XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Малмыго О.А.,

учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 38 имени Кирилла Туровского г. Гродно»

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность понятий «кинезиология», «кинезиотерапия», «кинезиологические упражнения». Проанализированы положительные аспекты использования кинезиологических упражнений при проведении коррекционной работы с детьми с нарушением функций опорно - двигательного аппарата. Приведены примеры наиболее часто используемых кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях по развитию двигательной мобильности у учащихся с ДЦП.

Ключевые слова: кинезиологические упражнения, двигательная мобильность, социальная адаптация, коррекционные движения тела и пальцев, нарушение функций опорно - двигательного аппарата.

Malmygo O.A.

KINESIOLOGICAL EXERCISES AS A MEANS OF ACTIVATING INTERHEMISPHERE INTERACTION OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY DURING CORRECTIONAL CLASSES ON MOTOR MOBILITY

Abstract. This article examines the essence of the concepts of "kinesiology", "kinesiotherapy", "kinesiological exercises". The positive aspects of the use of kinesiological exercises during correctional work with children with impaired musculoskeletal system functions are analyzed. Examples of the most frequently used kinesiological exercises in remedial classes for the development of motor mobility in students with cerebral palsy are given.

Keywords: kinesiological exercises, motor mobility, social adaptation, correctinal movements of the body and fingers, impaired functions of the musculoskeletal system.

Детский церебральный паралич (далее – ДЦП) - сложное заболевание. Он возникает вследствие патологий проводящих путей в головном мозге. Поэтому у учащихся с ДЦП имеются двигательные нарушения в сочетании с патологиями развития речи, мышечным тонусом, нарушениями моторного развития, слуха и зрения [1], что не даёт возможности таким детям нормально развиваться, обслуживать себя в быту и выполнять простейшие учебные действия (причёсываться, одеваться, завязывать шнурки, рисовать, писать, вырезать, клеить и т.д.). Социализация таких детей затруднена по причине их ограничений в моторной активности. Поэтому одним из ключевых аспектов в ходе реабилитации и взаимодействия детей с ДЦП с социумом является развитие их двигательной мобильности.

В нашей школе все дети, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, включены в образовательный процесс. В текущем учебном году в учреждении образования функционирует 7 классов интегрированного обучения и воспитания для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 89 % из которых - дети с ДЦП. У этих учащихся нет нарушений в интеллектуальной сфере. Вследствие диагноза им создаются особые условия обучения и развития. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 38 имени Кирилла Туровского г, Гродно» - опорное учреждение по обучению и воспитанию детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в Октябрьском районе г. Гродно. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся осуществляет группа педагогов и психологов, которая в тандеме с администрацией школы постоянно работает над совершенствованием школьной среды для обеспечения качественного процесса обучения, воспитания, развития и социализации учащихся с особенностями психофизического развития. В интегрированных классах работают учителя начальных классов, учителя-дефектологи и учителя-предметники в постоянном взаимодействии с психологами. Проблемы обучения и воспитания учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата по мере необходимости обсуждаются с родителями учащихся. К этой работе привлекаются психологи и социальные педагоги учреждения образования. С ребятами взаимодействуют помощники воспитателя, функциями которых является обеспечение физической безопасности детей, передвижение их по школе, выполнение санитарно-гигиенических процедур. Организована доставка учащихся в школу и домой после уроков на специально оборудованном автомобиле, в котором имеются приспособления для перевозки детей в инвалидных колясках. Сопровождение учащихся в автомобиле осуществляют помощники воспитателя. При входе в школу оборудованы пандусы, имеется лифт, широкие дверные проёмы, что предоставляет учащимся доступ во все помещения школы. Обеспечивается включение каждого учащегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в совместную деятельность со здоровыми детьми. При этом акцентируется внимание на уважении личности каждого ребёнка всеми участниками образовательного процесса. Организуется разноплановая совместная деятельность: художественная, оздоровительная, трудовая, бытовая, спортивная. Это способствует активизации учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, осознанию предъявляемых к ним требований, развитию стремления к самоконтролю действий и поступков, укреплению отношений сотрудничества, взаимодействия между членами коллектива.

Двигательная мобильность - это способность выполнять различные движения: бегать, ходить, прыгать. Эти навыки определяют физическое развитие учащегося и помогают его взаимодействию с другими людьми, позволяют участвовать в играх, спортивных мероприятиях, походах и т.п. Вот потому занятия по двигательной мобильности так важны для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В качестве одного из методов, применяемых на занятиях по двигательной мобильности и подтвердивших свою эффективность, выделяют кинезиотерапию, которая играет значимую роль в развитии двигательной мобильности детей с ДЦП, так как при выполнении кинезиологических упражнений происходит развитие головного мозга и физической активности ребёнка. Важно, что регулярные занятия с использованием кинезиологических упражнений способствуют снятию мышечного тонуса у детей с ДЦП, имеющих спастические или гипотонические состояния.

При выполнении кинезиологических упражнений происходит активизация межполушарного взаимодействия коры головного мозга учащегося, что положительно сказывается на развитии навыков двигательной мобильности. Кинезиологические упражнения развивают межполушарное взаимодействие, моторику, речь, познавательные процессы, увеличивают мышечную силу и выносливость, стимулируют процессы письма и чтения [2]. В свою очередь межполушарное взаимодействие – это основа развития интеллектуальных и физических способностей учащихся с ДЦП, способствующее расширению границ возможностей мозга.

По содержанию и назначению выделяют шесть блоков кинезиологических упражнений [3; 4]. Первый блок – это растяжки. Цель их выполнения - нормализация гипертонуса и гипотонуса. В качестве примера приведём упражнение “Тряпичная кукла и солдат”, выполняя которое ребёнок попеременно должен застыть в позе солдата либо стать таким же мягким и подвижным, как тряпичная кукла. Упражнение выполняется до полного расслабления.

Ко второму блоку относятся дыхательные упражнения, целью выполнения которых является активизация работы головного мозга учащегося. Упражнение выполняется стоя или лёжа. Необходимо медленно и глубоко дышать попеременно только через левую ноздрю, а затем только через правую ноздрю. Следующее дыхательное упражнение - “Держи дыхание”. Для его выполнения необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и присесть. Досчитать до 5 и выдохнуть.

Упражнения третьего блока – глазодвигательные. Выполняются для расширения поля зрения, улучшения восприятия, развития межполушарного взаимодействия. Например, упражнение “Будь внимателен”. Для его выполнения необходимо вытянутыми вперёд средним и указательным пальцами в воздухе нарисовать восьмерку максимального размера. Надо следить глазами за кончиками пальцев. Потом за движениями кончиков пальцев необходимо следить выдвинутым изо рта кончиком языка и глазами. Целесообразно выполнять упражнение “Найди предмет”, которое заключается в поиске глазами, не поворачивая головы, заранее размещённых в комнате изображений птиц, зверей и т.д.

Четвёртый блок – это телесные упражнения. Их выполнение способствует
снятию непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов. Например, упражнение «Марш», выполняя которое нужно маршировать, касаясь рукой противоположной ноги. Выполнить 5 раз. Затем маршировать, касаясь правой рукой правого колена, левой рукой левого колена. Выполнить 5 раз. Следующее упражнение - “Шагай на месте”. Шагая левой ногой, выполняем взмах левой руки. Шагая правой ногой - взмах правой руки.

Упражнения пятого блока направлены на релаксацию.
Выполняются под музыку для успокоения, расслабления. Это своеобразные медитации, когда ребёнок закрывает глаза и переносится в то место, где ему хорошо и спокойно.

Упражнения шестого блока – это движения для коррекции тела и пальцев, снятия синкенезий и мышечных зажимов. Например, упражнение «Игра пальчиков», заключающееся в перебирании пальцев рук, образуя кольцо последовательно указательным, средним и другими пальцами с большим пальцем. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке сначала одной рукой, затем сразу двумя.

Использование кинезиологических упражнений имеет ряд преимуществ:

1. Совершенствование двигательных навыков, развитие координации и мелкой моторики. Упражнения будут полезны детям с трудностями в письме.

2. Улучшение восприятия и реакции на окружающую среду.

3. Эмоциональная поддержка. Движение и физическая активность могут помочь детям справляться с тревожностью и стрессом, что особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4. Повышение учебной успеваемости. Исследования показывают, что физическая активность может улучшать концентрацию и память.

Таким образом, использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях по двигательной мобильности с учащимися с нарушением функций опорно- двигательного аппарата развивает память, внимание, мышление, пространственные представления учащихся, снижает утомляемость, повышает работоспособность, стимулирует интеллектуальное развитие. Эти положительные изменения способствуют улучшению качества жизни ребенка с ДЦП, повышают самооценку, уверенность в себе и, как следствие, результаты учебной деятельности учащихся.

Список использованной литературы

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с ДЦП / Е. Ф. Архипова. – М.,1989. – 79 с.

2. Деева, Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии: Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения / Н. А. Деева. – В. : Учитель, 2022. – 35 с.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигорева. – М. : AcademiA, 2006. – 240 с.

4. Мурыгина, Н. В. Комплекс упражнений для развития у детей межполушарных связей / Н. В. Мурыгина, Л. В. Вешнякова. – СПб.: Детство Пресс, 2022. – 64 с.

 

Комментарии  

# RE: Малмыго О.А.Гутор Светлана 15.11.2024 13:19
Cтатья была интересной, так как в ней были проанализированы положительные аспекты использования кинезиологических упражнений при проведении коррекционной работы с детьми с нарушением функций опорно - двигательного аппарата. Эти упражнения можно также включать в занятия по коррекции речевых нарушений.