XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Кухарева М.В.,
учитель ГУО «Специальная школа г. Гродно»
РАЗВИТИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития арифметических способностей у обучающихся второго отделения специальной школы по средствам использования дидактических игр. Приведем примеры некоторых игр, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся второго отделения на учебных занятиях по предмету элементы арифметики. Дано обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: дидактическая игра, интеллектуальная недостаточность, арифметические способности, коррекция нарушений, учебные занятия.
Kukharava M.V.
THE DEVELOPMENT OF ARITHMETIC ABILITIES IN STUDENTS OF THE SECOND DEPARTMENT OF A SPECIAL SCHOOL BY MEANS OF USING DIDACTIC GAMES
Abstract. The article is devoted to the problem of the development of arithmetic abilities in students of the second department of a special school by means of using didactic games. Here are examples of some games that contribute to the activation of cognitive activity of students of the second department in the classroom on the subject elements of arithmetic. The substantiation of the effectiveness of the use of didactic games in teaching students with intellectual disabilities is given.
Keywords: didactic game, intellectual disability, arithmetic abilities, correction of violations, educational activities.
В настоящее время увеличивается количество детей с интеллектуальной недостаточностью, нуждающихся в специальном образовании. Интеллектуальное развитие детей нарушается под влиянием определенных факторов, в том числе органического поражения центральной нервной системы. Формирование и развитие арифметических навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью решает одну из ключевых задач образования – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся.
Обучение элементам арифметики организует и тренирует учащихся, способствует формированию таких черт характера, как аккуратность, усидчивость, развивает трудолюбие и умение доводить любое начатое дело до конца.
Исследования дефектологов (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной) показали, что у детей с интеллектуальной недостаточностью имеются своеобразные отклонения в развитии познавательной сферы, которые характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью запаса знаний и представлений, низкой интеллектуальной активностью. Все это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, в овладении счетом, элементарными вычислительными навыками и особенно в решении арифметических задач (М.В. Ипполитова, Г.М. Капустина, Т.В. Егорова).
Для успешного обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью второго отделения специальной школы необходимо, чтобы они были заинтересованы, увлечены, внимательны и активны в своей учебной деятельности.
Работая с учащимися с интеллектуальной недостаточностью, убеждаешься, что таким учащимся требуется особый подход со стороны педагога. Характерные признаки ребенка, который долго думает, не умеет читать и имеет плохую память, являются его неспособность сосредоточиться на задании, дослушать его до конца и продумать его суть, то есть что и как делать. Нередко ребенок улавливает только начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач.
Внимание учащихся второго отделения специальной школы характеризуется неустойчивостью, легкой отвлекаемостью и недостаточной концентрацией на предмете. Поэтому при обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо исключить влияние посторонних раздражителей из-за низкого уровня развития их восприятия. Это связано с отсутствием у учащихся практического и теоретического опыта. При работе с такими учащимися, педагог должен учитывать тот факт, что информация, которую он дает учащимся, не всегда достигает цели. Всю информацию, которую дает учащимся необходимо снова и снова.
Принимая во внимание развитие арифметических способностей учащихся второго отделения можно сказать, что дети с интеллектуальной недостаточностью делают больше обобщений более общего типа. Огромное влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки, поэтому с учащимися второго отделения необходимо работать тщательнее, усерднее. Учащиеся не запоминают наименования цифр, путаются в операциях «сложения» и «вычитания», тяжело ориентируются в пространстве и многое другое. Им тяжело переключаться с одной умственной операции на другую, нужен отдых. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми пользуется педагог, учащимся невозможно воспринимать материал.
Математическая память у учащихся второго отделения находится на низком уровне. Навыки пространственного представления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью также недостаточно развиты. Поэтому обучение элементам арифметики должны быть увлекательными и занимательными. При этом следует учитывать и личные особенности учащихся и включать упражнения для снятия напряжение.
Одним из эффективных средств, позволяющих вызвать интерес к предмету элементы арифметики и повысить эффективность обучения, являются дидактические игры. Как говорил К.Д. Ушинский: «Для дитя игра – игра действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может войти по сложности ее явлений и интересов».
Согласно Л.С. Выготскому, игра – источник развития личности, которая и создает зону ближайшего развития: «По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игры можно назвать обучающей деятельностью, т.е. деятельностью определяющей развитие ребенка». Таким образом, дидактические игры являются основой для успешного развития арифметических навыков у учащихся второго отделения специальной школы.
Дидактические игры - сложное и многогранное явление. Они помогают сделать изучение учебного материала увлекательным и создают приподнятое рабочее настроение. Дидактические игры являются эффективным средством закрепления навыков, так как дают учащимся возможность многократно отрабатывать необходимую тему, благодаря своей динамичности, эмоциональности и заинтересованности.
В процессе игры учащиеся второго отделения незаметно для себя выполняют множество арифметических действий, упражнений на счет, сравнение множеств и чисел и т.д.
Дидактические игры – это игры с правилами, специально созданные педагогом для обучения и воспитания учащихся. Они призваны не только решить конкретную задачу обучения учащихся, но и показать развивающие и педагогическое воздействие игровой деятельности. А.В. Запорожец подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактическая игра как игровой метод обучения.
С помощью игровой деятельности педагог передает определенные знания, формулирует идеи и обучает игре учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Такие дидактические игры используются для обучения элементам арифметики и других предметов.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:
- учебное;
- игровое.
Педагог одновременно и учитель, и участник игры.
Он играет пока преподает, а учащиеся учатся, пока играют.
Обучение через активную деятельность учащихся второго отделения является особенностью дидактических игр.
Цель дидактической игры и игровых методов обучения – способствовать легкому и постепенному переходу к выполнению учебного задания.
Основные функции дидактических игр:
- повысить устойчивый интерес к учебе и снять стресс, связанный с процессом обучения;
- формирование общих умений, знаний и навыков самостоятельной работы;
- формирование навыков самоконтроля;
- формирование соответствующих отношений и освоение социальных ролей.
Основные условия проведения дидактической игры:
- педагог обладает определенными знаниями и навыками в отношении игр как учебного материала;
- выразительность проведения игры;
- необходимость вовлечения педагога в игру. Педагог является одновременно и участником, и руководителем игры, направляя игру в нужное русло без ведома учащихся;
- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение учащихся к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- необходима атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания между педагогом и учащимися;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Важным этапом планирования дидактических игр является подбор учебных материалов и пособий для дидактических игр. Кроме того четко спланировать временные параметры игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес учащихся, а также учесть, что в ходе игры могут возникнуть незапланированные ситуации. После проведения дидактической игры важно подвести итоги. Также следует уделить внимание поэтапному проведению игры и моментам игры в учебном занятии. В начале учебного занятия целью игры должно быть организовать и увлечь учащихся. В середине занятия дидактические игры должны решать задачи на усвоение темы, а в конце занятия игра может носить поисковый характер. Таким образом, игры можно проводить на любом этапе учебного занятия.
Основным направлением работы педагогов в специальной школе является коррекция когнитивных нарушений учащихся. Это связано с тем, что каждое учебное занятие должно приносить учащемуся не только знания, но и удовольствие от учебы, общения и уверенности в себе. Именно поэтому учебные занятия во втором отделении специальной школы насыщаются игровым материалом и играми, направленные на коррекцию.
Приведем несколько примеров игр, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся второго отделения на учебных занятиях по предмету элементы арифметики:
- игры на ориентирование в пространстве: «Найди игрушку», «Путешествие в природу»; «Найди дорогу»;
- игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур: «Геометрическое лото», «Помоги мишкам найти геометрические фигуры», «Геометрический аквариум», «Подбери каждой собачке дом», «Геометрический сыщик»;
- соотнесение предметной совокупности с числом: «Сладкая математика», «Считай, не ошибись!»;
- на сравнение: «Фруктовый сад», «Что тяжелее, а что легче?» и др.
Успешность обучения напрямую зависит от внимательного отношения к учащимся и элемента творчества на учебных занятиях. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного, интересного, надеется на успех, одобрение педагога, поэтому в учебной деятельности учащихся второго отделения специальной школы должны быть теснейшим образом связаны понятия «учебное занятие» и «игра». Нельзя представить учебное занятие без игры, так как игра остается для них ведущей деятельностью. Ш.А. Амонашвили писал: «…Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Таким образом, дидактические игры обеспечивают необходимое количество повторений и практики с использованием разнообразных материалов, оказывая постоянную поддержку и поддерживая позитивное отношение к арифметическим задачам, заложенным в содержание игры. Использование дидактических игр также является эффективным способом развития арифметических навыков у учащихся второго отделения специальной школы. Такие игры не только делают процесс обучения увлекательным и интересным, но и способствуют углубленному усвоению учебного материала и формированию устойчивых навыков.
Список используемой литературы
1. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т.М., 1990г.
2. Специальная педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования / (Н. М. Назарова, Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С. А. Морозов); под ред. Н.М. Назаровой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»2013.
3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В.В. Воронкова. – М., 1994.
4. Граборов А.П. Игра и ее значение в развитии дитя / А.П. Граборов. –М., 1916.
5. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике / М.П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996.\
6. Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе /М.П. Перова. – М.: «Просвещение», 1987.
7. Печерский В.Г. Программированные задания как способ организации учебной деятельности учащихся коррекционной школы // Дефектология. – 2000. - № 1.
8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.,1986.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Вопросы психологии, 1989.
10. Учебная программа по учебному предмету «Элементы арифметики» для I – IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы –интерната) Утверждено Министерством образования РБ. / Минск, 2016.