XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Ловцевич И.В.,

учитель ГУО «Гродненская специальная школа–интернат №2»

Скурко М.В.,

учитель ГУО «Гродненская специальная школа–интернат №2»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «СINEMA–ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию финансовой грамотности обучающихся с нарушением слуха с использованием «CINEMA–технологии». Потенциал использования видеоматериалов в образовательной деятельности – актуальное и перспективное направление в педагогической практике.

Ключевые слова: учащиеся с нарушением слуха, CINEMA–технология, информационные технологии, обучение.

 

Lovtsevich I.V.

Skurko M.V.

USING «CINEMA-TECHNOLOGY» TO DEVELOP FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT

Abstract. The article presents experience in developing financial literacy of students with hearing impairment using «CINEMA technology». The potential of using video materials in educational activities is a current and promising direction in pedagogical practice.

Keywords: students with hearing impairment, CINEMA technology, information technology, education.

Современные цифровые технологии создают новые вызовы для человека в финансовой сфере, требуя от него соответствующих знаний и подготовки для принятия взвешенных решений. В связи с этим одним из главных направлений образовательной политики в Республике Беларусь становится повышение уровня финансовой грамотности среди школьников [4]. Финансовая грамотность сегодня — это важнейший навык, необходимый для успешной жизни в условиях цифрового общества. Вместе с тем это неоднозначный, сложный и разноплановый феномен, который формируется с раннего детства и основывается на совокупности знаний, навыков и личных установок [5, с. 84].

Однако, в мире, где звуки являются неотъемлемой частью общения и восприятия, дети с нарушением слуха сталкиваются с уникальными вызовами в процессе обучения. Согласно исследованиям, люди с инвалидностью являются активными пользователями финансовых продуктов и услуг. Активно участвуя в экономической жизни общества, они также нуждаются в доступе к финансовым услугам и их потребности могут быть такими же разнообразными, как и у людей без инвалидности: от открытия банковского счета и получения кредита до инвестирования и страхования [1, с. 7]. При этом у них сформированы установки на их недоступность, страх незащищенности, ощущение беспомощности при совершении элементарных банковских операций, путаница в финансовой терминологии. Обозначенные проблемы относятся и к людям с нарушением слуха, которые входят в число наиболее уязвимых социальных групп [3, с. 48]. Они испытывают трудности в восприятии информации, в социализации и адаптации в слышащем обществе [2].

Поэтому в процессе проектирования и создания комплекса психолого-педагогических и организационно-технических условий для повышения эффективности занятий по формированию у учащихся с нарушением слуха финансовой грамотности педагогами государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» была выбрана «CINEMA–технология. Она трансформирует сложные концепции и абстрактные идеи в яркие запоминающиеся образы, используя сочетание изображения, звука, движения и музыки и объединяет их в единый мультимедийный формат. Использование видеоматериалов становится одним из перспективных методов в педагогической практике, а его применение - все более актуальным [6]. Воспитательные аспекты данной технологии способствуют формированию ценностных ориентаций учащихся, помогают им применять полученные знания на практике и принимать осознанные решения в жизненных ситуациях.

Для учащихся средней и старшей школы на занятиях по финансовой грамотности мы используем учебные сериалы, созданные в рамках образовательных проектов ПАКК «Проекты в кино» и снятые белорусской кинокомпанией «АВЕ Медиа». Данные видеоматериалы размещены на странице «Финансы и кино» [7].

Каждый сериал состоит из самостоятельных короткометражных художественных фильмов, объединенных героями и конкретной темой. Герои каждого сериала – ровесники школьников, которые попадая в различные непростые ситуации, демонстрируют примеры правильного и неправильного финансового поведения. Все учебные фильмы могут использоваться в качестве поддерживающих учебных материалов, повышающих эффективность формирования финансовой грамотности. Достоинством также является наличие в обучающих фильмах сопроводительных титров. Учащиеся с нарушением слуха воспринимают аудиовизуальный контент тремя основными способами: благодаря сурдопереводу, чтению по губам и субтитрам. Однако не все люди со слуховой депривацией знают в достаточной мере и используют в повседневной жизни язык жестов, к тому же он не универсален, существуют различные системы жестовой речи. Чтение по губам также доступно не всем, также важно чтобы говорящий на экране был обращен к зрителю лицом. Поэтому наиболее удобным средством являются субтитры, позволяющие сделать аудиовизуальный контент доступным для восприятия нашими учащимися.

CINEMAтехнология включает в себя 3 этапа:

1. Этюд – это анонсирование фильма или видеоматериала.

2. Экспликация (от лат. – усиление) – просмотр видеоматериала или его элементов, актуализация переживаний посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма.

3. Рефлексия – подведение итогов, поиск вариантов решения проблемы не только в дальнейшем действии (не только к героям фильма и их прототипам), но и в дальнем действии (по отношению к конкретным ситуациям, задачам).

На этапе рефлексии происходит осознание учащимся собственной позиции по отношению к затронутой в фильме проблеме. В ходе групповой проблемной работы происходит поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и абстрактным прототипам героев), а в близкодействии (по отношению к себе, своей семье, конкретным людям, живущим рядом, по отношению к ближайшему социуму).

Технологическая схема включения видеоматериала в занятие включает два этапа: до и после просмотра. На первом этапе – мотивация, акцентирование внимания учеников на конкретных вопросах, ответы на которые они должны получить в ходе просмотра. На втором – анализ, рефлексия, оценка финансовых решений и моделей этих решений. Оба этапа включения видеоматериала в занятие очень важны, такая системная работа способствует формированию метапредметных результатов обучения финансовой грамотности: умений контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок; умений слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; дает возможность самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Использование видеоматериалов на занятиях по финансовой грамотности направлено на:

визуализацию основного содержания учебных занятий;

наглядное интерактивное представление новой информации;

акцентирование внимания на наиболее важных вопросах содержания тем по финансовой грамотности;

создание проблемных (учебных) ситуаций, организацию разных форм групповой работы на занятиях;

демонстрацию проблемных ситуаций, которые требуют принятия грамотных финансовых решений, и модели этих решений;

рассмотрение типичных ошибок потребителей финансовых услуг.

Данная технология была апробирована в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» в 2022/2023, 2023/2024 учебных годах на уроках, факультативных и внеклассных занятиях в 9–12 классах. Показателем результативности и эффективности ее использования явились результаты диагностики 2023/2024 учебного года, которые по сравнению с результатами 2022/2023 учебного года свидетельствуют о повышении уровня финансовой грамотности у учащихся с нарушением слуха, приобретении практических навыков выбора оптимальных финансовых инструментов.

Таким образом, CINEMA–технология является эффективным инструментом для повышения финансовой грамотности детей с нарушением слуха. Она способна преодолеть барьеры восприятия, сделать обучение более эффективным и помочь учащимся со слуховой депривацией овладеть важными финансовыми навыками, необходимыми для их дальнейшей жизни. Данная технология не заменяют традиционные методы обучения, а являются дополнением к ним.

Ключевая роль в обучении финансовой грамотности учащихся с нарушением слуха отводится педагогам, которые могут адаптировать учебные материалы и методы обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Список использованной литературы

1. Беларусь в цифрах: статистический справочник (2023) / Е.И. Кухаревич [и др.]. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2023. – 61 с.

2. Богданова, Т. Г. Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова / Сурдопедагогика – М. : изд. центр «Владос», – 97 с.

3. Конвенция о правах инвалидов. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 61/106 [Электронный ресурс] : – Режим доступа : http://mintrud.gov.by/ru/new_url_369854369. ‑ Дата доступа: 10.10.2024.

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 241/6 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file5124452b7cb6f63a.PDF. – Дата доступа: 10.10.2024.

5. Теоретические и методологические аспекты обучения финансовой грамотности в контексте школьного образования. [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://znanio.ru/pub/3583. – Дата доступа: 10.10.2024.

6. Учебные видеоматериалы: понятие и типология [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://nitforyou.com/tipologiauchvideo. ‑ Дата доступа: 10.10.2024.

7. Финансы и кино [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://edu.pacc.ru/kinopacc/. – Дата доступа: 10.10.24.