XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Ляпина И.С.
доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат психологических наук
Коротаева М.В.
студентка 4 курса направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ «ЗДРАВСТВУЙ, АРКТИКА!» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье представлено авторское интерактивное пособие «Здравствуй, Арктика!», предназначенное для логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Пособие создано с целью обогащения и активизации словаря, связанного с арктической тематикой. В статье подробно описывается содержание игровых интерактивных упражнений, которые предлагаются дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи.
Ключевые слова: интерактивное пособие, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, словарный запас, Арктика, арктическая лексика.
Lyapina I. S., Korotaeva M. V.
INTERACTIVE GUIDE "HELLO, ARCTIC!" FOR PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
Abstract. This article presents the author's interactive guide "Hello, Arctic!", designed for speech therapy work with preschoolers with severe speech disorders. The guide was created with the aim of enriching and activating the vocabulary related to Arctic topics. The article describes in detail the content of interactive game exercises that are offered to preschoolers with severe speech disorders.
Keywords: interactive guide, preschoolers with severe speech disorders, vocabulary, Arctic, Arctic vocabulary.
В последние годы отмечается значительное увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР). Несформированность всех компонентов речи, вторичная недостаточность в развитии психических функций, особенно таких как слухоречевая память, произвольное внимание, вербальный анализ и синтез, зрительно-пространственное восприятие, приводят к необходимости в особой организации образовательного процесса для успешного достижения целевых ориентиров в дошкольном образовании.
Важную роль приобретает организация и содержание предметно-развивающей среды, которая позволит эффективно включить в образовательное пространство детского сада, повысит познавательную активность и учебную мотивацию дошкольников с ТНР при изучении сложных тем, привлечёт родителей к совместным занятиям с детьми в домашних условиях.
Использование возможностей предметно-развивающей среды в работе над лексической стороной речи дошкольников с ТНР, особенно при обогащении и актуализации редкой лексики краеведческой направленности неоспоримо. К такой лексике на территории Архангельска и Архангельской области относится арктический словарь, т.к. географическое расположение города и области относится к приарктическим территориям Российской Федерации.
Детское население города Архангельска и области, в силу значительной удаленности, особой социально-экономической и климатической характеристики территории лишено возможности практического изучения лексической темы «Арктика». Используемые в арктической тематике слова и понятия редко встречаются в детской художественной литературе, часто не адаптированы в соответствии с возрастом детей, с их психофизиологическими особенностями, так в методических пособиях по логопедической работе данная тема не рассматривается.
Для формирования и обогащения словарного запаса по данной тематике учителям-логопедам приходится самостоятельно разрабатывать и создавать методические материалы и пособия. В этом им может оказать неоценимую помощь Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, научная библиотека которого располагает Арктическим фондом и музеем Русской Арктики. Однако представленные пособия, экспонаты и печатные издания не адаптированы для детей с ТНР и в целом малодоступны для лиц с ОВЗ.
Следует подчеркнуть, что в группах компенсирующей и комбинированной направленности детских садов ощущается нехватка пособий, наглядных и игровых материалов, посвящённых изучению Арктической тематики детьми с ТНР. В результате, тема, которая актуальная для нашего региона, является малодоступной для изучения и сложной для понимания дошкольниками с ТНР. С целью разрешения обозначенного противоречия было принято решение разработать и предложить для логопедической практики доступное интерактивное пособие по развитию словаря дошкольников с ТНР по арктической тематике «Здравствуй, Арктика!».
Интерактивное пособие «Здравствуй, Арктика!» предназначено для решения специфических и неспецифических задач. Специфическими задачами пособия являются: накопление, уточнение и активизация номинативного, предикативного и атрибутивного словарей по теме «Арктика»; неспецифическими задачами являются: развитие познавательной активности и учебной мотивации, развитие мыслительных операций, таких как анализ, сравнение и классификация, зрительного и слухового восприятия, слухоречевой памяти и внимания.
Предложенное пособие разработано с учетом ключевых принципов специальной педагогики: доступности, научности, практикоориентированности, развивающего обучения, онтогенетического и деятельностного. При разработке пособия «Здравствуй, Арктика!» использовался бесплатный сервис LearningApps.org.
Для создания пособия был выбран формат интерактивных игр, поскольку они способствуют развитию познавательной активности, предоставляют возможность использовать разнообразные виды заданий, вызывают интерес у детей в процессе познания окружающего мира и оказывают комплексное полисенсорное воздействие.
Разработанное интерактивное пособие включает в себя три раздела:
1) Здравствуй, Арктика!
2) Животный мир Арктики.
3) Растительный мир Арктики.
В каждый раздел пособия можно выйти по QR-коду.
Наименование и содержание разделов пособия были основаны на учебно-методическом комплексе «Арктиковедение», разработка которого была инициирована в 2018 году при участии ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» и опорного учебного заведения при Российской академии наук МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 45». Активное участие в инновационно-образовательном проекте принимают педагогические коллективы ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко». За время реализации проекта «Арктиковедение» в соответствие с ФГОС дошкольного образования разработана и внедряется парциальная программа «Здравствуй, Арктика!» для дошкольного образования. Основные разделы программы: «Здравствуй, Арктика!», «Животный мир Арктики», «Растительный мир Арктики», «Арктика и человек» способствуют усвоению дошкольниками системных знаний о взаимосвязях природных объектов между собой и средой обитания, влиянии человека на окружающий мир [1].
Авторское интерактивное пособие «Здравствуй, Арктика!» представлено в виде трёх разделов, каждый из которых включает серию упражнений, объединённых единой темой. В начале каждого раздела ребёнку предлагается просмотреть обучающий видеоролик, продолжительность которого не превышает пять минут, что соответствует психофизическим особенностям дошкольников, позволяет удержать внимание, сохраняет мотивацию у ребенка на продолжение деятельности.
После просмотра видеоролика следуют задания, направленные на активизацию и закрепление полученных знаний. Игровые задания построены в соответствии с онтогенетическим принципом, а также принципом последовательности изложения материала от простого к сложному.
Первый раздел «Здравствуй, Арктика!» включает себя три подтемы, каждая из которых начинается с обучающего видеоролика [3]:
- Знакомство с Арктикой! В данной подтеме вводится понятие «Арктика», включая описание сущности объекта, его местоположения и способы достижения. После просмотра ребенку предлагается выполнить задание, в процессе которого необходимо распределить изученные слова в три группы: существительные, глаголы и прилагательные, что способствует накоплению словаря по частям речи.
- Полярная ночь и полярный день. Тема полярного дня и полярной ночи является сложной для восприятия дошкольниками, однако в условиях приарктических и арктических регионов Российской Федерации она становится обязательной, поскольку эти природные явления окружают детей с самого рождения. В представленном видеоматериале доступным и понятным языком объясняется, что такое полярный день и полярная ночь, а также рассматриваются причины этих явлений. В том числе затрагивается концепция «белых ночей». После ознакомления с представленным материалом предлагается выполнить два задания. В первом задании ребёнок закрепляет понимание схематического расположения Земли и Солнца во время полярной ночи и полярного дня, а также проводит различие между ними и обычным ночью и днём. Для этого он подбирает соответствующую картинку, которая наилучшим образом раскрывает понятие, обозначенное меткой на изображении схематического расположения Земли и Солнца. Во втором задании распределяет новые слова темы, согласовывая их с местоимениями «мой», «моя», «моё».
- Северное сияние. В разделе поясняется сущность феномена «северное сияние», причины его происхождения. По итогам просмотра видеоматериала ребенок выполняет 2 задания. При решении первого задания необходимо воспроизвести верный порядок появления северного сияния, состоящего из 3 элементов, с возможностью составления короткого самостоятельного рассказа. Второе задание направлено на звуковой анализ изученных слов с выделением в них сонорных звуков. В случае успешного прохождения ребенку демонстрируется фотография северного сияния.
Второй раздел «Животный мир Арктики» включает в себя две подтемы, каждая из которых начинается с обучающего видеоролика [2]:
- Арктические животные. В подтеме осуществляется знакомство с основными животными, населяющими Арктику. Знакомство носит не только номинативный характер, но и подкрепляется информацией о каждом животном. По завершению просмотра видеоматериала для решения предлагается 2 задания. В первом задании требуется установить соответствие между детёнышами животных и их матерью. При этом изображения перевёрнуты, и при открытии неверной пары они возвращаются в исходное положение. Ребенку необходимо запомнить, где находится каждая иллюстрация, чтобы найти все пары. В ходе выполнения второго задания ребёнок собирает виртуальный пазл, распределяя представителей фауны по трём категориям: наземные, водные и пернатые.
- Звуки арктических животных. Знакомство с фауной подразумевает не только визуальное восприятие, но и аудиальное. Предлагается выполнить задание, направленное на соотнесение звуков, издаваемых арктическими животными, с их источниками. Это способствует развитию слухового внимания и памяти.
Третий раздел «Растительный мир Арктики» включает себя одну подтему, также работа с разделом начинается с просмотра с обучающего видеоролика [4]:
- Растительный мир Арктики. В видеосюжете о растительном мире упоминаются наиболее известные представители флоры, упоминание подкрепляется краткой информационной сводкой. Ребёнок выполняет три задания, которые способствуют углублению его знаний о природе Арктики и развитию его когнитивных способностей. В первом задании предлагается классифицировать изученные растения по трём группам: цветы, деревья и мхи. Это способствует правильному усвоению и закреплению в памяти ребёнка названий растений в соответствии с их ботанической принадлежностью. Во втором задании предлагается вступить в интеллектуальное состязание с искусственным интеллектом, отвечая на вопросы, связанные с заданной тематикой. В частности, вопросы касаются определения первого и последнего звука в словах «мак» и «ива». Третье задание заключается в сопоставлении растений с их силуэтами.
При составлении игровых упражнений были применены все три группы методов: вербальные, визуальные и практические. Принимая во внимание психоречевые особенности дошкольников с ТНР, вербальный метод всегда сопровождается наглядной демонстрацией. Совокупность визуальных и практических методов представляется достаточной для формирования новых представлений у дошкольников с ТНР. Необходимо подчеркнуть, что работа дошкольника с компьютером должна осуществляться в соответствии с рекомендациями санитарных норм и правил.
Разработка интерактивного пособия «Здравствуй, Арктика!» имеет практическое значение и может быть использована учителями-логопедами, воспитателями в их профессиональной деятельности. Пособие подходит для проведения как индивидуальных, так и подгрупповых занятий с детьми дошкольного возраста с ТНР. Так как каждый раздел оснащен QR-кодом, все упражнения сопровождаются простыми инструкциями, что позволяет в домашних условиях родителям заниматься со своими детьми.
Данное пособие может быть применено в ходе реализации в дошкольных образовательных учреждениях парциальной программы «Здравствуй, Арктика!», которая является частью проекта «Арктиковедение». Этот проект гармонично вписывается в систему патриотического воспитания подрастающего поколения на приарктических и арктических территориях. Проект предполагает проведение бесед о малой родине, её культурном и историческом наследии, а также о географических открытиях, сделанных с участием жителей северных регионов. Важно рассказывать об этом подрастающему поколению в доступной и интересной форме.
Интерактивное пособие «Здравствуй, Арктика!» представляет собой ценный инструмент для изучения сложной лексической темы «Арктика», который отличается простотой и доступностью в использовании.
Список использованной литературы
1. Арктиковедение. Русская Арктика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-arc.ru/about/arctic-studies/. – Дата доступа: 13.10.2024.
2. Второй раздел интерактивного пособия «Здравствуй, Арктика!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/view35114917. – Дата доступа: 13.10.2024.
3. Первый раздел интерактивного пособия «Здравствуй, Арктика!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/watch?v=p4q15k0k524. – Дата доступа: 13.10.2024.
4. Третий раздел интерактивного пособия «Здравствуй, Арктика!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/watch?v=pmrn9ktr524. – Дата доступа: 13.10.2024.
Комментарии