – поразговаривать, вместо побеседовать; отзеленеть, вместо пожелтеть) [4].
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали необходимость создания специальных образовательных условий по формированию навыка словообразования глаголов морфемным способом у старших дошкольников с ОНР III уровня. Таковым определили наглядное моделирование. Мы предположили, что формирование морфемного способа словообразования глаголов у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством наглядного моделирования будет эффективнее при условии использования предметно-схематичных моделей, в которых, как известно, существенные компоненты и их связи обозначаются при помощи предметов -заместителей и графических знаков [3]. Главные компоненты словообразовательной модели — это морфема и производящее (исходное) слово, которые обозначены при помощи условных заместителей, предметных символов, картинок, кодирующих глагол и геометрических фигур.
Работа осуществлялась последовательно на 3 этапах: подготовительном, основном и заключительном. Так, на подготовительном этапе дошкольников с ОНР знакомили с понятием «слово», обозначив полоской картона с границами слова и с понятием «часть-помощник», закодировав морфему приставка в пиктограмму “девочка с платочком”, напоминающую пиктограмму “приставка” при морфемном разборе; морфему суффикс пиктограммой “мальчик в цилиндре”, напоминающей пиктограмму “суффикс” при морфемном разборе; каждая пиктограмма - «часть-помощник» подписана морфемой, которую обозначает; учили различать морфему (“часть-помощник”) и “слово”. На основном этапе учили моделировать слова-действия и узнавать части-помощники; подводили дошкольников к пониманию, что слова и морфемы (“часть помощник”) можно соединять друг с другом с целью образования нового слова (учили моделировать новые глаголы морфемным способом). В содержании этапа предусмотрена реализация дидактических игр с использованием моделирования – «Заколдуй слова», «Назови часть-помощник», «Волшебники». Стимульный материал: приставки – -в, -у, -вы, -при, -пере, -по, -под, -до, -от, -за, -об, -про; суффиксы – а, -и, -е, -ова, -ева. На заключительный этапе закреплялись полученные навыки словообразования глаголов морфемным способом в дидактической игре с использованием наглядного моделирования «Лото. Составляем слова-действия», в состав которой включены: 7 игровых полей с моделями слов (по 10 моделей слов на приставочный и суффиксальный способы словообразования глаголов; 9 моделей слов на приставочно-суффиксальный способ словообразования); 4 набора с моделями морфем (приставки, суффиксы, приставки + суффиксы) – всего 54 морфемы, закодированные пиктограммой «девочка с платочком» – морфема приставка; пиктограммой «мальчик в цилиндре» – морфема суффикс. Игровое поле на каждый способ словообразования представлено в определенном цвете: приставочный способ – зеленый цвет; суффиксальный способ – голубой цвет; приставочно-суффиксальный способ – розовый цвет [5].
Игровые действия: перед детьми выставляется игровое поле, например, для словообразования глаголов, приставочным способом, где обозначены границы слов и места для присоединения морфем (“часть-помощник”). Ребенок берет фишку, называет выпавшее слово-действие, кладет его на такую же картинку игрового поля (пример – глагол ЛИТЬ), затем берет приставку, закодированную пиктограммой «девочка с платочком», называет ее и присоединяет к исходному слову (пример – приставка ПО), называет получившееся слово целиком (пример – слово ПОЛИТЬ). Далее дети по очереди проигрывают то же самое. По завершению игры дошкольники еще раз называют все получившиеся слова на игровом поле лото. Рекомендуем уточнять у детей значение полученного слова и составлять с ним предложения.
Для закрепления навыков словообразования глаголов морфемным способом с использованием образовательного сервиса LearningApps.org нами разработан и посредством QR-кодов предложен родителям банк игр – «Создавай новые слова (приставки и суффиксы)», в которые они могут поиграть с ребенком (данный сервис открытый и бесплатный, необходим только доступ в интернет).
Обобщенные результаты контрольного эксперимента свидетельствует о том, что применение метода наглядного моделирования с использованием предметно - схематичных моделей и предметных условных заместителей элементов модели слова, действительно стало тем специальным образовательным условием, которое положительно повлияло на становление навыков словообразования глаголов морфемным способом у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Список использованной литературы
1. Градова, Г. Н., Кунникова О. Н. Исследование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В сборнике: Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. Сборник научных трудов. ФГАОУ ВПО САФУ им. М. В. Ломоносова. Архангельск, 2021. С. 114–120.
2. Джафарова, А. В. Формирование навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Джафарова, Л. В. Калашникова, Е. Е. Шепелева // Инновационная наука. – 2021. – № 11-2. – С. 91-93.
3. Малетина, Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 64-68.
4. Цветикова, Ю. О. К постановке проблемы изучения навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. О. Цветикова, Г. Н. Градова // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи: Сборник научных трудов XV Международной студенческой научной конференции, Архангельск, 15 февраля – 15 2023 года. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2023. – С. 129-134.
5. Цветикова, Ю. О. К постановке проблемы формирования навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. О. Цветикова, Г. Н. Градова // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи : Сборник научных трудов XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – 2024, Москва, 15 октября 2023 года – 08 2024 года. – Архангельск: Северный, 2024. – С. 132-138.