XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Мазец Т.В.,
учитель-дефектолог Государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г. Волковыска»
МАТЕМАТИКА С ПОЛЬЗОЙ ИЛИ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ ПОМОГАЕТ ВЫПОЛНЯТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются основные приёмы, которые способствуют развитию навыков выполнения математических заданий через включение учащихся в практическую деятельность на двигательной основе. Представлены дидактические игры, которые используются на уроках и коррекционных занятиях.
Ключевые слова: учащиеся с трудностями в обучении, движение, приёмы, дидактические игры.
Mazets T.V.
MATH IN USE OR HOW PRACTICAL ACTIVITY BASED ON MOVING HELPS TO DO MATHEMATICAL TASKS
Abstract.The article describes main methods, which help develop mathematics skills through the involving pupils into practical activities based or moving. Here you can find didactic games used at the lessons and correction classes.
Keywords: pupils with difficulties in education, moving activities, didactic games and methods.
Ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь
Франсуа Рабле
Математика – сложная наука. С этим никто не будет спорить. И важность этой науки доказана жизнью. Занятия математикой закладывают фундамент, на котором строится способность к усвоению всех остальных учебных предметов, так как постоянные занятия математикой тренируют ум.
Каждый год растёт количество детей с особенностями психофизического развития, с трудностями в обучении. Многие из них обучаются в общеобразовательных школах в классах интегрированного обучения и воспитания. Учащиеся с трудностями в обучении испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ в силу различных биологических и социальных причин. У большинства этих учащихся возможно выравнивание к концу обучения в начальной школе. Перед учителем-дефектологом стоит задача – создать условия для эффективного изучения школьных предметов.
Каким образом можно организовать условия, которые основаны на интересе, успехе, развитии на уроках математики и коррекционных занятиях?
Для детей с трудностями в обучении способность чётко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли — это вдвойне сложней. За годы работы пришла к выводу, что, выполняя математические задания через включение учащихся в практическую деятельность на двигательной основе, быстрее и легче запоминается изучаемый материал. Движение не только облегчает учебный процесс, но и делает его наиболее результативным. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг. Недаром ещё Конфуций говорил: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Если слово учителя сопровождается хорошо продуманным зрительным образом, то урок становится живым и занимательным для каждого ученика. Уроки стараюсь строить так, чтобы двигательная активность была не только на физминутках. Такая форма подачи информации понятна и интересна детям. Предлагаю более эффективное использование этого вида деятельности, различные приёмы донесения информации.
Приём «Активный слушатель». Суть этого приёма заключается в том, что, слушая задания, учащиеся вместе с учителем при помощи жестов всё изображают.
Остановлюсь на математических сказках. Они имеют свои особенности. Я их называю сказки-подсказки. Сказки-подсказки позволяет в занимательной форме познакомить детей с новым учебным материалом. Героями являются не только животные, но и математические фигуры, цифры, числа, чертёжные инструменты. Героев таких сказок-подсказок дети любят и быстро к ним привыкают. И самое главное – учащиеся сами являются участниками. На уроках в третьем и четвёртом классах пробуем сами сочинять сказочные математические истории.
Например, сказка «Теремок».
Стоит в поле теремок, теремок,
Он ни низок, ни высок
Будем мы гостей встречать,
В теремок наш провожать.
Учащиеся руками показывают «низкий», «высокий», а используя пальцы рук показывают количество жителей теремка, тем самым закрепляя нумерацию чисел в пределах 10.
Закреплению пространственно-временных представлений помогают сказки «Как лягушки болото искали», «Как круг и квадрат отправились в поход». Сопровождая главных героев, учащиеся закрепляют понятия «право», «лево», «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», показывая руками соответствующие движения.
«Сказка про дружбу двух фигур» помогает усвоить отличительные особенности квадрата и круга и выяснить, кто из них главней в математике и в жизни.
Мои учащиеся любят слушать и сопровождать движениями и песни с математическим содержанием: «Дважды два - четыре», «Вместе весело шагать», «Десять лунатиков» и др. Это готовый материал для физминуток на уроках математики и коррекционных занятий математической направленности.
Приём «Движение как опорный образ». Секрет этого приёма в том, что движение или жест детям запоминается легче, если есть опора и это служит подсказкой, если нужно вспомнить изучаемый материал.
Например, задача: запомнить геометрические фигуры. Предлагаю учащимся определённые позы: изображаем круг, сомкнув руки над головой, треугольник – ноги на ширине плеч, прямоугольник – прямые руки перед собой, сомкнув ладони.
Знаки «больше», «меньше», «плюс», «минус» показываем при помощи пальцев рук.
Рукой показываем прямые, отрезки, лучи.
Мои учащиеся могут «превратиться» в углы. Садимся на пол, вытягиваем ноги, спина прямая – получаем прямой угол. Чтобы получить острый угол, делаем наклон к ногам, а тупой – небольшой наклон туловища назад, руки опираются о пол.
Следующий этап этой работы – речевое озвучивание. Показываю карточку с определённым знаком или фигурой, а учащиеся называют фигуру. Этот приём использую и при заучивании стихов с математическим содержанием.
Например, учащимся нужно запомнить порядковый счёт. Для этого стихотворение повторяется вслух. Параллельно изображаются описываемые действия движениями, которые показывает сначала учитель, а потом дети это делают сами по памяти. Как итог - материал усваивается быстрее. [1]
Счёт до 5-ти
Шёл один я по дорожке, (Ребенок марширует, показывая 1 палец.)
Шли со мной мои две ножки, (Марширует, показывая 2 пальца.)
Вдруг навстречу три мышонка: (Остановиться, показать 3 пальца.)
-Ой, мы видели котенка, (Обхватить ладонями щеки и качать головой)
У него четыре лапки, (Показать 4 пальца.)
В лапках острые царапки, (Показать, как котенок царапается.)
Один, два, три, четыре, пять – (Загибать по очереди пальцы одной руки с помощью другой.)
Надо быстро убегать. (Бежать на месте)
Счет до 10-ти (прямой и обратный)
Один, два, три, четыре, пять – (Загибать по очереди пальцы одной руки с помощью другой.)
Вышли зайцы погулять. (Показать уши зайца)
Волк на встречу – шесть, семь, (Прямыми руками изображать пасть волка.)
Говорит: «Я вас съем». (Грозить пальцем.)
Восемь, девять – это ясно,
Что в лесу гулять опасно! (Оглядываться.)
Десять – это всем понятно –
Будем убегать обратно!
Десять, девять, восемь, семь – (Бежать на месте.)
Надо спрятаться совсем. (Сесть на корточки, закрыть лицо ладонями.)
Шесть, пять, четыре, три – (Произносить шёпотом.)
Ну-ка, волк, теперь смотри! (Поставить ко лбу ругу козырьком.)
Два – и твой обед уплыл,
Ты остался волк, один! (Подпрыгнуть и показать 1 палец.)
Черепашонок (дни недели)
Жил один черепашонок - (Стоя спать, сложив руки под щекой.)
Очень медленный ребенок.
В понедельник он проснулся, (Тереть глаза.)
А во вторник потянулся, (Потянуться.)
В среду тапочки надел, («Надеть тапочки».)
А в четверг обед свой съел, («Есть».)
В пятницу пошел гулять, (Маршировать.)
А в субботу сел читать, (Чуть присесть, «держа книгу».)
В воскресение устал (Наклониться вперед с опущенными руками.)
И неделю всю проспал. («Спать», сложив руки под щекой.)
Приём «Решаю, двигаясь». Многие задания превращаю в подвижные. Их часто включаю в устный счёт. Моим учащимся нравится использование мяча.
Например, бросаю мяч и называю число. Учащийся возвращает мне мяч, называя число на 1, 10, 100 больше или меньше. Выполняя вычисления, можно прохлопать ответ (примеры в пределах 10,) количество десятков, единиц, сотен. Всё это можно сопровождать шагами.
Работая над задачами, некоторые слова мои учащиеся тоже сопровождают движениями. Слово «стало» у нас - поднятые руки вверх (значит увеличилось). Слово «осталось» - приседаем на корточки (уменьшилось).
Для запоминания дней недели, времён года и месяцев используем пальцы рук.
Практикую задания на преобразование и перестроение фигур и предметов, которые выкладываются на партах из различных геометрических фигур и счётных палочек. Это хорошо развивает воображение учащихся.
Очень трудной темой в математике является решение задач на движение. Для понимания понятий встречное движение и движение в противоположных направлениях в классе устраиваем импровизированную дорогу и превращаемся в различные виды транспорта, движемся в заданных направлениях.
Работаем с циферблатом часов, изучая тему «Время».
Подвижные дидактические игры. Малое количество учащихся в классе позволяет увлечь игрой всех учащихся. Игры развивают самостоятельность, заставляют думать, воспитывают чувство товарищества. Программный материал усваивается легче. [2]
Предлагаю игры, которые очень нравятся учащимся моего класса.
С целью закрепления навыков устного счёта использую игры: «Попади в цель», «Убери камни с дороги», «Пройди – пример найди», «Математический футбол», «Математическая эстафета». С целью закрепления приемов умножения и деления организую игру «Почтальон». Для проверки усвоения структуры задачи использую игру «Поиграем в задачу». Для закрепления знаний о единице измерения времени – час - «Волшебные часы». В закреплении знаний о единице измерения объёма – литр помогает игра «Готовим клей».
Движение – необходимый методический приём при изучении математики для детей с трудностями в обучении. Когда ребёнок получает информацию в движении то: лучше усваивает математический материал, меньше утомляется, активизируется работа его головного мозга.
Увлекшись интересными заданиями, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные включаются в процесс учения с огромнейшим желанием, прилагая к этому все свои усилия. Детям нужен успех во всём. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Чем дольше, активнее и глубже учащийся с особенностями психофизического развития изучает математику, тем лучше справляется с ежедневными делами во всех сферах жизни.
Список использованной литературы
1.Флерко, Н. В. Пространственные представления в аспекте преемственности обучения математике детей с нарушениями психического развития. / Н. В. Флерко // Методология и стратегии развития современного образования: материалы Междунар. науч. конф. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – С. 557-590.
2.Хруль, О. С. Методические аспекты обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов учреждений общего среднего и специального образования / О. С. Хруль [и др.]; под ред. О. С. Хруль, Е. В. Рахмановой. — Минск: Национальный институт образования, 2021. — 232 с.