XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Комарова С.Н.,

учитель-логопед МБДОУ №172, магистрант ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ

Аннотация. В статье представлена разработанная программа констатирующего эксперимента, направленная на исследование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Также разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, включающая серию упражнений с использованием приёмов геймификации для формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены данные контрольного эксперимента.

Ключевые слова: звуковой анализ, звуковой синтез, геймификация, тяжелые нарушения речи, старший дошкольный возраст.

Komarova S.N.

FORMATION OF SOUND ANALYSIS AND SYNTHESIS SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS USING GAMIFICATION TECHNIQUES

Abstract. The article presents a developed program of a ascertaining experiment aimed at studying the skills of sound analysis and synthesis in older preschoolers with severe speech disorders. A formative experiment program has also been developed and tested, including a series of exercises using gamification techniques to form sound analysis and synthesis skills in older preschoolers with general speech underdevelopment of level III. The data of the control experiment are presented.

Keywords: sound analysis, sound synthesis, gamification, severe speech disorders, senior preschool age.

В период старшего дошкольного возраста начинается активная подготовка к обучению в школе. Особое внимание педагоги уделают речевой готовности к обучению, которая подразумевает, освоение навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ — «это навык мыслительного разложения слова на составляющие части или мысленное выделение отдельный звуков, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам» [3]. Звуковой синтез — «это навык соединения отдельных звуков в одно слово с последующим узнаванием его смысла» [3].

В логопедической практике выделяют следующие навыки звукового анализа и синтеза: определение фонемы в слове; гласного и согласного звуков в начале, конце и середине слова; определение последовательности, количества, места звука в слове; объединение звуков в слово [5].

У старших дошкольников с ОНР III уровня данные навыки формируются в более поздние сроки или не формируются без логопедической помощи. Это определяет необходимость включения в логопедическую коррекцию направлений работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Для определения содержание логопедической работы необходимо предварительно детально изучить каждый навык звукового анализа и синтеза, выделив проблемные зоны. В литературе представлены различные варианты методик, направленных на исследование звукового анализа и синтеза. С учетом цели исследования, опираясь на особенности целевой группы была разработана программа собственного исследования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников седьмого года жизни с ОНР III уровня. При разработке программы использовались методические рекомендации Мазановой Е.В. и Иншаковой О.Б.

Программа исследования звукового анализа и звукового синтеза у дошкольников 6-7 лет с ОНР состоит из 2 диагностических серий. Серия 1 включает 12 экспериментальных заданий, исследующих звуковой анализ. Это умение выделять гласный и согласный звук на фоне слова, в начале слова, в конце слова, в середине слова; определять последовательность звуков в слове, количество звуков в слове, место гласного и согласного звука в слове. Серия 2 включает 2 экспериментальных занятия, направленных на исследование звукового синтеза: соединение звуков в слово; составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

По результатам выполнения каждого задания в серии была сформирована качественная и количественная оценка: от 0 до 2 баллов. По сумме набранных баллов в каждой серии определяется уровень сформированности навыка звукового анализа и синтеза: высокий, выше среднего, средний и низкий.

Для выявления и описания особенностей навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 года жизни с ОНР III уровня по разработанной авторами программе. В исследовании приняли участие 24 воспитанника МБДОУ Детского сада No123 г. Архангельска, из них 12 детей с нормальным речевым развитием и 12 дошкольников с ОНР III уровня.

Анализ результатов экспериментальных данных первой серии программы исследования, позволяет отметить, что больше половины дошкольников с ОНР демонстрируют низкий (34%) и средний (58%) уровни сформированности звукового анализа. В то время как большинство их сверстников без нарушений в речи показывают уровни высокий (67%) и выше среднего (33%).

При выполнении экспериментальных заданий, направленных на исследование сложной формы звукового анализа детьми, было допущено большее количество ошибок, чем при осуществлении проб на оценку сформированности навыков элементарного звукового анализа.

Анализ результатов экспериментальных данных второй серии программы исследования позволяет отметить, что большая часть испытуемых с ОНР демонстрирует средний (50%) и низкий (42%) уровни сформированности звукового синтеза. Дети, не имеющие нарушений в речевом развитии с заданиями 2 серии, справлялись лучше, показав преимущественно уровни высокий (25%) и выше среднего (58%)

Обращает внимание, что выполнение заданий на оценку сформированности навыка звукового синтеза детям с ОНР доступно только при применении наглядности.

Большинство дошкольников с ОНР затрудняются при выполнении всех экспериментальных заданий второго блока, что говорит о недостаточно сформированном навыке звукового синтеза.

Проведенное исследование позволило отметить следующие характерные особенности звукового анализа и синтеза дошкольников 6-7 лет с ОНР III уровня:

- навыки звукового синтеза сформированы недостаточно, затруднение вызывает синтез звуков в правильной и нарушенной последовательности;

- навыки элементарного звукового анализа сформированы в соответствии с возрастной нормой, т.к. являются онтогенетически более ранними;

- сложные навыки звукового анализа формируются замедленно с ошибками в определении последовательности, количества и места звуков в слове.

Выявленные особенности навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР подтверждают и уточняют теоретические положения о необходимости целенаправленной логопедической работы по формированию и коррекции данных навыков. Анализ методологических подходов, собственная профессиональная практика свидетельствуют о том, что отработка этих навыков часто сложный и однотипный процесс. В результате дети дошкольного возраста часто теряют к нему интерес, снижается работоспособность, нарушается концентрация внимания, наблюдается интеллектуальная истощаемость, что приводит к снижению продуктивности логопедической работы. Для устранения выявленного противоречия был осуществлен теоретический поиск средств и приемов, которые помогут ввести игровую, мотивирующую ситуацию в трудный обучающий процесс.

Геймификация в контексте образования – «это интеграция технологий игры, её элементов и дизайна в обучающий процесс, способствующая эффективному изменению способа организации образовательного процесса, и приводящая к увеличению уровня вовлеченности и мотивации обучающихся, концентрации и активизации внимания в процессе решения учебных задач» [4].

Необычные приемы геймификации повышают интерес детей, мотивируют их на выполнение упражнений, создают эмоционально положительный настрой, повышают работоспособность, обеспечивая повышение эффективности логопедической помощи.

Второй этап – введение приемов геймификации в логопедический процесс. С этой целью разработана серия упражнений, направленных на формирование навыков сложных форм звукового анализа и навыков звукового синтеза у старших дошкольников с ОНР. Она включает в себя 11 упражнений, реализуемых с использованием приёмов геймификации.

Серия 1 – упражнения, направленные на формирование сложного навыка звукового анализа.

В представленную серию входя упражнения, которые позволяют отработать заявленные навыки с использованием приемов геймификации:

1.1. навык определения последовательности звуков в слове («Шифр для шпиона», «Баскетбол со звуками»);

1.2. навык определения количества звуков в слове («Чей домик?», «Сундук с сокровищами»);

1.3. навык определение места звука в слове («Путь через болото», «Звуковой магазин»);

1.4. составление звуковой схемы слова, («Подбери картинку», «Динозаврики»).

Серия 2 – упражнения, направленные на формирование навыка звукового синтеза.

В данную серию включены упражнения, которые позволяют отработать заявленные навыки с использованием приемов геймификации:

2.1. навык соединения последовательного соединения звуков в слово («Поле чудес»);

2.2. навык соединения звуков в слово, данных в нарушенной последовательности («Морской бой»).

Упражнения, предложенные в серии 1 и 2, построенные в соответствии с принципом «от простого к сложному». Сначала детям предлагаются более легкое упражнение, второе задание с повышенным уровня сложности. Проводятся упражнения на фронтальном или подгрупповом занятии учителя-логопеда, длительность реализации 5-6 минут.

Серия 3 направлена на закрепление формируемых наввков.

3. Закрепление навыков сложной формы звукового анализа и звукового синтеза («Звуковая башня»). Упражнению на закрепление «Звуковая башня» отводится целое занятие.

При проведении упражнений используются следующие приемы геймификации:

1) накопление (наклейки-бонусы);

2) наглядное оформление с использованием значимых для детей героев (мультфильм «Смешарики»), авторских игровых наборов («сундук пирата», пиратские корабли, баскетбольные кольца и т.п.);

3) соревнование, в некоторых упражнениях дети делятся на команды. Победившая команда получает больше бонусных наклеек.

Каждое упражнение с приемами геймификации включало в себя игровые элементы, наглядный материал которых был подобран с учетом изучаемого на логопедическом занятии звука и с учетом предпочтений детей, что способствовало активному включению детей в коррекционно-развивающий процесс. При верном выполнении задания дети получали наклейки-бонусы, которые приклеивают на индивидуальные карточки-накопления, чтобы при её заполнении обменять на приз.

Призы могут быть не только материальными. В нашем случае это были наклейки-карточки «собери животное». Карточку с животным дети могли выбрать самостоятельно при заполнении всех окошечек карточки-накопления, что тоже являлось мотивирующим моментом: чем раньше ребенок заполнит свою карточку-накопления, тем из большего числа карточек ему предоставляется выбор.

Все упражнения с приёмами геймификации можно использовать многократно, модифицируя под темы логопедических занятий.

Ниже представлено описание авторских и модифицированных упражнений.

1.1 «Шифр для шпиона»

Перед каждым ребёнком лежат картинка и количество кубиков равное количеству звуков в слове, изображённом на картинке. Задачей детей является последовательно называть звуки в слове, при этом, называя первый звук, указывать пальчиком на первый кубик, называя второй – на второй и т.д. Дети указывают пальчиком на кубики с лево на право, тем самым проверяя себя, опустили/добавили ли они звуки в анализируемом слове. Первое слово можно разобрать совместно.

Применяется накопительный приём – за верное выполнение задания дошкольники получают наклейки–бонусы, после чего они приклеивают их на карточку «накопления».

1.1 «Баскетбол со звуками». Дети делятся на 2 команды, которым присваиваются баскетбольные корзины. Перед каждым членом команды лежит картинка, в названии которой ребёнок называет все звуки последовательно. Учитель-логопед по очереди спрашивает по одному дошкольнику из команды. Если ребёнок верно выполняет задание, педагог выдаёт ему карточку баскетбольного меча, которую ребёнок забрасывает в баскетбольное кольцо противоположной команды. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество заброшенных мячей.

Применяются соревновательный приём – игра в командах. Победившая команда получает больше бонусных наклеек. А также накопительный приём – каждый член команды победителей получает по 2 штуки наклеек-бонусов, а участники второй команды – по одной, после чего дети приклеивают их на карточку «накопления».

1.2 «Чей домик?»

Логопед вывешивает на доску в один ряд «домики» с окошечками от 3 до 6 и выдаёт дошкольникам кубики и картинки животных, которых нужно «расселить» по данным домикам.  Дошкольники с помощью кубиков определяют количество звуков в названии животного, после чего смотрят, со сколькими окошечками домик ему соответствует.

Применяется накопительный приём – за верное выполнение задания дошкольники получают наклейки–бонусы, после чего они приклеивают их на карточку «накопления».

1.2 «Сундук с сокровищами». Учитель-логопед ставит сундучок на стол и рассказывает, что пират забыл пароль от сундука и не может достать свои сокровища, поэтому ему нужна помощь. Педагог называет слово, а дошкольники определяют количество звуков в нём. Так учитель-логопед называет от 3 до 7 слов, чтобы получить код от сундука и записывает цифры на доске, после чего открывает сундук.

Применяется накопительный приём – за верное выполнение задания дошкольники получают из сундука наклейки–бонусы, после чего они приклеивают их на карточку «накопления».

1.3 «Путь через болото». Каждому дошкольнику выдаётся звуковая линейка. Учитель-логопед вывешивает картинку на доску и произносит название слова и звук, место которого нужно определить. Если звук слышится в начале слова, то ребенок ставит фишку в первое окошечко звуковой линейки; если в середине – во второе; если в конце – в третье, тем самым помогая персонажу перебраться через болото.

Применяется накопительный приём – за верное выполнение задания дошкольники получают наклейки–бонусы, после чего они приклеивают их на карточку «накопления».

1.3 «Звуковой магазин»

Всем дошкольникам выдаются звуковые линейки, на которых изображен кружочек в начале, в середине или в конце слова. Учитель-логопед вывешивает на доску картинки с заданным звуком, который находится в разных позициях. Дети определяют, к какой картинке подходит их звуковая линейка-денежка, после чего по очереди подходят к учителю-логопеду и «покупают» картинку, объясняя, почему выбрали именно её.

Применяется накопительный приём – за верное выполнение задания дошкольники получают наклейки–бонусы, после чего они приклеивают их на карточку «накопления».

1.4 «Подбери картинку». Учитель-логопед перед каждым ребёнком выкладывает по 3 картинки и кубики (цвета: каркасный, сини, зелёный), соответствующие порядку звуков в звуковой схеме одного из 3 представленных на картинках слов. Ребёнок подбирает нужную картинку и объясняет свой выбор, тем самым осуществляя характеристику звуков.

Применяется накопительный приём – за верное выполнение задания дошкольники получают наклейки–бонусы, после чего они приклеивают их на карточку «накопления».

1.4 «Динозаврики»

Работа в парах. Учитель-логопед выдаёт дошкольникам фигурки динозавриков красного, синего и зеленого цвета. Задача дошкольников: составить звуковую схему слова, изображенного на картинке, объясняя, почему именно таким цветом обозначили звук.

Применяются соревновательный приём – игра в парах. Победившая пара получает больше бонусных наклеек. А также накопительный приём – каждый член пары победителей получает по 2 штуки наклеек-бонусов, а остальные дошкольники – по одной, после чего дети приклеивают их на карточку «накопления».

2.1 «Поле чудес». Учитель-логопед заранее вывешивает картинки зашифрованного предложения, переворачивая их лицевой стороной к доске. Детям объясняется, что они попали на «Поле чудес», но, чтобы открыть карточки им нужно разгадать слово, которое им загадал педагог, называя последовательно все звуки.

Применяется накопительный приём – за верное выполнение задания дошкольники получают наклейки–бонусы, после чего они приклеивают их на карточку «накопления».

2.2 «Морской бой». Дошкольники делятся на две команды. Команда пиратов и команда моряков. Перед ними на доску вывешиваются два корабля. Детям объясняется, что ядра перепутались, и чтобы сделать выстрел их нужно собрать в нужном порядке, для этого нужно разгадать загаданное слово. Если слово разгадано верно, детям даётся ядро, которым они закрывают одну из пушек противоположной команды. Та команда, которая быстрее закроет все пушки противника, одерживает победу и получает приз. До начала упражнения с детьми разбирается совместный пример.

Применяются соревновательный приём – игра в командах. Победившая команда получает больше бонусных наклеек. А также накопительный приём – каждый член команды победителей получает по 2 штуки наклеек-бонусов, а участники второй команды – по одной, после чего дети приклеивают их на карточку «накопления».

3. «Звуковая башня»

На столе стоит заранее собранная башня из брусочков («Джанга»), на которых написаны задания для обобщения знаний сложной формы звукового анализа и звукового синтеза, представленных выше. Дошкольники по очереди вытягивают по одному брусочку из башни так, чтобы она на разрушилась, после чего учитель-логопед зачитывает с него задание, а ребёнок выполняет его. Затем следующий по очереди дошкольник вытягивает брусочек, и так по кругу.

Применяются соревновательный приём – чем больше ребёнок верно выполнит заданий, тем больше он получит наклеек-бонусов. А также накопительный приём – за каждое верно выполненное задание ребёнок получает наклейку-бонус, после чего дети приклеивают их на карточку «накопления».

На третьем этапе была проведена апробация предложенной серии упражнений с использованием приемов геймификации для оценки ее эффективности. Исследование навыков звукового анализа и синтеза после проведенной логопедической коррекции осуществлялось по программе диагностики, указанной первом этапе.

Отметим, что у детей с ОНР после реализации серии упражнений с приемами геймификации отмечается положительная динамика. Теперь большая часть старших дошкольников находится на высоком (42%) и выше среднего (33%) уровнях сформированности навыков звукового анализа.

Никто из детей не показал низкий уровень, в то время как на начало логопедической работы такие дети составляли 34%. При оценке сформированности навыков звукового синтеза после проведения логопедической работы также выявлена положительная динамика. Большая часть старших дошкольников смогли продемонстрировать высокий (33%), выше среднего (34%) и средний (33%) уровень. Низкий уровень, в отличие от результатов первичной диагностики, не показал никто.

Таким образом, использование приёмов геймификации является эффективным при формировании навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР. Предложенная серия упражнений может быть рекомендована к использованию в работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы

1. Быкова, С. Н. Исследование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Быкова, И. С. Ляпина // ЭВРИКА-2023: Сборник научных статей XХ Международной научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов, Гродно ГрГУ им. Янки Купалы 03.10.2023, № 0019/03102023. – отв. ред. Ю. Ю. Гнездовский ; редкол.: Ю. Ю. Гнездовский [и др.]. – Гродно ГрГУ им. Янки Купалы 2023. – С. 239-243. Режим доступа: https://elib.grsu.by/doc/100682.

2. Быкова, С. Н. Особенности навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников седьмого года жизни с общим недоразвитием речи / С. Н. Быкова, И. С. Ляпина // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи: Сборник научных трудов XV Международной студенческой научной конференции, Архангельск, 15 февраля – 15 2023 года. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2023. – С. 27-35. 

3. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ /Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой, М.: Владос, 2010;

4. Комарова, С. Н. Использование приемов геймификации при формировании навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.: ВКР по НП/спец. / С. Н. Комарова; научный руководитель И. С. Ляпина; Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, ВШППИФК. – 2024. – 89 с.

5. Комарова, С.Н. Использование элементов геймификации при формировании навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Комарова, И. С. Ляпина // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи : Сборник научных трудов XVI Международной студенческой научной конференции, Архангельск, 15 октября 2023 года – 08 2024 года. – Архангельск: Северный, 2024. – С. 55-62. 

6. Титова, С. В., Чикризова К. В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-psihologodidakticheskiy-imeto dicheskiy-potentsial.