XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Макеева И.А.,

доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», кандидат педагогических наук

ВОЗМОЖНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация.  В статье представлен анализ реализации волонтерского проекта по оказанию помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Волонтеры-ассистенты в процессе реализации проекта участвуют в проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми совместно со специалистами по социальной работе. В результате реализации проекта у детей с ОВЗ и инвалидностью наблюдается расширение навыков самообслуживания, круга интересов, активности и инициативности в процессе коммуникации, и, в целом, развитие адаптивных возможностей.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, дети с ОВЗ и инвалидностью

 

Makeeva I.A.

VOLUNTEERING OPPORTUNITIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract. The article presents an analysis of the implementation of a volunteer project to help children with disabilities and disabilities. During the implementation of the project, volunteer assistants participate in correctional and developmental classes with children together with social work specialists. As a result of the project, children with disabilities and disabilities have increased self-care skills, range of interests, activity and initiative in the communication process, and, in general, the development of adaptive capabilities.

Keywords: volunteering, children with disabilities and disabilities

Волонтерская деятельность обладает большим потенциалом в решении актуальных социальных проблем общества. Реализация пилотного проекта «Обучение служением» позволяет в рамках проектной деятельности включать будущих специалистов по социальной работе в практическую деятельность по оказанию помощи различным категориям получателей социальных услуг. Обучение служением – это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач [1; 2].

Отметим, что обучение служением – это технология проектного обучения, которая позволяет получать выгоду при реализации образовательных проектов всем заинтересованным сторонам:  социальным партнерам, которые получают возможность преодолеть свой кадровый голод и реализовать социально-значимые проекты с минимальными затратами; образовательным организациям, которые выстраивают социальные связи с партнерами по реализации проектной деятельности и тем самым переводят знания, получаемые в процессе обучения в реальный практический опыт будущих специалистов;  студентам, которые получают возможность применить на практике полученные профессиональные знания и навыки, реализовать значимые для общества проекты, получая тем самым общественное признание и предпрофессиональный опыт.

Многие образовательные организации активно используют проектные технологии для развития волонтерской деятельности. Участие молодого поколения в социально значимой деятельности и реализации социальных проектов позволяет решать следующие образовательные задачи: привлечь внимание студенческой молодежи к актуальным социальным проблемам местного сообщества;  включать будущих специалистов в реальную практическую деятельность, что позволяет апробировать на практике, сформированные на данный момент профессиональные умения, применять полученные знания, активизировать личностные и профессионально значимые ресурсы [3; 4].

Охарактеризуем результаты реализации проекта «Доброе сердце», разработанного студентами, обучающимися по направлению подготовки – Социальная работа.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в  настоящее время в г. Вологда отсутствует специализированный реабилитационный центр для детей с ОВЗ и инвалидностью и основной площадкой оказания реабилитационной помощи  является БУСОВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям». В связи с тем, что потребность в получении реабилитационных услуг постоянно растет, а возможности организаций социального обслуживания не всегда достаточны, волонтерская помощь может существенно повысить доступность и мобильность помощи. После прохождения необходимой подготовки, волонтеры-ассистенты смогут качественно участвовать в реализации различных направлений реабилитационной работы, тем самым разгружая специалистов.

Социальная значимость данного проекта подтверждается рядом нормативно-правовых документов, в частности:

  • в части реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2024) заключается в обеспечении поддержки семей с детьми, в частности, семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью, повышении качества их жизни;
  • в части реализации Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» (2017) заключается в повышении качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов через развитие комплексной реабилитации и абилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и повышение результативности на основе внедрения эффективных социальных практик;
  • в части реализации стратегических документов социально–экономического развития региона – Закона Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (1996) заключается в обеспечении права на достойное и полноценное участие в жизни общества детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Целью проекта является развитие у детей с ОВЗ и инвалидностью адаптационных и коммуникативных способностей, расширение возможностей для саморазвития с помощью комплекса коррекционно-развивающих мероприятий на базе БУСОВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям», г. Вологда силами волонтеров-ассистентов волонтерского отряда «Доброе сердце».

Решение задач проекта предполагает:

  • - поиск и подготовку волонтеров-ассистентов (проведение информационной кампании);
  • обучение основам методики коррекционно-развивающей деятельности (определение структуры и содержания обучающей программы);
  • изучение программ коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью, реализуемых на базе БУСОВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям», г. Вологда (анализ методических материалов, практик, реализуемых специалистами, посещение реабилитационных занятий, проведение консультационных бесед со специалистами);
  • непосредственное участие в реализации коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью в качестве волонтеров-ассистентов (изучение методики, плана проведения занятия; ассистирование специалистам в ходе проведения занятия).

Особенность данного проекта заключается, во-первых, в  деятельности волонтеров-ассистентов, которые являются помощниками специалистов Центра в реализации коррекционно-развивающих занятий, тем самым в учреждении появляется дополнительный ресурс, что позволяет повысить доступность услуг, сократить период ожидания и увеличить количество детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих коррекционно-реабилитационную помощь; во-вторых, волонтерская деятельность позволяет будущим специалистам по социальной работе еще на этапе обучения включаться в решение профессиональных задач, применять полученные знания, изучать опыт специалистов-практиков и «прокачивать» свои профессиональные компетенции.

В процессе реализации проекта «Доброе сердце» волонтеры-ассистенты участвуют в занятиях с детьми с ОВЗ и инвалидностью в ходе которых используется комплекс игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, стабилизацию эмоционально-волевой сферы и коррекцию страхов; снижение чувства тревожности с применением различных аспектов арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии, музыкально-двигательной терапии: песочная игротерапия (кинетический песок, световые столы), сыпучие материалы (фасоль, марблсы, камушки, ракушки); работа с метафорическими картами «Котейка», «Истории», Teenagers и др.; динамическая разрядка (батуты, сухой бассейн, труба и пр.); работа с куклами (пальчиковый, перчаточный, кукольный театры); музыкально-двигательные упражнения; элементы сказкотерапии (терапевтические сказки для детей, сказки Эльфики); элементы музыкотерапии (релаксационная музыка).

Роль волонтеров-ассистентов на занятиях с детьми заключается в индивидуальной практической помощи в продуктивной деятельности (рисунках, аппликации, лепке), эмоциональной поддержке детей, самостоятельной подготовке и проведении посильных упражнений на занятиях, например, проведение пальчиковой гимнастики, физкультминуток, музыкальных пауз и т.д. Такая деятельность способствует процессу адаптации детей с ОВЗ и быстрому нахождению «общего языка» с окружающим миром. Участие детей с ОВЗ и инвалидностью в коррекционно-развивающих занятиях способствует также развитию адаптационных способностей детей; активизации коммуникативных навыков; развитию способности к саморегуляции и саморазвитию, создает  у детей положительный настрой, оказывает здоровьесберегающий эффект, что особенно важно для таких детей.

Таким образом, об эффективности социальной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью, принимавших участие в занятиях с волонтерами-ассистентами можно судить по таким показателям, как расширение навыков самообслуживания, круга интересов, активности и инициативности в процессе коммуникации, и, в целом, развитии адаптивных возможностей.

Система контроля качества и результативности реализации проекта включает:

  • психолого-педагогическую диагностику детей с ОВЗ и инвалидностью (проводится специалистами Центра помощи семье и детям);
  • получение обратной связи от родителей детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • получение обратной связи от специалистов, реализующих занятия с волонтерами-ассистентами;
  • саморефлексию волонтеров-ассистентов в индивидуальной (ведение дневника занятий) и групповой форме с элементами супервизии со стороны специалистов Центра социальной помощи семье и детям.

Следует отметить, что данный проект имеет большой потенциал и возможности для дальнейшего развития, т.к., во-первых, имеется комплекс разработанных реабилитационных мероприятий, реализуемых на базе «Территориального центра социальной помощи семье и детям». Это создает возможность для детей с ОВЗ и инвалидностью получить необходимые услуги и помощь на одной площадке, что облегчит им доступ к реабилитационным программам. Во-вторых, вовлечение волонтеров-ассистентов позволит расширить ресурсы и возможности проекта. Волонтеры окажут поддержку и помощь детям в процессе проведения мероприятий, что будет способствовать их лучшей адаптации и коммуникации. Такой подход позволяет организовать индивидуальные занятия и регулярные встречи, что в свою очередь укрепит доверие и позволит детям чувствовать поддержку в процессе саморазвития.
Также, в рамках проекта можно предусмотреть различные дополнительные мероприятия, такие как семинары для родителей и специалистов, позволяющие им расширить свои знания в области реабилитации. Это создаст дополнительные возможности для саморазвития родителей и детей, а также позволит укрепить взаимодействие между всеми участниками проекта.

В перспективе, проект может привести к расширению области его деятельности и включению большего числа детей с ОВЗ и инвалидностью. Благодаря систематическому проведению коррекционно-развивающих мероприятий и развитию сети волонтеров-ассистентов, проект может стать моделью для других регионов и оказывать помощь детям с ОВЗ и инвалидностью на более широкой территории.

Таким образом, обобщая все вышесказанное,  можно отметить, что участие будущих специалистов в волонтерской деятельности позволит им применить на практике знания и навыки по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, полученные во время обучения; установить контакты с потенциальными работодателями; изучить актуальный опыт «изнутри» максимально включенно в деятельность организации и профессиональные отношения; собственно апробировать навыки проектной деятельности, которые будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности, а семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью, будут получать необходимую им помощь более своевременно.

Список использованной литературы

 

1.Загороднюк, Т.И. Волонтерская деятельность как инструмент подготовки педагогов-наставников образовательных проектов: на примере программы «Обучение служением»/ Т.И.Завгороднюк// Современное педагогическое образование. – 2024. – № 2, С.179-182

2.Обучение служением: методическое пособие / под редакцией О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. – М.: АВЦ, 2020. – 216 с.

3.Попова, Т. А. Проектная деятельность в образовательном пространстве/ Т.А. Попова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – № 3. – С. 252–264

4.Холина, О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества/ О.И. Холина // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С 23–26.

 

 

Комментарии  

# RE: Макеева И.А.Юлия Сигида 15.11.2024 17:09
Очень интересно ознакомиться с таким опытом волонтерства и использования подобных ресурсов в работе с детьми с ОВЗ, отметила для себя систему контроля качества и результативности при реализации проекта, очень полезно.