XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Сидорко Т.В.,
старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет»
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
Аннотация. В статье рассматривается значение логопедической ритмики в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Описываются особенности применения логоритмических средств в процессе приобщения к национальной культуре детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: дети с нарушениями речи, логопедическая ритмика, национальное самосознание.
Sidorko T.V.
INTRODUCING CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS TO NATIONAL CULTURE BY MEANS OF LOGORHYTHMICS
Abstract. The process of introducing children with speech disorders to the national culture by means of speech therapy rhythmics contributes to the formation of their value attitude to the Motherland, fosters respect for the traditions of the Belarusian people. I immerse children in play situations using the achievements of oral folk art, unobtrusively developing a sense of belonging to the Belarusian nation.
Keywords: children with speech disorders, speech therapy rhythm, national identity.
В последние годы в системе образования Республики Беларусь особое внимание уделяется формированию у будущего поколения национального самосознания, национальной идентичности.
Культурный код любого народа хранится и передается, в первую очередь, посредством речи, её письменно языковой и устно языковой форм. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Дети, имеющие нарушения в формировании речи, могут испытывать специфические сложности в процессе социализации [3, 6], в процессе освоения национальной культуры. Личность детей с нарушениями речи формируется в условиях дефицитарного развития. Недоразвитие процесса коммуникации, своеобразие речевого общения, речевой негативизм, бедный словарный запас, сложности переработки и хранения информации, связанной с использованием речи, оказывают негативное влияние на формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности детей. Последнее является целью непрерывного образования детей и учащейся молодежи в нашем государстве [4]. Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи определяют необходимость организации целенаправленного процесса по приобщению детей с нарушениями речи к национальной культуре. При организации образовательного процесса с данной категорией детей, наряду с традиционными формами и средствами работы (знакомство с устным народным творчеством, посещение музеев, декоративно-прикладное искусство и т.п.), целесообразно использовать и альтернативные средства, одним из которых является логопедическая ритмика.
Цель статьи – описать особенности использования логоритмических средств в процессе приобщения к национальной культуре детей с тяжелыми нарушениями речи.
Реализация стратегических направлений воспитания, указанных в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы [4], в рамках работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, требуют от педагогов знания особенностей формирования и развития данной категории детей. Тяжелые нарушения речи – собирательный термин, который объединяет нарушения, выраженные в такой степени, что дети не могут освоить общеобразовательную программу, для них необходимо создание специальных условий обучения и воспитания. Органическая природа речевого расстройства приводит к нарушению процессов внутреннего программирования речи, оказывает негативное влияние на регуляцию и контроль поведения и деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи. Это приводит к своеобразию в усвоении норм и правил социального поведения [5], формированию адекватной самооценки и самосознания у детей с тяжелыми нарушениями речи [3, 5]. Недостаток интегративной функции самосознания приводят к сложностям социализации таких детей, в том числе и приобщению их к национальной культуре. В традиционной образовательной практике процесс приобщения детей начинается через прослушивание и пересказ произведений устного народного творчества, рассказ о традициях белорусского народа. Однако в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимо преобладание наглядных и практических методов, средств над словесными.
Логопедическая ритмика представляет собой своеобразную форму организации коррекционно-развивающей работы, которая предполагает преодоление или минимизацию проявлений нарушений речи посредством сочетания музыки, движения и речи. Коррекционный потенциал логоритмических средств нельзя не переоценить. С точки зрения клинического аспекта, в процессе выполнения логоритмических упражнений одновременно активизируются различные участки головного мозга, поскольку любой двигательный акт обеспечивается суммарной деятельностью различных анализаторов (двигательного, слухового, зрительного, речевого). Это обеспечивает развитие психомоторной сферы ребенка. Психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления двигательной деятельностью. Двигательная активность также способствует комплексному формированию личности ребенка. Ребенок познает таким образом окружающий мир, учится взаимодействовать в нем. В движениях просматриваются первые личностные качества, которые в дальнейшем будет формироваться и развиваться. Сущность психологического аспекта использования логоритмических средств отражается в воспитательных задачах логопедической ритмики, среди которых: нравственное и эстетическое развитие детей с нарушениями речи, воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма. Грамотно подобранный музыкальный материал и дидактические пособия позволяют решать не только коррекционные задачи, но и приобщают детей к национальным традициям, музыке, устному народному творчеству, способствует формированию морального облика ребенка.
В процессе приобщения детей с нарушениями речи использование данных средств должно опираться на принципы сознательности и активности, сотрудничества, коммуникативного подхода, системности, учета симптоматики. В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи используют разнообразные логоритмические средства: ходьба и маршировка; пение; упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения, игра на музыкальных инструментах и др. [2, с. 30]. Рассмотрим их более подробно, преломляя сквозь призму использования достижений белорусского народного творчества.
На каждом логоритмическом занятии используется ходьба и маршировка в различных направлениях с целью формирования умений ориентироваться в пространстве во время движений, не сталкиваться во время встречной ходьбы, ходить парами, соблюдать заданное расстояние между своими сверстниками, иными словами – ориентироваться в коллективе. Применение данного средства рекомендуем сопровождать белорусскими народными песнями и танцами различного музыкального темпа и ритма. Для активизации темпо-ритмической организации двигательной сферы можно использовать мелодию танцев «Лявониха», «Полька-янка», «Закруглянка», «Козачка», «Крыжачок». Формированию нормального темпа способствует движение под музыкальные композиции «Перепёлка», «Крыжачок» (танцы); «Бульба», «Чабарок» (песни). Для развития навыков расслабления, снятия эмоционального и мышечного напряжения целесообразно использовать колыбельные песни («Купалинка», «Калыханка», «Ой, рана на Ивана», «Ой, рэчанька, рэчанька…» и т.п.) и крестинные песни [1, с. 3].
После завершения ходьбы, рекомендуется использовать прием «слушание музыки». В качестве дидактического материала применяются те же музыкальные произведения, что и процессе ходьбы и маршировки. Детям предлагается их прослушать и поднять картинку с изображением настроения (смайлик), которое соответствует тому, что они чувствуют. Далее проводится беседа о прослушанных мелодиях и как они создавались белорусским народом. Беседы рекомендуется сопровождать просмотром видео материла с белорусскими народными танцами, песнями, разучиваем отдельных элементов танцев.
Включение в коррекционные занятия элементов слушания развивает у детей с тяжелыми нарушениями речи слуховое восприятие, в процессе активного слушания у них формируется способность различать эмоциональные оттенки, в том числе и в процессе коммуникации, решается важная коррекционная задача – формирование основ фонематического восприятия, которое первично нарушено у данной категории детей. Для развития умения дифференцировать звуки окружающей среды можно использовать логоритмическое средство «игра на музыкальных инструментах» [2]. В процессе занятий дети с тяжелыми нарушениями речи слушают, различают и воспроизводят по образцу ритмические контуры, мелодии на белорусских народных инструментах: дудка, жалейка, свистулька, колотушка, ложки и т.п. Применение народных инструментов решает ряд других коррекционных задач. Так, с помощью духовых музыкальных инструментов у детей данной категории формируется направленная воздушная струя, навык правильного диафрагмального дыхания. Натуральный материалы, из которых изготовлены данные инструменты, развивают тактильную чувствительность детей с тяжелыми нарушениями речи.
У большинства детей с тяжелыми нарушения речи констатируется недоразвитие моторной сферы, нарушается точность, полнота движений, их координация. Для развития мелкой моторики на логоритмических занятиях можно изготавливать традиционные белорусские куклы-мотанки. Изготовление кукол осуществляется из натурального природного материла, называние которого расширяется словарь качественных прилагательных детей с нарушениями речи. В процессе изготовления у детей формируется зрительно-моторная координация, точность и целенаправленность тонких движений рук. Кроме того, белорусские народные куклы несут в себе определённые образы («Подорожница», «Пара», «Желанница» и т.п.), формирую у детей представления о семье, семейных традициях, укладе, роли мужчины и женщины. Играя с куклами у детей формируется умение фантазировать, развивается воображение, активизируется познавательная деятельность.
Таким образом, процесс приобщения детей с нарушения речи к национальной культуре средствами логопедической ритмики способствует формированию у них ценностного отношения к Родине, воспитывает уважение к традициям белорусского народа. Погружаю детей в игровые ситуации с использованием достижений устного народного творчества, ненавязчиво развивается чувства принадлежности к белорусской нации.
Список использованной литературы
1. Белорусские народные песни : сборник / Под ред. П. В. Шейна. – С. Петербург, 1874. – 286 с.
2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
3. Зайцев, И. С. Социализация и социальная адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи: теоретический аспект / И. С. Зайцев, О. Ф. Валькович // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 16 / рэдкал. : А.М. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.]; ДУА «Акадэмія паслядыплом. адукацыі». – Минск: АПО, 2018. – С. 80–87.
4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы: постановление М-ва обр. РБ. – Режим доступа : https://fsc.bsu.by/wp-content/uploads/2023/03/Metod_rek_Programma_nepreryvnogo_vospitaniya08112021.pdf. – Дата доступа : 14.10.2024.
5. Сидорко, Т. В. Деятельностный подход как основа формирования социального поведения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Т. В. Сидорко // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. научн. ст. VI Респ. науч.-практ. конф. (с междунар. уч.) / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Н. В. Крюковская (отв. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2019. – С. 142–146.
6. Харитонова, Е. А. Овладение коммуникативными умениями как важное условие социализации детей с нарушениями речи / Е. А. Харитонова // XIV (61) Региональная научно-практическая конференция преподавателей, научных сотрудников, аспирантов университета: сборник статей / Вит. гос. ун-т; редкол.: И. М. Прищепа (отв. ред.) [и др.]. – Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. – С. 197–201.