XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Жолнерик И.А.,
учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №5 г. Волковыска
Сычевская М.С.,
заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №5 г. Волковыска»
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования математических игр и упражнений на уроках математики, в коррекционно-педагогической работе, направленных на создание полноценной основы для усвоения математических знаний и умений с учетом знания функциональной организации мозговой деятельности, что позволит активизировать структуры функциональных блоков мозга, обеспечит интегративную деятельность мозга, повысит потенциальные возможности учащихся с трудностями в обучении для усвоения математических знаний и умений и создаст полноценную основу для дальнейшего обучения.
Ключевые слова: математические игры и упражнения, учащиеся с трудностями в обучении, усвоение математических знаний, умений и навыков на 1 ступени обучения, электронный образовательный ресурс.
Zholnerik I.A., Sychevskaja M.S.
FORMATION OF MATHEMATICAL KNOWLEDGE AND
SKILLS AMONG STUDENTS WITH LEARNING
DIFFICULTIES VIA THE USE OF ELECTRONIC LEARNING TOOLS
Abstract. The article examines the possibilities of using mathematical games and exercises in math lessons, in correctional and pedagogical work aimed at creating a full-fledged basis for mastering mathematical knowledge and skills, taking into account knowledge of the functional organization of brain activity, which will activate the structures of functional blocks of the brain, ensure integrative brain activity, increase the potential of students with learning difficulties for mastering mathematical knowledge and skills and will create a full-fledged basis for further education.
Keywords: mathematical games and exercises, students with learning difficulties, brain activity, mastering mathematical knowledge, skills and abilities at the 1st level of education, electronic educational resource.
Инклюзивное образование является попыткой мотивировать детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) на обучение без страхов и неудобств, придать им уверенности в собственных возможностях. Дети с ОПФР, в частности с трудностями в обучении, нуждаются в полноценном развитии своего потенциала. Для реализации этих задач очень важно разработать средства, которые одновременно могут быть и универсальными для всех детей, и индивидуальными, так как важно учитывать различные особенности каждого из них. Именно такими возможностями обладает электронный образовательный ресурс «Математика. Сборник игр и упражнений», разрабатываемый в рамках инновационного проекта «Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с трудностями в обучении на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений», в реализации которого принимают участие педагоги государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г. Волковыска». Цель инновационной деятельности – повышение уровня сформированности математических знаний и умений у учащихся с трудностями в обучении на I ступени общего среднего образования на основе применения методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.[3]
В процессе работы изучена литература по теме, создана «Методическая копилка математических заданий для усвоения математических знаний и умений в условии интегрированного обучения», представлена разработка электронного средства обучения «Игры для учащихся IV класса с трудностями в обучении».
Существует ряд веских причин в пользу применения электронных образовательных ресурсов для детей с трудностями в обучении:
– социальный аспект – важность обучения лиц с ОПФР ключевым навыкам ИКТ с целью их подготовки к пониманию своей роли в обществе;
– педагогический аспект – совершенствование качества обучения детей с трудностями в обучении с помощью ИКТ [1].
Использование ИКТ в образовании повышает уровень и качество получаемых знаний. Конечно, ИКТ не являются решением всех проблем образования, но они значительно ускоряют процесс доступа к информации. Также они позволяют детям с трудностями в обучении стать полноценными и равноправными участниками образовательного процесса.
Применение ИКТ решает следующие задачи образования детей с трудностями в обучении:
– активизирует внимание;
– повышает восприятие учебного материала;
– повышает степень индивидуализации и дифференциации в обучении;
– повышает эффективность обучения;
– облегчает интеграцию учащихся в информационное общество;
– развивает мышление и память учащихся.
Также стоит отметить, что использование ИКТ на учебных занятиях делает их более интересными и запоминающимися для детей, что, в свою очередь, улучшает восприятие даже более сложного учебного материала. Появляется возможность создать открытую систему образования, которая обеспечит каждого ребенка с трудностями в обучении собственной траекторией обучения, и организовать эффективную систему управления информационно-методическим обеспечением образования.
Использование ИКТ на уроках для детей с трудностями в обучении позволяет организовать новые формы взаимодействия в процессе обучения, повысить доступность восприятия учебного материала, расширить сферу самостоятельной деятельности детей, снизить затраты на организацию и проведение учебного процесса за счет переноса некоторых функций с педагога на электронные средства обучения, а также повысить уровень индивидуализации и дифференциации обучения.
Для обеспечения образовательного процесса был разработан образовательный ресурс «Genially» «Математика. Сборник игр и упражнений» (автор И.А. Жолнерик) в форме интерактивной книги, созданный на основе приложения. Образовательный ресурс отвечает принципам научности, доступности, наглядности, сознательности и активности. Безопасен, эстетичен. Представленный материал соответствует возрастным особенностям учащихся, учебной программе специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении по предмету «Математика» на I ступени общего среднего образования». Используя данный образовательный ресурс, учитель может активизировать познавательную деятельность учащихся, проверять знания, умения и навыки, организовывать индивидуальную дифференцированную работу на уроке, заинтересовывать обучающихся.
Книга имеет интерактивную навигацию. Со страницы «Содержание» можно перейти к играм, задачам, упражнениям, направленным на развитие вычислительных навыков. Интерактивные упражнения разработаны на основе сервиса LearningApps.org, конструктора интерактивных игр и заданий Wordwall, Umaigra.com, Learnis, Genially.
Разработанные задания имеют яркое оформление, разнообразные анимированные картинки. Это позволяет сделать процесс овладения знаниями умениями и навыками занимательным, увлекательным. Каждое задание сопровождается подробной и понятной инструкцией. Для удобства пользователей задания содержат подсказки, облегчающие процесс выполнения упражнений. Предусмотрена и возможность проверки правильности выполнения заданий.
Материалы образовательного ресурса «Математика. Сборник игр и упражнений» рекомендуются для использования:
- педагогам I ступени общего среднего образования, работающим с детьми с трудностями в обучении, в качестве дополнительного учебного материала на разных этапах урока по предмету «Математика» и во внеклассной работе;
- учащимися с целью проверки знаний и умений по учебному предмету «Математика», развития познавательного интереса, учебной мотивации в ходе самостоятельной работы.
Материалы электронного образовательного ресурса «Математика. Сборник игр и упражнений» можно легко интегрировать в основной учебный процесс в качестве дополнительного обучающего инструмента, который можно использовать на различных этапах урока в школе, а также в самостоятельной работе учащихся дома. Имеется возможность редактирования, изменения и дополнения упражнений и игр, размещённых в интерактивной книге.
Большое значение для эффективности данной работы приобретает ее систематический характер. Реализация методики коррекционно-педагогической работы представляет собой преемственную работу на уроках и коррекционных занятиях. Применение данной разработки позволит активизировать структуры функциональных блоков мозга, обеспечить интегративную деятельность мозга, что повысит потенциальные возможности учащихся с трудностями в обучении для усвоения математических знаний и умений и создает полноценную основу для дальнейшего обучения.
Список использованной литературы
1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб. : Питер, 2008. – 320 с.
2. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов / В. В. Гладкая. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 112 с.
3. Крюковская, Н. В. Использование нейропедагогического подхода при формировании счетных операций у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I классе (в помощь педагогу) / Н. В. Крюковская // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 6. – С. 3–9.