XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Логин Н.С.,

учитель ГУО «Специальная школа г. Гродно»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

Аннотация. В статье излагается сущность и роль игровой деятельности в обучении учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Обосновывается значимость развития познавательного интереса учащихся. Анализируется использование дидактических игр в активизации познавательных процессов учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Выделяются и описываются характерные особенности проведения дидактических игр в образовательной среде.

Ключевые слова: познавательная активность, интеллектуальная недостаточность, младшие школьники, дидактические игры.

 

Login N.S.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY THROUGH THE USE OF DIDACTIC GAMES

 

Abstract. The article describes the essence and role of play activity in teaching primary school students with intellectual disabilities. The importance of the development of cognitive interest of students is substantiated. The use of didactic games in the activation of cognitive processes of students with intellectual disabilities is analyzed. The characteristic features of conducting didactic games in an educational environment are highlighted and described.

Keywords: cognitive activity, intellectual disability, junior schoolchildren, didactic games.

 

В младшем школьном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удаётся сосредоточить внимание. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребёнка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребёнка в школе.

Для успешного обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность[1].

Для развития познавательного интереса к знаниям необходимо  использовать разнообразные методы и приёмы обучения, привлекая красочный материал, технические средства обучения. Наряду с различными методами и приёмами, а также использованием разнообразных дидактических материалов, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на  уроке, давать задания посильные каждому ребёнку с учётом его умственных и психических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

Эдуард Сеген (1812-1880), Декроли (1871-1932), Мария Монтессори(1870-1952), Блехер Ф.Н. (1945), Сорокина А.И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития [2].

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

К началу младшего школьного возраста у учащихся с интеллектуальной недостаточностью игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Этому способствует использование игровых технологий.

К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе: вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которая возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход  от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний [3].

Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью мыслят наглядно - образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но  ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.) и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному надо дать задание легче, другому – труднее.

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, но при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми,  выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать посильную помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в  освоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира [4].

Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Проводить игру можно на разных этапах учебного процесса:

  • при объяснении нового учебного материала;
  • при усвоении и закреплении учебного материала;
  • при повторении пройденного материала.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:

  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
  • Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
  • Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.
  • Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети с интеллектуальной недостаточностью незаметно для себя приобретают определённые знания, умения, навыки.

Дидактические игры воспитывают в детях доброжелательность, активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний обучающихся. Применяя дидактические игры, дети становятся более дружелюбными, коммуникабельными. На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное -  учит детей быть добрыми и справедливыми [4].

В игре открывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности. Хочется надеяться, что дидактические игры будут полезными при обучении детей и помогут учителям реализовать на практике призыв известного педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Список использованной литературы

1. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 254 с.

2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. Факультетов педагогических институтов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

3. Фадеева, Е. В. Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность / Е. В. Фадеева, Л. В. Козлова, О. В. Заяц, И. А. Любащенко. – Текст 6 непосредственный // Молодой ученый. – 2017. - № 41 (175). – С.171-173.

4. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.