XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Непочелович В.А.,
учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 154 г. Минска», магистрант УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В статье раскрыты особенности лиц с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются виды визуальной поддержки, которые могут быть использованы для формирования навыков учебного поведения. Приведены примеры практического использования визуальной поддержки.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; визуальная поддержка; учебное поведение, коррекционно-развивающая работа.
Nepochelovich V.A.
USING VISUAL SUPPORT TO DEVELOP LEARNING BEHAVIOR SKILLS IN
STUDENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
Annotation. The article reveals the characteristics of persons with autism spectrum disorders. The types of visual support that can be used to develop learning behavior skills are considered. Examples of practical use of visual support are given.
Key words: autism spectrum disorders; visual support; educational behavior, correctional and developmental work.
В настоящее время проблема обучения и воспитания, оказания коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) является актуальной, отмечается тенденция роста количества детей с данным нарушением развития.
Независимо от тяжести проявления нарушений, к основным диагностическим критериям РАС относятся: нарушения в сфере социальных взаимоотношений и социальной регуляции; трудности в коммуникации; ограниченные модели поведения, интересов и деятельности (повторяющийся репертуар поведения).
Сложности включения обучающихся с РАС в образовательный процесс обусловлены несформированностью умений учебной деятельности, трудностями в понимании и соблюдении правил поведения во время уроков и на переменах. О.С. Никольская отмечает, что нарушения эмоциональной сферы при аутизме также влияют на учебное поведение [4, с. 11]. Поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по формированию навыков учебного поведения у учащихся с РАС.
При этом, к функциональным возможностям людей с РАС относится преобладание зрительного восприятия и зрительной памяти, они лучше воспринимают, понимают и запоминают не аудиальную, а визуальную информацию. Это можно объяснить склонностью к упорядоченности, однозначности, постоянству, а именно визуальная информация отвечает этим параметрам [2, с. 12-13].
Следовательно, использование визуальных наглядных опор является одним из ключевых требований к организации образовательного процесса для детей с РАС и может использоваться при формировании навыков учебного поведения.
Значимость обучения детей с РАС с опорой на структурированность и визуализацию была доказана Э. Шоплером – автором системы Treatment and Education of Autistic and Communication Related Handicapped Children (TEACCH): Лечение и обучение детей с аутизмом и нарушениями коммуникации. Визуальная поддержка способствует снижению нежелательного поведения у детей с РАС, что подтверждается исследованиями американских учёных П. Кранц, М. Макдафф, Л. МакКланнахан [1, с. 137-138].
Визуализация учебного материала включает в себя любые визуальные элементы (объекты), которые отражают содержание и облегчают усвоение учебной информации.
В обучении детей с РАС могут использоваться различные виды визуальной поддержки, которые помогают снизить уровень тревожности у обучающихся с РАС и, следовательно, частоту возникновения поведенческих проблем за счет высокого уровня предсказуемости происходящего для ребенка [3, с. 54-55].
В качестве средств визуальной поддержки могут выступать: картинки, фотографии и/или надписи; опорные карты, алгоритмы, памятки; логико-семантические карты и справочные схемы; системы визуальной мотивации; визуальные компоненты социальных историй и другие [2, с. 16-17]. Кроме того, для формирования навыков учебного поведения у обучающихся с РАС можно применять визуальную поддержку в виде простой опорной графической схемы, которая состоит из ряда блоков. Переходя от одного блока к другому, придерживаясь данной схемы, обучающийся разъясняет, описывает, уточняет, отвечает на вопросы: в чем заключается проблема, какие есть варианты решения и какой из них наиболее оптимален. Опорная графическая схема постепенно начинает применяться учеником самостоятельно, после многократного совместного использования.
Визуальная опора «сначала – потом» представляет собой таблицу с двумя колонками, в которых наглядно обозначены два события: действие, которое необходимо выполнить, и награда, которую можно получить по его завершению [2, с. 11]. Обучающийся способен показать или ответить, что запланировано сначала, потом, что будет дальше.
Визуальное расписание представляет собой набор изображений, объектов и надписей, которые демонстрируют последовательность событий в определённый промежуток времени (например, расписание уроков в разные дни недели). Использование расписания способствует тому, что обучающийся с РАС начинает постепенно осознавать, какая деятельность происходит в определённый момент времени (день недели), а также помогает подготовиться к возможным изменениям. Освоив визуальное расписание, обучающийся с РАС лучше усваивает и понимает временную структуру и её последовательность. Таким образом, можно отметить, что данный вид визуальной поддержки положительно влияет на формирование навыков учебного поведения у обучающихся с PAC.
Ещё одно средство визуальной поддержки – последовательность событий, которая представляет собой серию изображений, иллюстрирующих порядок предстоящих действий (собери портфель, надень портфель, иди в школу, зайди в класс и др..) или этапы выполнения действий на уроке (слушать учителя, открыть тетрадь, выполнить задание, закрыть тетрадь и др.).
Наглядное отображение норм и правил поведения, действующих в школе отображаются в визуальной памятке. Она помогает ученикам с РАС самостоятельно запомнить, осознать, понять, как вести себя в школе, а также визуально соотносить правильное и неправильное поведение.
При формировании навыков учебного поведения у обучающихся с РАС можно использовать визуальный календарь – это таблица с датами, в которой можно фиксировать предстоящие события и их последовательность в течение дня.
Помимо уже перечисленных, типы визуальной поддержки могут включать использование цифр для обозначения порядка действий, специальных значков для привлечения внимания учащегося к определенному объекту.
Визуальная поддержка подразумевает также использование различных технических средств, включая смартфоны и планшеты, ноутбуки и др. Учащиеся с расстройствами аутистического спектра проявляют интерес к смартфонам, умным часам и другим устройствам, что способствует увеличению их мотивации к применению визуальной поддержки, которую данные гаджеты могут предоставить. Кроме того, такая техническая визуальная поддержка делает процесс помощи более естественным и адаптированным к возрасту учащегося с РАС.
Примеры использования средств визуальной поддержки для формирования конкретных навыков учебного поведения у учащихся с РАС:
- Находить своё учебное место в классе.
Для формирования данного навыка учитель-дефектолог может приклеить на край стола фотографию ребенка (номер или изображение, соответствующие номеру его шкафчика). Также в классе можно приклеить на пол стрелки или следы, которые ведут учащегося РАС к его рабочему месту.
Ребенок может ориентироваться и по схеме класса. На схеме должны быть видны основные объекты: стол учителя, доска, окно, дверь, столы учащихся и стол ребенка с РАС, выделенный определенным цветом или обведенный вокруг.
- Подготавливать своё рабочее место к уроку.
Одним из вариантов визуальной поддержки для этого навыка является планшет, на котором есть графа «сейчас» (в данной графе визуальное изображение урока, к которому готовится ребёнок) и графа «нам понадобится», в которую вносятся все предметы, необходимые к уроку. Так же могут использоваться карточки с фотографией стола ребенка, подготовленного к уроку. Перед началом урока учитель-дефектолог или воспитатель персонального сопровождения предлагает учащемуся фотографию с партой, на которой имеются все необходимые предметы. Учащийся по фотографии готовится к уроку.
- Соблюдать порядок на рабочем месте.
Для формирования данного навыка можно использовать визуальную поддержку из предыдущего пункта.
- Использовать учебные предметы по назначению.
Используются карточки-правила. Например, если учащийся бросает кисточки, то сделать карточку, на которой будет указано «рисую кисточкой» (выделить слово «рисую»)
- Ждать установленный промежуток времени.
Для формирования навыка могут быть использованы такие средства, как: песочные часы, таймер (в тома числе на телефоне), либо карточка «жди».
- Выполнять задание до конца.
Учащемуся предлагается алгоритм выполнения задания по этапам (например, алгоритм решения задач). Он выполняет этапы и ставит отметку об их выполнении. Таким образом учащийся видит, выполнил он всё задание полностью или нет.
Так же может использоваться карточка, на которую педагог заранее прикрепляет, например, количество примеров по математике. Когда учащийся решил пример – квадрат зачеркивается. Если зачёркнуты все квадраты – то решены все примеры. Соответственно, задание является выполненным.
При формировании данного навыка может быть использована система мотивации в виде карточки «сейчас-потом». Если учащийся выполняет задание до конца, то он получает возможность совершить желаемое действие.
- Поднимать руку при ответе.
Памятка-карточка «подними руку». Может быть использован такой приём: когда воспитатель персонального сопровождения видит, что учащийся готов отвечать, либо когда учащийся выкрикивает, то педагог касается руки ребёнка для того, чтобы напомнить о правиле.
- Выполнять действия по очереди.
Карточка «моя очередь». Так же воспитатель персонального сопровождения может переворачивать стрелку, класть фишку, ставить флажок тому, чья очередь сейчас выполнять задание (учащегося с РАС или его соседа).
- Работать в паре.
Использование карточки «работа в паре», либо социальной истории.
Таким образом, использование различных средств визуальной поддержки направлено на формирование учебного поведения обучающихся с РАС и расширение их социальных и коммуникативных навыков.
Список использованной литературы
1. Krantz, P.J. Programming Participation in Family Activities for Children with Autism: Parent’s use of photographic activity schedules / P.J. Krantz, M.T. MacDuff, L.E. McClannahan // Journal of Applied Behavior Analysis. – 1993. – P. 137-138.
2. Коэн, М. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом / М. Коэн, Ф. Питер, пер. с англ. У. Жарниковой, науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2018. – 264 с.
3. Лаврентьева, Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей –дошкольников / Н. Б. Лаврентьева // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 52-63.
4. Никольская, О. С. Аутичный ребёнок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е.Р. Баенская, М. М. Либлинг. – Москва: Теревинф, 2007. – 148 с.