XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Комиссарова Ю.Ф.,

учитель ГУО «Средняя школа №22 имени И.П. Бохана г. Гродно»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ГЕТЕРОГЕННЫХ ГРУППАХ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения инновационных технологий в гетерогенных группах обучающихся на уроках иностранного языка на 1 ступени обучения, что оказывает системное влияние на формирование предметных знаний, умений и навыков и создает полноценную основу для дальнейшего обучения в условиях инклюзивного подхода.

Ключевые слова: инновационные технологии, гетерогенные группы, иностранный язык, инклюзивный подход.

Komissarova Y.F.

FEATURES OF THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN HETEROGENEOUS GROUPS IN AN INCLUSIVE APPROACH

 

Abstract. The article examines the issue of the use of innovative technologies in heterogeneous groups of students in foreign language lessons at the 1st stage of education, which has a systemic effect on the formation of subject knowledge, skills and creates a full-fledged basis for further education in an inclusive approach.

 Keywords: innovative technologies, heterogeneous groups, foreign language, inclusive approach

Отличительной чертой современного образования является нарастающая гетерогенность контингента в учреждениях образования. В исследованиях и публикациях последних лет понятие «гетерогенные группы» используется в контексте инклюзивного образования, которое рассматривается как вовлечение всех людей в образовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социально-экономического статуса.

В Энциклопедическом словаре педагога гетерогенный класс имеет следующее определение: «класс, состоящий из детей разного уровня развития, разного возраста, разного отношения к учебной и иной деятельности. К гетерогенным классам относятся разновозрастные классы воскресных школ, участники празднеств, коллективы кружков и секции» [1, с. 172]. 

Иследователи Шадрова и Тихомирова рассматривают гетерогенную группу обучающихся как «общность детей, обучающихся совместно (в одном классе, школе, учреждениях дополнительного образования) и отличающихся по интеллектуальным, физическим, психических, гендерным, религиозным, возрастным, социальным и иным признакам. Организация образовательного процесса в таких группах предполагает, кроме создания инклюзивной среды (макроуровень), реализацию технологий обучения и сопровождения гетерогенных групп учащихся таким образом, чтобы были удовлетворены потребности каждого ребенка (микроуровень)» [7, с. 171]. Еремкин и Иванюк под гетерогенной группой понимают «совокупность учеников класса, характеризуемых каким-либо общим признаком, отличающим данную группу от других учащихся и существенно влияющим на успешность овладения учебной деятельностью» [3, с. 355].

Таким образом, обобщая предложенные определения понятия «гетерогенность», приходим к выводу, что это совокупность показателей, отражающих степень многообразия общества, она отражает наиболее видимые формы разнообразия, к таким относятся пол, национальность, вероисповедание, социальное положение и прочее. Гетерогенность можно и нужно рассматривать как культурное и социальное многообразие обучающихся не как проблему, а как дополнительную возможность для успешной социализации и полноценной реализации потенциала каждой личности.

На законодательном уровне в новой редакции Кодекса об образовании Республики Беларусь закреплен принцип инклюзии и выделяются различные группы учащихся, нуждающихся в особом подходе при организации педагогического взаимодействия и получении качественного образования. Соответственно, перед системой образования стоит задача создания инклюзивной среды, трансформирующей традиционные представления о формах и методах работы с обучающимися гетерогенной группы. Возникает необходимость поиска новых путей развития образовательной среды так, чтобы обучающиеся из гетерогенных групп смогли развивать свои способности наравне со всеми в условиях инклюзивного подхода, который учитывает их особые потребности.

Сама идея инклюзии подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а система должна быть готова к включению любого ребенка.

Современное учреждение образования отражает все черты общества, в том числе и гетерогенность, следовательно, педагоги в современной школе имеют дело со всеми аспектами разнообразия: особенности психофизического развития, дети с расстройствами аутистического спектра, дети-инвалиды, дети-сироты, и дети из социально неблагополучных семей, одаренные и высокомотивированные дети и др. в различных комбинациях (например, особенности психофизического развития плюс одаренность и прочее), следовательно, педагогам необходимо научиться оперативно и профессионально грамотно реагировать на постоянно меняющийся контингент учащихся: подбирать методы и формы работы с учетом всех аспектов разнообразия участников образовательного процесса.

Если  проанализировать существующую более 20 лет практику интегрированного обучения и воспитания, то возможно выделить следующие проблемные моменты: образовательная среда не всегда учитывает потребности каждого обучающегося; обучающийся приспосабливается к условиям обучения (учреждению образования, классу, педагогу); ребенок с особенностями психофизического развития часть учебных занятий проводит вне основного класса, и сами педагоги не всегда профессионально подготовлены к работе с данной категорией обучающихся.

Обновление сети учреждений дошкольного и общего среднего образования не просто дань моде, а государственная стратегия Республики Беларусь. В Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является  возможным,  несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как  механизм  обеспечения  равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями. При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку [6].

Основной целью инклюзивного образования является избегание социальной сегрегации детей с ограниченными возможностями здоровья и возможности их участия в жизни образовательного учреждения, а также общества в целом, однако, неоднородность или многообразие воспринимаются каждым участником образовательного процесса на  основе  критериев, которые  зависят  от  социальных  норм,  индивидуального  опыта, субъективного сознания и личных интересов.

Доктор педагогических наук А.Д. Гонеев выделяет особенности, свойственные данной категории обучающихся как отличающихся «низкой познавательной активностью, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью создает серьезные трудности в обучении и развитии», «легко отвлекаются на посторонние раздражители», «сложность задания, необходимость выполнения большого объема работы, вызывают состояние нервозности» [2, с. 75].

Таким образом, работа с гетерогенными группами, требующими дифференцированного и личностно-ориентированного подхода, подразумевает владение педагогом определенными компетенциями: знание возрастной психологии, особенностей данной категории детей, владение различными методиками преподавания учебного предмета, а также способность к быстрой адаптации учебного материала для решения конкретной задачи, что является необходимым условием для эффективности учебного занятия.

Разработка и внедрение современных эффективных подходов к организации совместного образовательного процесса нормотипичных детей и детей с особенностями психофизического развития, способствует развитию профессиональной компетентности педагогических работников, что соответствует содержанию Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Использование современных технологий особенно актуально при изучении учебного предмета «Иностранный язык», учебной программой которого предусмотрено «достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: сформированность качеств поликультурной личности, владеющей системой гуманистических ценностных ориентаций и способной осуществлять межличностное общение в контексте диалога культур; знание национально-культурных ценностей своей страны и стран изучаемого языка; умение представлять свою страну в условиях иноязычной межкультурной коммуникации», а при организации образовательного процесса, в соответствии с, педагог «обязан руководствоваться основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся по соответствующей теме с учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе» [5].  

Применение  инновационных технологий позволяет педагогу не только увидеть потенциал каждого обучающегося, но и обеспечить психологический комфорт на учебном занятии (возможность индивидуализации обучения с учетом психических, физических и познавательных особенностей личности); осуществить «мягкий» контроль в процессе освоения учебного материала в приемлемом для ребенка темпе; спланировать смену видов деятельности (говорение, восприятие и понимание речи на слух, письмо, чтение), а также  разнообразие типов заданий (сопоставление, трансформация, подстановка, диктант, сравнение, анализ и прочее).

Использование электронных образовательных ресурсов, как средств, способствующих «повышению мотивации обучающихся к изучению учебных предметов, построению их образовательной траектории, формированию технической компетентности и информационной культуры всех участников образовательного процесса» рекомендовано для  всех учреждений общего среднего образования [4].

 Однако, соблюдая требования нормативных документов, необходимо принимать во внимание гетерогенность групп обучающихся нашей школы (17% - дети с особенностями психофизического развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра; 0,7% - дети-инвалиды, 4,5% - дети-сироты и дети, находящиеся на опеке; 28% -  дети из неполных и социально неблагополучных семей), так как использование готовых материалов,  является нецелесообразным. Специфика работы с данной категорией учащихся обусловила необходимость создания собственных электронных образовательных ресурсов для проведения учебных занятий в каждом интегрированном и специализированном классе, в том числе на 1 ступени обучения.

В настоящее время существует множество сайтов, обучающих  программ, мобильных приложений, онлайн-конструкторов, сервисов Web 2.0, электронных словарей, коллекций готовых разработок по каждому учебному предмету, в том числе по учебному предмету «Иностранный язык»: LearningApps (рекомендованный дистанционным всеобучем для учителя (e-asveta.adu.by) как универсальный ресурс для создания собственных интерактивных заданий или использования уже готовых упражнений), StudyStack, Wordwall, FlikTop и другие.

В настоящее время существует огромное количество различных техник, с помощью которых можно изучать и запоминать новую лексику, однако карточки до сих пор не теряют своей актуальности и считаются одним из самых эффективных способов запоминания. Один из зарекомендовавших себя с положительной стороны сервисов, который позволяет представить учебную информацию в виде набора карточек -  - Quizlet. Карточки можно представить в следующих видах: «термин – дефиниция / понятие»,  «термин – перевод», «термин – изображение», «термин – синоним/ антоним», «фразеологизм по частям». Преимуществом данного сервиса является аудиовизуальная поддержка каждой карточки, что способствует быстрому запоминанию нового лексического и грамматического материала и формированию коммуникативных навыков обучающихся посредством восприятия и понимания речи на слух. Сервисом также предусмотрен выбор формы работы с материалом: учебные режимы (изучение, заучивание, режим письма, тестирование) и игры, обеспечивающие разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения, повторения, закрепления учебного материала.

В режиме изучения обучающиеся видят все карточки, и в процессе изучения переворачивают их, чтобы усвоить термины и понятия.

В режиме заучивания веб-сервис генерирует индивидуальный план обучения, основанный на результатах овладения материалом модуля. Чтобы завершить этап, необходимо дважды правильно ответить на каждый вопрос, если обучающийся допускает ошибки, то неверно названные термины будут предлагаться для повторения снова и снова. По итогам прохождения каждого этапа все термины будут классифицированы по уровню овладения ими на: «знакомые» означает, что учащийся ответил правильно один раз, а «усвоенные» – два раза без ошибок. В данном режиме можно отслеживать прогресс учащихся и получать уведомления от приложения.

В режиме письма предлагается понятие или изображение термина и оценивается уровень освоения материала и количество ошибок в написании. Когда учащийся завершает первый этап, режим письма автоматически переводится на следующий этап, в котором будут встречаться только те вопросы, в которых были допущены ошибки или неточности. Чтобы завершить этап режима письма и ознакомиться со своими результатами, необходимо два раза правильно ответить на каждый вопрос. В режиме тестирования Веб-сервис автоматически генерирует разные варианты тестов: соответствия (matching), множественный выбор (multiple choice), верно – неверно (true/false), заполнение пропущенных слов (fill the gap). В режиме игры «Подбор» обучающиеся соревнуются, подбирая правильные определения к терминам.

Сервис отличается от схожих тем, что все данные можно импортировать в Word, Excel, что предоставляет возможность педагогу анализировать результаты выполнения заданий и наблюдать динамику уровня знаний каждого обучающегося с последующим внесением необходимых коррективов в образовательную траекторию.

Созданные на платформе ресурсы доступны с любого цифрового устройства: компьютера, смартфона, планшета как для самих обучающихся, так и для их родителей (с целью повторение  и/или закрепление пройденного материала, освоения лексических единиц и грамматических конструкций по изучаемой теме ввиду отсутствия на учебных занятиях из-за длительной болезни и др.). Каждое задание является частью модуля по определенной теме («Семья», «Свободное время» и др.) и включает в себя разделы «Лексика» и «Грамматика», а также серию интерактивных упражнений разного уровня сложности (в том числе аудиовизуальные) с автоматической коррекцией. Весь разработанный материал соответствует Программе, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

Список использованной литературы

1. Безрукова, В. С.  Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. – 937 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/wp-content/uploads/2024/09/osnovy-duhovnoj-kultury-jenciklopedicheskij-slovar-pedagoga-bezrukova-v.s..pdf. – Дата доступа: 16.09.2024.

2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.

3. Иванюк, Н. С. Подготовка учителей начальной ступени обучения к работе с гетерогенными группами учащихся / Н. С. Иванюк, Ю.Л.  Еремкин // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: матер. 6-й междунар. науч.-практ. конф., к 100-летию РГУ им. С.А. Есенина. – Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2014. – С. 354-359.

4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году» / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск :  [б. и.], 2024. – 64 с.

5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск :  [б. и.], 2024. – 26 с.

6. Концепция  развития инклюзивного образования лиц  с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск :  [б. и.], 2015. –17 с.

7. Шадрова, Е. В. Формирование профессиональной готовности педагога к работе с гетерогенными группами обучающихся / Е. В. Шадрова, Е. Л. Тихомирова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 171–175. – [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95657.htm. – Дата доступа: 16.09.2024.